Зиябек Кабульдинов привел исторические сведения об отличительных особенностях жителей Великой степи

Здесь приводятся фрагменты этой публикации, имеющие непреходящее значение для патриотического воспитания подрастающего поколения. Это особенно важно в рамках реализации программы Елбасы «Рухани жаңғыру».

Уважение старших

Российский исследователь А.И.Левшин в своей знаменитой книге «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей» (Спб,1832), описывая характер и нравы казахов, писал: «Признательность к благодеяниям и почтение к старикам, или аксакалам, суть лучшие черты его характера!».

Подобную оценку казахский народ мог заслужить только лишь хорошим воспитанием своих детей. Думается, читатели кое-что полезное возьмут из опыта наших предков... Другой известный российский исследователь Н. Малицкий подчеркивал: «У казахов весьма развито уважение к старшим, особенно старшим родственникам… Молодые люди при появлении старших вставали, уступали им место. Шутки и забавы в присутствии стариков считались неприличными. Женатые сыновья, получив свою долю скота (енши), жили отдельно, но младший сын оставался при родителях». В конце XIX века немецкий исследователь Ф. фон Шварц писал: «Кроме султанов и батыров, у киргиз-кайсаков пользуются особым уважением и почетом еще и все старые мужчины, невзирая на их происхождение».

Знали и помнили семь поколений предков

Это нужно было для предотвращения кровосмешения между родственниками, для упорядочения взаимоотношений различных общин. В поиске родственников нам помогают семейные предания и генеалогические таблицы (шежире), которые люди ведут, чтобы не раствориться в водовороте времени и пространства. В Европе и многих регионах Азии свои генеалогии ведут отдельные семьи рыцарей, баронов, графов, князей, членов правящих династий королей, царей и императоров. Родословную в виде «паспортов» имеют и породистые собаки, и скакуны. Но чтобы весь народ имел и знал свою генеалогическую таблицу «вглубь» до семи поколений и более, это, видимо, относится только к честолюбивым казахам-степнякам. Кочевая и полукочевая жизнь древних обитателей степи предопределила это уникальнейшее явление: знание имен своих как минимум семи предков.

О том, что каждый казах должен знать своих предков, свидетельствуют и бытующие до сих пор поговорки и пословицы: «Жеті атасын білмеген – жетімдіктің белгісі» («Незнание семерых своих предков - признак того, что ты сирота»), «Жеті атасын білген – жеті жұрттың қамын жер, жеті атасын білмеген – құлағы мен жағын жер» («Тот, кто знает семерых своих предков, может быть защитником народа, тот, кто не знает, этого не сможет сделать»).

В начале XIX века Л. Майер писал: «Ничего нет легче, как составить родословную степняка или даже нескольких их - стоит только расспросить несколько казахов и записать их предания». Исследователь этой же эпохи венгр Вамбери писал, что при встрече двух казахов одним из первых задается вопрос о происхождении. Казахи – мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба до сих пор продолжают верить в силу и могущество духов своих легендарных предков и каждый раз зовут их на помощь, когда им трудно и грустно, зовут в том числе своих батыров, погребенных в местных зиратах (кладбищах). В них остается тенгрианство, которое органически мирно сосуществует с исламом. Омские казахи до сих пор продолжают говорить «Тәңір жарылғасын!» («Хвала Тенгри!»).

Любовь к своей земле

По данным отечественного антрополога О. Исмагулова, на протяжении последних 3,5 – 4 тысяч лет более 80% населения Казахстана и сопредельных территорий были автохтонами (коренными жителями) и всего лишь незначительная часть - пришлыми людьми, впоследствии мирно ассимилированными местным добрым и гостеприимным населением. Особая любовь к своей земле объяснялась рядом обстоятельств. Во-первых, степняки, уважавшие духов предков, никогда не позволяли себе оставлять могилы отцов и дедов и всячески их оберегали. Во-вторых, земля, населенная казахами издревле, была поделена между кочевыми общинами и передавалась из поколения в поколение.

Культ богатых людей

Практически до начала XIX века все казахи были весьма состоятельны. Личная свобода, честолюбие, отсутствие рабства и крепостного права, преимущественно скотоводческий образ жизни, наличие огромных степных пространств и богатейших пастбищ, низкая плотность населения способствовали созданию культа самодостаточных и практически поголовно состоятельных людей. Казахи имели опыт силовой защиты своего основного богатства: семьи (рода) - скота – земли. Богатство, в первую очередь, исчислялось многотысячным поголовьем скота. Но богатство не было самоцелью, его накопление являлось средством самовыражения и личной свободы степняка. Наличие большого количества скота позволило не только безбедно жить. Степняки могли преспокойно женить своих сыновей, выплачивая калым (минимальное количество – 47 голов скота). Богатство позволяло устраивать пышные тризны (асы) в честь уважаемых предков. Для них не составляло труда принимать гостей.

Об одном из «степных Крезов» (обладатели больших богатств) Сапак-бие написал русский офицер С. Броневский, исследовавший жизнь и быт казахов Северо-Восточного Казахстана в первой трети XIX века: «В Средней Орде есть весьма богатые казахи. Например, в Карпытской волости бей Сапак имеет до 10 тысяч лошадей (по другим сведениям - 18000), множество верблюдов и другого скота; когда он кочует с одного места на другое, то навьючивают более 150 верблюдов. Он человек добродетельный, в барантах (угон чужого скота) никогда не замешивался и оттого живет покойно».

И другим помогал жить, как помогали многие состоятельные степняки. В начале XIX века известный российский исследователь Я. Гавердовский писал: «Прежде признавали бедным того казаха, который не мог насчитать в своем табуне 1000 овец и 100 лошадей…». Те, кто побогаче, практически безвозмездно или на временной основе передавали часть скота своим обедневшим сородичам. Из более ранних свидетельств исследователя Георги: «Ежели табуны чьи-нибудь скоро размножатся, то он (хозяин) почитает сие благодатию и разделяет по бедным людям знатное число скота. Ежели сей податель пребудет в благосостоянии, то наделенные им люди не бывают ему за то ничем обязаны; если же он по причине скотского падежа, расхищения, по иным каким несчастиям лишится своих стад, то наделенные им прежде приятели дают ему такое же число или еще и с приплодом скота».

Среди казахов практически отсутствовало такое позорное явление, как воровство, что отмечал в середине XIX века М.И.Красовский: «Воровство… в степи, собственно, между казахами почти не имеет места». Никто не подвергал разорению зимних жилищ. Степняки не имели понятия, что такое крючок или задвижка, позволявшие закрывать двери изнутри. Они старались не считать поголовье своего скота, считая это плохой приметой.

Отменные воины

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отмечает: «Национальный дух казахов кроется в их героизме». Высокие боевые качества они унаследовали от своих предков – кыпчаков, тюрков, гуннов и саков. Необходимость отстоять свои земли, народ и скот от набегов иноземных захватчиков предопределила их военный образ жизни.

Степняки обладали такими важными воинскими качествами, как выносливость и терпение, храбрость и отвага. Высочайшие боевые качества коренных жителей степи отмечали большинство российских и зарубежных исследователей. К примеру, Ф.М. Лазаревский, прекрасный знаток быта Младшего жуза, в середине XIX века восторженно писал: «Казахи храбры и отважны более, нежели другие соседственные с ними кочующие народы». Это же отмечал известный русский литератор В.С.Бурнашев: «Отважность блестит в их небольших черных глазах, крепость тела показывает силу, которой они одарены».

Не уступала в воинственности и женская половина степи, о чем в то же время писал другой представитель России Ф.Назаров: «Жены их, будучи также хорошими наездницами, сражаются вооруженные копьями и бердышами и едва ли не превосходят в лютости мужчин».

Известный английский ученый нового времени Д. Флэтчер, независимой оценке которого мир может доверять, также восхищался мужеством степняков: «Смерть до того презирают, что охотнее соглашаются умереть, нежели уступить неприятелю, и, будучи разбиты, грызут оружие, если уже не могут сражаться или помочь себе». Англичанин Аткинсон, наблюдая воинские качества казахов, отмечал: «Имея хороших офицеров, казахи могли бы составить лучшую кавалерию в мире. Им присущи все качества, прославившие в истории знаменитые полчища Чингисхана…».

Здоровый образ жизни и долголетие

Казахи еще в XVIII веке были народом-долгожителем. Крепкое здоровье и долголетие жителей Великой степи объяснялось рядом факторов и обстоятельств.

Степняки много времени пребывали на свежем воздухе, при этом часто меняя местожительство. Поэтому, к примеру, они практически не знали, что такое туберкулез или инфекционные заболевания. Об этом писал Георги: «При беспечной и простой жизни в чистом воздухе открытых своих степей редко претерпевают они болезни и многие бывают и на старости еще крепки».

Они питались экологически чистыми и натуральными продуктами, преимущественно мясомолочного состава. Излюбленным напитком был целебный кумыс, полезные свойства которого давно доказаны.

Степняки были как бы связаны воедино с лошадью. Регулярное и длительное нахождение на верховой лошади способствовало укреплению их физического здоровья. Бесплодных мужчин и мужчин с больной простатой в степи практически не было.

Скотоводы практически не употребляли винно-водочные изделия, которые заметно подрывали здоровье оседлых жителей. В. Радлов в этой связи замечает: «Такое зло, как пьянство, казахам совершенно не свойственно». Не получило распространение среди казахов и употребление табака.

Несмотря на отсутствие врачей, казахи имели много народных целителей, искусство которых передавалось из поколения в поколение. Степняки издревле лечились на соленых и грязевых озерах. Для лечения больных использовали различные травы и настойки. Сегодня искусство казахских лекарей хорошо сохранилось в местах компактного проживания наших соотечественников в Китае. В традициях местных жителей имели место случаи приема ими «песочных ванн», которые также подзабыты нашими современниками.

Абсолютное большинство жителей степи ради забавы занималось охотой, спортивными играми и состязаниями, что также способствовало увеличению продолжительности их жизни и здоровому образу жизни.

Уже упоминавшийся русский генерал С. Броневский писал: «Единообразная жизнь и пища, нахождение всегда на свежем и открытом воздухе много предохраняет казахов от болезней; они доживают до глубокой старости, много встречается 100-летних, а 70–летние переносят все труды наравне с молодыми и отнюдь не кажутся дряхлыми. Зрение их иногда преждевременно повреждается от дыма... против чего употребляется род очков, сплетенных из черных конских волос; зубы в невредимости сохраняются до кончины; от простуды же мало страдают». Немецкий исследователь Ф.фон Шварц отмечал отменное здоровье казахов: «Казахи обладают среди всех народов Центральной Азии очень хорошим здоровьем, так что сложилась поговорка: «Здоров, как казах!».

Жители Великой степи обладали такими непреходящими качествами, как толерантность, доброта, гуманность, сострадательность и человечность. Известный казахский ученый и просветитель Ш. Уалиханов подчеркивал: «Казахский народ – один из самых добрых народов планеты».

Издревле люди Великой степи отличались гостеприимством. Оно формировалось на протяжении тысячелетий. Одним из первых зафиксировал гостеприимство казахов Геродот: «Они и соседей своих примиряют в несогласии, и кто в бегстве прибегнет к ним под защиту, тому никто не причиняет обиды». Мудрый и святой Коркыт ата, которого до сих пор почитают все казахи, наставлял придерживаться обычая гостеприимства следующими поучениями: «Дому, куда не приходит гость, лучше обрушиться».

Богатые бескрайние пастбища, позволявшие содержать многочисленное поголовье скота, личная свобода, честолюбие степняков давали возможность не только жить самим в достатке, но и оставлять запасы продуктов для гостей, считавшихся путниками, которых отправлял Всевышний. В хозяйстве или имуществе любого степняка была и «доля» гостя.

Видный немецкий исследователь Казахстана XIX века Ф.Хелльвальд отмечал: «Казахи в высшей степени гостеприимны, так что чужестранец может спокойно спать в юрте, не боясь быть ограбленным или убитым». Не могли не заметить это и американцы, работавшие в крае в английских горнорудных компаниях. В конце XIX века в степях Казахстана некоторое время работал американский инженер Э. Нельсон-Фелл, который не сумел сдержать свои эмоции, наблюдая непривычный для него обычай: «Это, конечно, чудесный закон, и ему повинуются повсеместно. Гостю аула ни в чем нельзя отказать, неважно, каковы были взаимоотношения между ним и хозяином… Долг гостеприимства властвует над всеми другими чувствами. Большинство законов и обычаев иногда нарушается, но этот закон - никогда».

У казахов с давних пор существовали уникальные традиции взаимопомощи, готовности помочь любому страждущему, которые заметно цементировали общество в цельный монолит. Об этом хорошо сказал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Открытость и искренность, миролюбие, готовность помочь любому страждущему или гонимому, невзирая на его национальность, веру и язык – врожденные и неотъемлемые качества нашего народа». Смысл таких традиций состоял в том, что погорельцы или семьи, пострадавшие от набега или от суровой зимы, наводнения или голода, получали существенную материальную помощь со стороны одноаульчан или единородцев. Пострадавшим выделяли скот, одежду, жилье и посуду. Это было проявлением сочувствия и сострадания. Отказавший в такой помощи мог быть исключен из рода и выселен.

В степи получил распространение и обычай жұртшылық. Суть его заключалась в том, что однородцы помогали соплеменнику в возвращении долга. Совет старейшин принимал решение просить помощи у народа. Это было показателем сплоченности народа, проявлением милосердия и заботы о своих ближних и родных. К примеру, обычай асар. Со всего аула собирались люди и общими силами выполняли работу. Подобным образом строили зимние жилища, копали колодцы, а также помещения для скота. Асар был ярким отображением братства и единства сородичей. Все работали бесплатно, без какого-либо расчета на вознаграждение. Не прийти на объявленный асар считалось недостойным поступком и всегда осуждалось степняками.

Мы сохранили светлую память о лучших своих представителях, об их благородных и судьбоносных деяниях, делая богатую и насыщенную историческую информацию достоянием потомков. Она помогает нам уверенно двигаться вперед. Во имя светлого будущего. Во имя мира и созидания. Во имя благополучия и счастья наших детей, внуков и правнуков…

В поступках и характерах своих близких и далеких предков мы черпаем силу, волю, веру, надежду в лучшее, что есть у человечества. Лучшие из наших пращуров – самые реальные «доказательные» примеры успешности, гуманизма, человечности, образованности, культурности, гостеприимства, трудолюбия, состоятельности, отваги, мужества, преданности земле, верности обещанному слову, искренности, мудрости и доброты.


Сагиндык Салмурзин
газета "Северный Казахстан"
"Люди Великой степи"
14.07.18

Поделиться статьёй: