«Жаман сопка – сакральные места СКО».

Заинтересовавшись темой краеведения, ученица средней школы №21 Алина Шверд под руководством учителя истории и географии Ерлана Макена разработала туристический маршрут «Жаман сопка – сакральные места СКО». Проехав лично по сакральным местам северного региона, создатели маршрута убедились – не обязательно мечтать об отдыхе за границей, ведь в наших краях тоже есть на что посмотреть!

Презентовав свой проект на областном этапе республиканского конкурса «Табиғатты аялла», Алина Шверд заняла первое место. На республиканском конкурсе в Караганде девочка выступила в номинации «Изучение родного края».

- В этом году в рамках программы «Рухани жаңғыру» с ученицей Алиной Шверд мы участвовали в республиканском конкурсе для юных экологов, краеведов и натуралистов. Мы разработали туристический маршрут под названием «Жаман сопка – сакральные места Северо-Казахстанской области». В седьмом классе на уроках истории Казахстана встречается тема, в которой изучаются топонимы нашего региона. Я рассказывал детям о сакральных местах и в качестве примера привел Жаман сопку, о которой когда-то писал наш земляк Сабит Муканов в романе «Промелькнувший метеор». Потому мы и решили взять за основу эту тему, - поделился учитель истории и географии средней школы №21 Ерлан Макен.

Изучив литературу и собрав некоторые данные, учитель и ученица первым делом составили путеводитель. Это, как известно, незаменимый помощник для любого туриста.

- Сначала мы хотели писать проект только про Жаман-сопку. Но во время работы обнаружили, что в радиусе пятидесяти-семидесяти километров от сопки находятся все сакральные места Есильского, Айырта-уского и Тайыншинского районов. Поэтому наш маршрут пролегает через села Орлиногорск, Сырымбет, Шалкар, Булак, Озерное и другие населенные пункты, - пояснил Е. Макен.

В начале мая в КГУ «Центр по охране и использованию историко-культурного наследия» была достигнута договоренность о том, что разработанный маршрут пройдет апробацию. 24-25 мая рабочая экспедиция, в состав которой также вошли авторы проекта, выехала по разработанному маршруту. К слову, его они продумывали детально, чтобы в последующем у туристов не возникало никаких проблем. Путеводитель представляет из себя яндекс-карту, где отмечено расстояние от самого начала и до конца, а также указаны места остановок и гостиницы, в которых можно остаться на ночлег.

Ерлан Макен выражает особую благодарность за помощь экспертам, в число которых вошли директор института социально-гуманитарных исследований «Рухани Жанғыру», кандидат исторических наук, доцент С.И. Ибраев, член Национального совета РК, директор института истории государства, доктор исторических наук, профессор, академик Казахской академии образования, академик Академии истории и общественных наук А.Ф. Буркитбай, директор центра по охране и использованию историко-культурного наследия управления культуры, архивов и документации Р.М. Мамбеталинов.

Экскурсии – для всех

По словам Ерлана Макена, потенциальными участниками туристической экскурсии могут стать люди любого возраста – представители старшего поколения, дети и их родители. В первый день туристам будет предложено посетить аулие Кульсары батыра и Жаман сопку. Ночевать гости смогут в охотничьем домике, который работает круглый год. Жаман-сопка (гора Орлиная) находится в Есильском районе и является самой северной вершиной возвышенности Кокшетау и всего Казахского мелкосопочника. Она расположена в 90 километрах к северу от основного массива Кокчетавской возвышенности, глубоко вторгаясь в Западно-Сибирскую равнину. Склоны покрыты сосновым лесом. Происхождение названия (жаман с казахского - плохой) связывают с тем, что в XVII-XVIII веках гора служила прибежищем разбойников, нападавших на торговые караваны и путников, которые при движении по Ишимской степи использовали Жаман-сопку в качестве ориентира. Много лет, словно оправдывая название сопки, здесь находилась колония строгого режима.

В Есильском районе, в семи километрах от аула Булак, находится захоронение Кульсары батыра, который был сподвижником Абылай хана. Всю свою жизнь – от рождения до самой смерти – он провел в Северо-Казахстанской области. Согласно документам XVIII века, Кульсары был старшиной и государственным деятелем, а также славился качествами стратега, решительного и искусного бойца. В Энциклопедии Северо-Казахстанской области написано: «Имя батыра Кульсары впервые встречается в документах, датированных 1739 годом. В этом году он участвовал в церемонии коронации хана Абулмамбета. В первых числах августа 1742 года Кулсары совместно с группой султанов, батыров и биев Среднего жуза в Оренбурге присягнул на верность российскому царю. В последующие годы Кульсары вместе с Кулеке батыром (1710-1771) несколько раз ездили в качестве посланцев султана Абылая в российские города для решения межгосударственных вопросов. Также Абылай возлагал на своих помощников от своего имени и от имени рода Атыгай Среднего жуза проведение переговоров с пограничными властями». Казахский народ считает батыра аулие, то есть святым. Легенды гласят, что Кульсары обладал даром провидца, исцелял больных. В 1958 году потомок Кульсары – Калиаскар Рахимов у могилы батыра поставил камень и ограду. 2011 год ознаменовался не только трехсотлетием Абылай-хана, но и открытием мазара Кульсары батыра Бориулы. Место захоронения батыра включено в госу-дарственный список памятников истории и культуры региона. В надежде исцелить свои недуги сюда приезжают не только североказахстанцы, но и жители других областей Казахстана.

Лошадь одомашнили у нас

На второй день экскурсии туристов ждут не менее интересные места – усадьба бабушки Шокана Уалиханова и поселение Ботай. В последнем, к слову, была впервые в мире одомашнена лошадь. Исследования Ботайской культуры ведутся с 1980 года под руководством профессора Виктора Зайберта. В результате раскопок вскрыто более десяти тысяч квадратных метров, изучено около ста жилищ, поднято на поверхность более трехсот тысяч артефактов и много сотен тысяч костей, из которых 99% принадлежат лошадям. Именно в Северном Казахстане впервые была одомашнена лошадь. Этот факт нашел подтверждение и был признан мировым сообществом благодаря археологическим и этнографическим экспедициям, организованным в поселение Ботай в Айыртауском районе. Подтверждением такого вывода стал в том числе и результат анализа соскобов с обнаруженных на Ботае черепков глиняных сосудов, где были найдены следы кумыса.

Поселением Ботай давно интересуются маститые ученые из России, Германии, Великобритании, Франции, США. К примеру, специалисты из британского университета нашли здесь образцы первых уздечек и считают, что именно в Ботае люди впервые научились ездить верхом. А еще ботайцы умели делать консервы: они готовились в круглых ямах, куда закладывалась конина и закрывалась шкурами и глиной. Сверху разводили костер, горевший до тех пор, пока не выгорал весь кислород. После приготовления мясо могло без доступа воздуха храниться там долгое время. Ботайцы овладели обработкой кости, дерева, камня, создавали посуду из керамики, имели ткацкие станки, заправленные нитями из конопли и крапивы. Кроме того, жители поселения владели технологией постройки теплого и прочного дома. Сначала делался котлован, возводились невысокие каменные стены, а затем из длинных жердей методом плетения корзины создавалось шатровое перекрытие. Все это обмазывалось глиной и обкладывалось земляными пластами. Чтобы создать такую конструкцию, нужен был очень точный расчет, что свиде-тельствует о высоком интеллектуальном уровне ботайцев.

Два батыра – это сила!

В тот же день, после посещения поселения Ботай и усадьбы Уалихановых, туристы отправятся в мемориальный комплекс Карасая и Агынтая батыров, затем побывают в санатории Шалкаро-Имантауской курортной зоны. Мемориальный комплекс Карасая и Агынтая батыров открыт 15 октября 1999 года в селе Мадениет Айыртауского района. Возведенный мавзолей стал символом единства, дружбы и сплоченности всех народов Казахстана. Композиционно комплекс образно развивает традиции древнетюркских ставок каганов. Он ориентирован на Мекку, куда направлен выступ михраба мечети. Вход в круг, огражденный кирпичным забором, выделен двумя башнями и ведет на площадку перед мавзолеями, предназначенную для молений и жертвоприношений. В углах площадки на гранитных основаниях установлены как символы воинской доблести перекрещенные копья из металлического профиля с бронзовыми накладками. В центре круга расположены два мавзолея батыров. Перед ними поставлена небольшая конусообразная поминальная мечеть как символ веры, памяти и надежды.

Согласно легенде в 17-м веке под знамёнами хана Есима знаменитые батыры Карасай из рода шапрашты и Агынтай из рода аргын защищали эту землю от иноземных захватчиков. В тяжелейшей борьбе против джунгарских завоевателей войсками хана Есима командовал восемнадцатилетний батыр Карасай, а Аргын-Агынтай всегда был его помощником и верным другом. Неразлучные батыры в течение 48 лет более двухсот раз участвовали в кровавых сражениях против угнетателей. Оба они похоронены на сопке Кулшынбай-тобе.

Рядом с могилой знаменитых батыров находятся многочисленные захоронения воинов, погибших в борьбе с завоевателями. Во время раскопок здесь обнаружили останки батыра, рост которого составлял около двух метров, при нём находились тяжёлый меч и доспехи. Мемориальный комплекс Карасая и Агынтая батыров стал местом паломничества и экскурсий. Ежегодно его посещают тысячи людей из всех уголков Казахстана, а также многочисленные иностранные гости. Дважды здесь побывал Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев. Для паломников и туристов рядом с мавзолеем возведена гостиница. По устоявшейся традиции к мавзолею приезжают молодожёны, отсюда провожают в армию, на учёбу. В честь именитых батыров проводятся спортивные турниры и конные состязания.

В благодарность казахстанскому народу

На третий день участники туристического маршрута посетят католический храм, где расположен алтарь «Звезда Казахстана». Он находится в селе Озерном Тайыншинского района и входит в список сакральных мест СКО. Согласно истории в 1936 году депортированные из Украины поляки основали в Казахстане село Озерное. Одна из легенд гласит, что в марте 1941 года молитвы голодных поляков были услышаны, и здесь образовалось озеро, в котором развелось много рыбы. Потому не случайно в селе Озерном расположилось и святилище Божьей матери - царицы мира.

В 1977 году у озера установили статую Богоматери с рыбой, которую в Польше освятил Папа Иоанн Павел II. Кроме того, в память о жертвах репрессий в 1998 году на Волынской сопке в двенадцати километрах от села возведен крест с надписью на казахском, русском, польском и немецком языках - «Богу – слава, людям - мир, мученикам - Царство Небесное, народу Казахстана - благодарность, Казахстану - процветание». Алтарь казахстанскому народу передали в дар польские католики. Он выполнен в оригинальной технике с использованием золота и титана и символизирует одну из двенадцати звезд в короне Царицы Мира. 10 октября 2012 года алтарь освятил папа Бенедикт XVI. Наряду с традиционными христианскими мотивами (образы Иисуса Христа и креста) в его оформлении использован национальный орнамент. Алтарь создан польским мастером Мариушом Драпиковским в рамках цикла из 12 алтарей, первый из которых стоит на Крестном пути в Иерусалиме, а остальные установлены в католических святынях по всему миру.

- Когда вы сидите перед алтарем, позади находится полуовальное стекло, куда поступает свет, и вдалеке виднеется крест Волынской сопки, поставленный жертвам политических репрессий. Потрясающее зрелище! Нам важно развивать туризм, чтобы у нас было не хуже, чем в других странах. Главное - привлечь как можно больше людей в наши края, чтобы во всем мире узнали об истории нашей страны, об интересных личностях, важных событиях и увидели красоту Северного Казахстана. А собранный в ходе апробации маршрута материал можно использовать при изучении предмета «Краеведение», - поделился Ерлан Макен.


Елена Чмель
газета "Добрый Вечер"

18.07.19

Поделиться статьёй: