За время работы комплекса «Резиденция Абылай хана» в его фонде собралась коллекция тканых казахских национальных ковров

Большинство из них передано в дар музею североказахстанцами, которым эти изделия достались в наследство от соткавших их мастериц. Этой осенью необычные экспонаты впервые продемонстрировали посетителям.

Традиционное декоративно-прикладное искусство любого народа – это всегда уникальное самобытное явление, которое, формируясь столетиями, максимально полно впитало в себя философию мировосприятия и национальные особенности народа. Феномен прикладного искусства казахского народа определяется кочевым укладом.

«В полной мере номадическое мироощущение воплотилось в юрте – уникальном виде древнейшего передвижного жилища. Юрта и предметы в ней отражают накопленный запас впечатлений и восприятия природы и окружающего мира. Важной особенностью интерьера юрты является то, что все вещи здесь находятся на виду. И каждая из них, помимо своего прямого утилитарного назначения, одновременно служит предметом убранства жилища», - пишет доктор философских наук, профессор Г. Шалабаева.

Ковры, изготовленные в разных техниках, играли первостепенную роль в оформлении интерьера юрты. Секреты их создания сохранились до наших времен. На выставке «Сырлы оюлар» («Секреты узоров») представлено 17 казахских национальных тканых ковров.

- Мы показываем два типа тканых ковров: ворсовые и безворсовые, - рассказала на открытии выставки Людмила Шероухова, главный хранитель фондов музейного комплекса «Резиденция Абылай хана». - По большей части эти ковры переданы в музей жителями нашей области - детьми и внуками мастериц. Некоторым из этих работ около ста лет. Так как ворсовые ковры имеют похожие композиционные решения, то для экспозиции мы выбрали четыре самых ярких экземпляра из нашей коллекции. Большинство же ковров, представленных здесь - безворсовые, разнообразие их шире.

Разновидностью последних является «алаша» - постилочный ковер, сшитый из сегментов одинаковых полос.

- Одно из таких изделий было передано в фонд музея совсем недавно. Изготовлен ковер в районе Магжана Жумабаева жительницей села Карагандинское Багилой Искаковной Тулепеновой. Самой мастерицы, к сожалению, уже нет в живых, а передала нам эту работу её дочь, - рассказала Л. Шероухова.

Алаша ткался на узкоконвойном станке (ормек). Ширина полосы доходила до 40-50 см и даже более, а длина зависела от терпения мастерицы и количества нитей. Готовую полосу разрезали на равные части, которые затем сшивали одна с другой. Процесс изготовления ковра можно было посмотреть на открытии выставки.

- Одно из последних приобретений нашего музея - это ткацкий узкоконвойный станок «Ормек». Его нам подарил житель Айыртауского района, - рассказала Л. Шероухова.

Сотрудники музея пригласили на открытие выставки мастерицу, учителя технологии Назарбаев интеллектуальной школы Кулмай Дахан, которая провела для первых посетителей мастер-класс по работе на станке. Желающие могли попробовать себя в этом деле.

Кстати, шерстяное ткачество распространено на территории Казахстана с эпохи бронзы, уже тогда ткацкий станок и веретено были известны племенам андроновцев.

По словам Л. Шероуховой, традиционно безворсовые ковры изготавливали на территории нашей страны почти повсеместно, тогда как центром ворсового ковроткачества считается юг Казахстана (что, скорее всего, обусловлено близостью Туркменистана и Узбекистана, оказавших влияние на развитие этой техники на территории нашей страны).

Безворсовые ковры стелили на пол или вешали на стену, ворсовые же были в основном украшением стен жилища. Поэтому при их создании особое внимание уделяли внешнему виду. Специфической особенностью ворсовых ковров является наличие широких бордюров по краям изделия и центрального поля, а также крупные розетки на этом поле (обычно их три или четыре), преобладание красного цвета. Колористическая гамма казахских тканых ковров насчитывала от четырех до девяти цветов. Доминирующий красный цвет трактуется как символ красоты, молодости, здоровья; белый ассоциируется с молоком – цветом чистоты, истины, радости; желтый символизирует счастье, зеленый – надежду и молодость, синий – цвет неба, а коричневый – почетный цвет земли. Орнамент строится на традиционных казахских узорах, сочетающих элементы бараньих рогов, птичьего клюва, глаз верблюжонка, амулетов и многих других.

- В основном используется изображение рогов барана, так как скотом измерялся достаток семьи, то рога баранов в орнаменте символизировал достаток, благополучие, здоровье семьи, - отметила Л. Шероухова. - В каждом ковре зашифрован какой-то посыл, который нам передают наши предки. По ковру можно прочитать целый рассказ. Если приглядеться, здесь можно увидеть звезды, деревья, горы…

Поближе рассмотреть загадочные узоры жители и гости областного центра могут в музейном комплексе «Резиденция Абылай хана». Выставка будет открыта до 9 октября. Вход бесплатный.


Александра Кондратова
газета "Неделя СК"
"Загадочные узоры"
24.09.20

Поделиться статьёй: