Стиль Black Tie прекрасно подчеркнул выставку работ художников-участников симпозиума под названием «Ботай – культура Великой Степи»

Оперное пение, чарующе-торжественные звуки скрипки, элегантные мужчины и женщины. Бабочки, смокинги, коктейльные платья… Кажется, мы попали в 50-е. Стиль Black Tie прекрасно подчеркнул выставку работ художников-участников Международного симпозиума под названием «Ботай – культура Великой Степи».

Станем известны на весь мир

Почти восемьдесят картин и этюдов притянули внимание жителей и гостей Петропавловска. Каждое полотно выполнено после долгой и кропотливой работы на раскопках в городище Ботай. В течение десяти дней более 20 художников из Казахстана, России, Киргизии и Узбекистана впитывали в себя могучую, удивительную, неповторимую древнюю силу. Они писали пейзажи с натуры и по наитию фантазии. Пленэр в Айыртауском районе для творческих людей стал новым опытом. На выставке в Северо-Казахстанском областном историко-краеведческом музее авторы с удовольствием делились эмоциями, мыслями, рассказывали о себе, о работах…

Виновников торжества гости встречают бурными овациями, под живую музыку. Художники прошли по «живому коридору» с сияющими улыбками, приветливо кивая посетителям выставки. Каждый из них удостоен благодарственного письма от имени акима Северо-Казахстанской области Кумара Аксакалова. Церемонию вручения провел заместитель главы региона Руслан Алишев.

- Наша область небольшая, но здесь имеются богатейшие традиции культуры, наши творческие коллективы побеждают на различных международных конкурсах, - обратился к аудитории замакима. - И все это благодаря тому, что Глава государства отметил особую роль работников культуры. Мы надеемся, что такие мероприятия принесут большой вклад в развитие не только культуры, но и экономики нашей страны. Ботай - это не только уникальные археологические памятники. Весь мир знает, что здесь была одомашнена лошадь, и это является важной точкой притяжения для туристов. Мы надеемся, что Ботай станет триггером, который даст возможность максимально развиться нашей туристической отрасли. Символично, что сегодня такое большое мероприятие мы посвящаем этому.

Для посетителей выставки организован фуршет с холодными закусками и вином. Ценители ведут светские беседы, стоя у мольбертов. Здесь и художники, и археологи, и рядовые горожане. Мероприятия такого формата в Петропавловске еще не было.

Руководитель областного музейного объединения Гульнара Мукушева воодушевленно рассказывает о том, какая интересная и кропотливая работа была проделана за последний месяц. Выставка – завершающий ее этап.

- Программа нашего симпозиума была интересной и насыщенной, - делится Гульнара Мукушева. - Мы провели пленэр на территории музея-заповедника «Ботай» и мемориального комплекса Карасая и Агынтая батыров. Были проведены лекция музейных работников, мастер-класс для учащихся колледжа искусств и студентов нашего института. И сегодня здесь, в этом зале, мы чествуем художников из разных стран.

Столько творческих умов в одном помещении – несомненно, хороший знак для культуры региона. Кстати, на встречу с художниками пришли и археологи. Почти сорок лет назад они в составе экспедиции открыли Ботай и сообщили о нем всему миру.

- В следующем году будет 40 лет с того дня, как археологическая экспедиция открыла этот археологический памятник культуры, который стал достоянием всего мира, - напомнил Руслан Алишев. - Мы планируем организовать не менее грандиозные мероприятия в честь такого важного события.

Новость привела зал в восторг. Доктор исторических наук, археолог Виктор Зайберт имеет прямое отношение к тому, что четыре десятилетия назад был обнаружен Ботай со своей самобытностью и уникальностью.

- Сегодня исторический день, потому что мы присутствуем на мероприятии абсолютно нового формата, воспитывающем в наших гражданах искус-ство, культуру и духовность, - говорит Виктор Зайберт. - Искусство, образцы которого мы сегодня видели, - это одна из древнейших форм воспитания человека, выражения его мыслей и идеологии. Вспомним древнейшие наскальные и пещерные записи первых художников, работы искусствоведения древних мастеров различных культур. Уникальные образцы духовности мы видим на примере материалов Ботайской культуры. Я хочу выразить благодарность участникам экспедиции, которые за сорок лет своим трудом внесли свой вклад в мировую сокровищницу. Это профессор Анатолий Андреевич Плешаков, сотрудник университета Владимир Потапов. Мы вместе сорок лет назад начинали интересоваться историей нашей земли. И сегодня я хотел бы сказать: да здравствуют образцы истории! Приезжайте на Ботай!

После торжественной части присут-ствующие приступили к неформальному общению. Художники с блеском в глазах повествовали о том, как им понравилось работать на Ботае.

Много историй – один эпицентр

Член Союза художников Республики Казахстан Тлеугазы Жубанышев ранее уже бывал на пленэрах, но Ботай стал для него открытием. В Айыр-тауском районе художник побывал впервые. Особенно примечательно для него то, что выезд состоялся в сакральное место, и творить можно было несколько дней. Свет и воздух в полотнах получились колоритными, не похожими на обычные пейзажи.

- Я буду рассказывать знакомым, друзьям о том, что был на раскопках, как здесь удивительно, - подчеркнул Тлеугазы Жубанышев. - На третий день в горах мы посетили мемориальный комплекс Карасая и Агынтая батыров. Я горд, что на нашей земле жили такие великие люди, и сегодня их история значима для народа.

Североказахстанский художник Але-ксандр Листопадний высоко оценил одухотворенность работ своих коллег. Он подчеркнул, что полотна наделены особым настроением и мистицизмом.

- Работы передают особую энергетику Ботая, - поделился мнением Александр Листопадний. – Там при-сутствует некая аура, и она передается нам через картины.

Восемьдесят непохожих картин. На одной в центре внимания степная свежесть и зелень, на другой – артефакты древнего городища, на третьей – лошадь с хозяйкой… Каждый автор по-разному прочувствовал Ботай. Одна из картин, кстати, была передана в акимат Северо-Казахстанской области. Некоторые художники после выставки забрали полотна с собой.

- От имени акима области хотелось бы сказать, что те работы, которые вы сегодня здесь увидите, будут выставлены в зале Первого Президента в течение месяца, - отметил заместитель главы региона Руслан Алишев. - Лучшие работы останутся здесь, они будут храниться в Северо-Казах-станской области. Мы организуем выставки в Нур-Султане, в Алматы, в планах посещение ближнего зарубежья. Приближается Форум приграничного сотрудничества. Я думаю, что эту выставку мы там сможем показать. Ботай должен стать еще более известным. Не только научным работникам, но и простым казахстанцам, молодежи. Это сакральное место. Все, кто там присутствовали, я думаю, почувствовал энергию, которая пронизывает, дает еще больше сил, любви к Родине и желания трудиться на благо своей страны.

Образ мальчика, скачущего верхом на лошади – символ вечной юности человечества. Автор этой идеи – член Союза художников Новосибирска Нурлан Тайиров.

- Я начал писать картины в детстве, - пояснил художник. – Поначалу это было игрой, а потом переросло в призвание. Рисую я всю жизнь. Работу в рамках симпозиума организовали очень грамотно, подошли ответственно. До выезда на раскопки для нас провели ознакомительную экскурсию в краеведческом музее. Мы узнали о ботайской культуре, со знанием дела отправились в путь. На территории мастерских работать было в удовольствие.

О том, как слаженно в Айыртауском районе прошел пленэр, сказали и другие художники. Им пришлось по душе то, с каким уважением принял их Ботай.

- Нас встречали коллеги из разных стран, - поделился художник из Киргизии Бообек Арыков. - Мне очень понравилось состояние, в котором я там пребывал. Было ощущение, что природа поет. Там очень много образов, которые можно было бы отобразить. Река, сосны, березы, лошади, исторические сооружения – столько сюжетов для творчества!

Лилия Беликова приехала в Северный Казахстан из Актобе. Художница рассказала, что обожает выездную работу, и в ее жизни уже были десятки симпозиумов.

- Я участвовала в таких мероприятиях в разных городах нашей страны и в России, - говорит Лилия Беликова. – В вашей области никогда не бывала. Природа очень понравилась, хотя были сложности. Первые три дня наша группа путешествовала по Ботаю. Вдруг налетел сильный, шквальный ветер. Он сносил мольберт. Приходилось держать его руками, дополнительно укреплять. Пришлось спрятаться внутри раскопок, чтобы хоть как-то начать работу над полотном.

Известная художница из столицы Казахстана Людмила Айтуарова помнит больше позитивных моментов. Говорит, что ветер – не такое серьезное испытание для пытливого ума человека, поглощенного вдохновением и желанием воплощать идею.

- Я получила колоссальный заряд эмоций от этого места, от нашей работы, - восклицает Людмила Айтуарова. – Было очень легко рисовать. Идея сама ложилась на холст, словно кто-то подсказывал, какой-то внутренний голос. Мы много ездили, много чего увидели. Этого багажа хватит еще на очень много работ.

Задумчивый взгляд ботайской женщины, стоящей впереди коня, притягивает словно магнит. Есть в нем что-то гипнотическое, магическое. Хотя смотрит она не в глаза, а в сторону. Чуть поодаль, в одном из углов зала, находится похожий по энергетике мужской образ. Хозяин на несколько десятков метров отошел от своей юрты, ожидая некую Нурсулу (полотно так и называется – «Ожидание Нурсулу. Мелодия мая»). В его руках сыбызгы. Можно только воображать, какие красивые звуки извлекает степняк из изящного музыкального инструмента… Есть в зале работы, иллюстрирующие городище. Выполнены они яркими песочными красками. Автор словно завлекает зрителя взглянуть туда, вниз, где покоится древняя цивилизация ботайцев…

Можно бесконечно долго описывать каждую из работ. Все они, вне сомнений, заслуживают большого внимания и детального рассмотрения. Потому лучше лично взглянуть на картины, пока они еще находятся в Петропавловске.

 


Юлия Захарова
газета "Добрый Вечер"
"Загадочный Ботай на холсте"
07.10.19

Поделиться статьёй: