Женис Абильмажин мечтает создать комфортные условия для детей с нарушениями слуха

«Раньше я не задумывался, как живется в стране глухих, когда мир вокруг тебя лишен звуков. Сейчас, работая и общаясь с детьми с нарушениями слуха, я прочувствовал важность двух слов: принятие и участие. Принятие - это когда я вместе с детьми хочу заявить: «Мы есть! Мы хотим жить полноценной жизнью!». С этих слов разговор Женис Абильмажин в преддверии своего 60-летнего юбилея.

В постоянном поиске

Лидер в организации персонализированной среды. Так о юбиляре говорят его коллеги и подчиненные. И это не случайно. Каждый, кто работает с Женисом Тулешулы, понимает, что персонализированная среда не вытесняет, не отделяет детей с нарушениями слуха от обычных мальчишек и девчонок, а наоборот, позволяет обеспечить необходимые условия для того, чтобы они смогли быть успешными в жизни. И здесь важно максимальное включение родителей ребенка в коррекционно-развивающий процесс.

- Сделав родителей партнерами в обучении детей с нарушениями слуха, педагоги системно и методично знакомят их со способами перестройки взаимодействия с ребенком после кохлеарной имплантации. В результате комплексного, а главное, команд-ного сотрудничества специалистов и родителей многие дети с кохлеарным имплантом сегодня успешно обучаются в общеобразовательных школах города, области и республики. Если позиция в отношении персонализированной среды выстроена как школьная культура и ее разделяют все: руководитель, педагоги и родители, эта среда трансформируется и открывает большие возможности для активного участия детей с нарушениями слуха во всех видах деятельности обычных детей, в том числе в интеллектуальных олимпиадах, - увлеченно рассказывает директор школы, показывая Благодарственные письма за подготовку и успешное участие неслышащих школьников в предметных интернет-олимпиадах. Гордится Женис Тулешулы достижениями и победами своих педагогов. Так, в 2018-2020 годах педагоги школы стали победителями и призерами республиканского конкурса видеоуроков и видео-лекций «Панорама педагогических идей», республиканского конкурса для педагогов специальных (коррекционных) и интернатных организаций образования, областного конкурса разработок уроков. При этом директор большое внимание уделяет профессиональному росту педагогического коллектива школы, обмену опытом с коллегами-сурдопедагогами из разных регионов страны и ближнего зарубежья, повышению профессиональной компетенции студентов-дефектологов. Он лично выступил инициатором проведения в прошлом году международной научно-практи-ческой конференции «Формирование гражданственности детей с особыми образовательными потребностями и модернизация общественного сознания в рамках реализации Государственной программы «Рухани жаңғыру». Конференция прошла под эгидой управления образования и объединила специалистов из шести регионов Казахстана и трех областей Российской Федерации.

Все лучшее - детям

Мир ребенка с нарушениями слуха ограничен из-за трудностей коммуникации. В основном дети общаются только в своей среде. Поэтому ключевым звеном развития в школе персонализированной среды стало дополнительное образование. Оно является вариативной, изменяющейся, развивающейся системой включения детей с нарушениями слуха в социальное пространство, что позволяет им выйти за рамки школы и успешно реализовываться в системе учреждений дополнительного образования, заниматься спортом и творчеством совместно со здоровыми сверстниками, а значит, свободно общаться в рамках различных культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Женис Тулешулы с гордостью рассказывает, что их дети участвуют и завоевывают самые высокие награды в городских, областных, республиканских и международных конкурсах детского творчества, спортивных и профессионально-технических соревнованиях не только среди сверстников с особыми образовательными потребностями, но и наравне со здоровыми детьми. Цель построения персонализированной среды Женис Тулешулы видит не только в образовании и воспитании детей с нарушениями слуха, а еще и в их жизненной перспективе.

- Кого мы хотим увидеть в будущем в лице выпускника школы? Активного человека, который может поступить в вуз или колледж, получить профессию, работу, а главное - жить вместе со всеми! И жить не на иждивении государства, а полноценно обеспечивать себя теми ресурсами, которые они смогут получить в этой персонализированной среде. Профессиональное определение, конкурентоспособность, успех молодых людей с нарушениями слуха в самостоятельной жизни после окончания школы являются итогом организации персонализированной среды нашей школы, - говорит Женис Абильмажин.

Выпускники их школы поступают учиться, чтобы в дальнейшем трудиться в сфере обслуживания и предпринимательства - это парикмахерские, швейные цеха, магазины товаров широкого потребления. Немало тех, кто выбирает государственную службу, работу в общественных объединениях (сурдопереводчик, юрист), образовательных и спортивных организациях (педагог дополнительного образования, воспитатели и помощники воспитателя, хореография, спортивная тренерская работа).

- Перед современным обновляющимся казахстанским образованием поставлена очень важная задача - вырастить толерантное поколение, способное жить в содружестве. Но для создания равных возможностей каждому необходима персонализированная среда. В этом направлении - создании персонализированной среды для неслышащих и слабослышащих школьников - лидером является команда школы-интерната для детей с нарушениями слуха Северо-Казах-станской области, - уверен Женис Тулешулы.

О себе юбиляр говорить не любит, буквально в двух словах поделился, что имеет почти 40-летний педагогический стаж, с 2018 года возглавляет школу для детей с нарушениями слуха. Любит детей и дело, которому отдал всю жизнь...


Издательство "Северный Казахстан"
газета "Северный Казахстан"
"Важно принятие и участие"
07.05.20

Поделиться статьёй: