За годы независимости в Казахстане повысился авторитет религии, изменилась религиозная ситуация

За эти годы роль религии в сознании казахстанцев чрезвычайно выросла и укрепилась. Проведенные в республике социологические исследования показывают, что верующими считают себя от 40 до 65% опрошенных. Конечно, не все они регулярно посещают мечети и церкви для участия в богослужениях, но все они признают большую значимость религиозных духовных ценностей (совесть, добродетель, поведение мусульман и христиан в браке и семье, правила совместного проживания, благотворительность и т.д.)

Характерно, что большинство неверующих и колеблющихся тоже придерживаются этой позиции. Неоспоримо, что многие религиозные духовные ценности стали составной частью светской культуры.

В то же время в современном мире активно действуют под маской религий различные псевдорелигиозные человеконенавистнические движения и течения. Поэтому не случайно, что в итоговой Декларации Первого съезда лидеров мировых и традиционных религий (Астана, 23-24 сентября 2003 г.) говорится: «Экстремизм, терроризм и другие формы насилия во имя религии не имеют ничего общего с истинным пониманием религии, являются угрозой для человеческой жизни и соответственно должны быть отвергнуты.

Многообразие религиозных убеждений и исповеданий должно вести не к взаимному подозрению, дискриминации и унижению, а к взаимовосприятию и гармонии, демонстрирующей уникальность каждой религии и культуры. Религии должны стремиться к большему сотрудничеству. Признавая толерантность и взаимовосприятие как существенные элементы мирного сосуществования всех народов. Образовательные программы и средства социального общения должны быть важными инструментами по продвижению позитивных подходов к религиям и культурам».

Для начала 90-х годов прошлого века наиболее характерной чертой развития духовной сферы в республике являлось распространение мистических религиозных течений, основанных на новом обретении даров первоначальной церкви. Своеобразие их состоит в мистико-индивидуалистическом понимании церкви. Часть таких религиозных объединений возникла на базе шведских, австралийских, корейских и американских источников. Псевдорелигиозные группы «доставляются», распространяются и укореняются в нашем обществе при помощи специальных политических технологий. Отсутствие практически действенных механизмов социализации и реадаптации в условиях рынка приводит граждан, членов их семей, знакомых к поиску новых форм коллективности, в том числе посредством вовлечения и участия в так называемых «религиозных» организациях. Негласно новые организации проводят массированное наступление на поле политической идеологии, в связи с чем ведут активную пропагандистскую и просветительскую деятельность специальными методами и средствами. Ими осуществляется массированное навязывание согражданам псевдорелигиозной идентичности с учетом половозрастных, социальных, этнических и других характеристик населения. В псевдорелигиозных организациях каждый участник выполняет предписанные роли и осуществляет определенные функции, связанные с задачами роста численности адептов, взаимным контролем деятельности, материально-финансовой поддержкой организации и другие.

Интенсивное рекрутирование в псевдорелигиозные организации осуществляется из различных групп граждан. Дети, молодежь – приоритетные целевые группы. Идейные гуру псевдорелигиозных объединений рекрутированы из числа местных ученых, преподавателей, пропагандистскую деятельность осуществляют за счет аффилированных СМИ, специально проинструктированных журналистов, курирование деятельности ведется из зарубежных центров, опеку осуществляют филиалы международных организаций. Как правило, приемы «бомбирования любовью» на этапе вовлечения в организацию оборачиваются различными формами агрессии и жестокости, особенно по отношению к тем, кто принимает решение выйти из общины, а также по отношению к родным и близким, которые не желают участвовать в этой так называемой «религиозной» жизни. Все адепты становятся носителями установок, согласно которым четко разделяют в обществе «своих» и «чужих». В результате псевдорелигиозные объединения, камуфлируя свою деятельность под благотворительную, по сути, формируют из сограждан «армии спасения» с жесткой установкой следовать внутренней дисциплине, командам и распоряжениям лидеров.

Зачастую в такого рода новообразованиях преобладает молодежь (до 80-90% в ряде объединений), так как здесь присутствует модернизация богослужений в сторону приближения к эстраде, джазу и танцам. И, конечно, не обходится без тематических молодежных фестивалей типа заботы о семье, о подрастающем поколении и т. п.

В такого рода религиозных объединениях проводится углубленная индивидуальная работа с прихожанами. Практикуются курсы для подростков и взрослых, на которых оказывается чрезмерное психологическое воздействие на сознание людей, на эмоциональную и волевую сферу, на изменение состояния, мнения, суждений и поведение человека или группы людей. И все методики воздействия активно используются в различного рода образовательно-просветительских структурах. В одном из такого рода объединений пастор давал прихожанам напиток красного цвета, который согласно заключению Центра исследования лекарственных средств содержал вещество фенольной группы, а также галлюциногенные препараты, вызывающие эйфорию и расслабление человека. О пагубных последствиях такого рода духовных практик несложно догадаться.

Объективную характеристику тоталитарных культов мы находим в исследованиях и публикациях ученых и религиоведов. В статье доктора философских наук А.Ш.Мирзабековой говорится: «Как показывает практика, миссионеры стремятся оторвать человека от семьи, общества, культурной и социальной жизни своего народа. Немало таких, которые отрицают и игнорируют исторические традиции, быт и нравы народов и наносят вред физическому и психологическому здоровью наших сограждан. Этим самым они не только подтачивают корни и устои традиционных религий и верований, но и расшатывают государственные основы общества.

Прозелитизм псевдорелигиозных учений навязывает обществу чуждые взгляды, интересы и ценности, размывает культурную идентичность казахстанцев, подрывает казахстанский патриотизм. Деятельность псевдорелигиозных движений способствует дезинтеграции страны. Расколу общества на «мы» и «они», «свои» и «враги» идеологическому противостоянию, разжиганию фанатизма, враждебности, враждебному отношению к инаковерующим (например, призывы сжечь священные книги традиционных религий).

В правовом аспекте деструктивная сущность псевдорелигиозных движений выражается в попрании свободы, достоинства, прав личности, негативном отношении к Конституции страны, действующему законодательству, в том числе касающегося взаимоотношения религии и государства, противоправной деятельности, вплоть до уголовной.

Относительно нравственных устоев общества, учения и практики псевдорелигиозные движения приводят к разрушению традиционных этических ценностей, национальной морали, семьи, культивируют вседозволенность, цинизм и аморализм (растление несовершеннолетних, проституция) и др.».

Чтобы оградить казахстанцев от влияния псевдорелигиозных течений деструктивного характера, в Казахстане создана нормативно-правовая база и действует механизм защиты общества. Функционируют 19 центров помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений, расположенных во всех крупных городах республики. В нашей области работает коммунальное государственное учреждение «Центр анализа и развития межконфессиональных отношений» при управлении по делам религий, где действует «телефон доверия» 50-44-58, куда могут обратиться пострадавшие граждане за консультативной и психологической помощью.

В Послании Первого Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстана-2050» ставятся следующие задачи: «Мы должны формировать новые надежные механизмы преодоления социальной, этнической и религиозной напряженности и конфликтов. Необходимо жестко пресекать деятельность нетрадиционных сект и сомнительных псевдорелигиозных течений. Нам нужно усилить профилактику религиозного экстремизма в обществе, особенно в молодежной среде».

С 2011 года Агентством (в настоящее время - Комитет) по делам религий в республике организована работа информационно-разъяснительных групп, деятельность которых способствует повышению уровня контрпропагандистской работы с идеологией религиозных экстремистов.

В области функционируют 16 информационно-разъяснительных групп в районах и областном центре, в которые входят религиоведы, теологи, ученые, священнослужители традиционных религий ислама и православия. В центре деятельности ИРГ находится просветительская работа по раскрытию истинных духовных ценностей мировых религий, несовместимости этих ценностей с религиозным экстремизмом и терроризмом, формирование антитеррористического мировоззрения у граждан Казахстана. На встречах со студентами вузов и колледжей, старшеклассниками раскрывается истинное содержание религиозных ценностей, подчеркивается, что не следует идти за «новоявленными учителями».

Мы взяли курс на модернизацию сознания, сохранение и приумножение нашего исторического и духовного богатства. Патриотизм и любовь к Родине, стабильность внутри страны – это наше будущее. В эпоху стремительной глобализации Казахстан должен сохранить свои национальные ценности, культуру и традиции – это залог нашего развития, в том числе экономического процветания.

Время показало, что для правильного понимания и применения религии нужны соответствующая религиозная культура и традиции. Бездумное буквальное восприятие и применение псевдорелигиозных догм разрушительно для личности и опасно для общества, высшими ценностями которого являются человек, его права и свободы.


Багдад Муканова
газета "Северный Казахстан"
"Для них религия - прикрытие"
09.04.19

Поделиться статьёй: