Выставка уникальных "блокадных" работ питерского фотохудожника открылась в Петропавловске

В Северо-Казахстанском областном историко-краеведческом музее открылась фотовыставка известного петербургского фотохудожника Сергея Ларенкова «Блокадный альбом», посвященная 75-летию снятия блокады Ленинграда. В своих коллажах фотограф совмещает подлинные изображения осажденного города и современные снимки тех же самых улиц, будто бы соединяя время.

Выставка организована и подготовлена Посольством Российской Федерации в Республике Казахстан, Российским центром науки и культуры при поддержке управления культуры, архивов и документации акимата Северо-Казахстанской области.

На выставке представлено более 20 фотоколлажей, на которых с помощью современных цифровых технологий и мастерства автора с точностью до миллиметра совмещены виды блокадного Ленинграда и эти же виды, но уже современного Петербурга. На одной части фотоколлажа разбомбленные дома, холодные и мрачные улицы, умирающие и умершие от голода люди, истощенные дети… А на другой части кадра – яркие, залитые неоном витрины магазинов, дорогие автомобили, нарядные, спешащие по своим делам люди… И улыбающиеся пешеходы из наших дней как будто идут рядом с безмолвными призраками из блокадного Ленинграда.

Как отметил советник Посольства РФ в Казахстане, руководитель Представительства Россотрудничества в РК Константин Воробьев, автор работ не профессиональный фотограф, он - лоцман по профессии.

"Сергей Ларенков – коренной ленинградец, бабушка его пережила блокаду. Когда Сергей был совсем маленьким, очень впечатлительным ребенком, бабушка показывала ему фотографии времен ленинградской блокады. Конечно, фотографий было не так много, поскольку обычным жителям города фотографировать не разрешалось, и человека с фотокамерой могли принять за шпиона и даже расстрелять на месте. Но в тех кадрах, которые видел маленький Сергей, была та жизнь в эти 900 блокадных дней. И они навсегда врезались в его память", - рассказал Воробьев.

Свою профессиональную жизнь Сергей Ларенков связал с морем, он стал лоцманом, который виртуозно проводит корабли по сложным фарватерам до той или иной гавани.

"В его профессии нужен очень хороший глазомер, и когда у него появился фотоаппарат, Сергею пришла мысль - попробовать найти те места, которые изображены на фотографиях блокадного Ленинграда 1941-44 годов. И он это осуществил, начал фотографировать те места в уже современном городе. У него есть специальная методика вычисления той точки, откуда фотограф тех лет делал тот или иной снимок… А потом у него возникла другая интересная мысль – наложить то, что было снято в годы блокады, на нынешние виды Санкт-Петербурга – цветущего, процветающего города, культурной столицы России", - поделился Воробьев.

Фотографии сделаны в одном и том же месте, с одной и той же точки. Соединив прошлое и настоящее, фотохудожник сумел создать эффект присутствия, от которого у зрителей по коже бегут мурашки, на глаза наворачиваются слезы, и ком подкатывает к горлу.

Ни на своих фото, ни тем более на архивных автор принципиально ничего не меняет, не ретуширует, не перестраивает. Действительность подана так, как она есть.

"Фотография - это документ, самый верный и неподкупный свидетель времени, - рассказывал Ларенков в интервью российским журналистам. - Я никогда не делаю постановочных снимков, но иногда получаются интересные совпадения. Видя, что я что-то снимаю, люди невольно оглядываются и как бы смотрят на тот объект, который находится "в прошлом"...".

Идея проекта появилась у фотохудожника десять лет назад.

"В 2009 году, к 65-летию снятия блокады, я сделал несколько фотореконструкций, чтобы показать их своим детям, - рассказывает Сергей. - Чтобы они увидели своими глазами, чтобы им стало понятно, через что прошли их прабабушки и прадедушки в кольце блокады. Одни работали, другие воевали. Мне захотелось эту память детям донести наглядно…"

Потом Ларенков разместил результаты своих экспериментов в интернете, где они оказались очень популярны. Автора разыскали сотрудники Государственного Музея истории Петербурга и предложили принять участие в выставке, посвященной 65-летию снятия Ленинградской блокады.

"Я согласился, - вспоминает лоцман, - и с того момента уже не мог остановиться. Я искал новые фото, путешествовал по всему миру. После Петербурга, Пушкина, Павловска, Гатчины, Выборга возникла серия работ по военной Москве, затем по Киеву, Севастополю, Одессе, Керчи, Сталинграду - Волгограду. Позднее я исполнил давнюю мечту - увидеть Победу с другой стороны - и попал в Берлин, Прагу, Вену, Париж…".

Сегодня у Ларенкова более тысячи фотоколлажей.

"У Сергея получилось создать такой щемящий душу эффект – взгляд нашего современника на события прошлого. Его интересные выставки проходят во многих странах мира, на разных площадках, в разных музеях, но все посетители выставки признаются, что благодаря такому эффекту им удается осмыслить и по-настоящему прочувствовать события тех лет. Эти работы очень трогательные… И особенно волнительно привезти эту выставку в Петропавловск, тесно связанный с Ленинградом", - отмечает Константин Воробьев.

Дело в том, что в июле-августе 1941 года в Петропавловске была сформирована 314-я стрелковая дивизия с численностью личного состава 10 тысяч 930 человек. Дивизия на 75 процентов сформировалась из жителей Северо-Казахстанской области, кроме того, в нее вошли жители Кокчетавской и Павлодарской областей. В конце августа дивизия вошла в состав 52-й Армии Ленинградского фронта и заняла оборону на реке Свирь в районе Лодейного Поля. В сентябре 1941 года воины 314-й стрелковой дивизии вступили в смертельную схватку с финскими войсками на рубеже реки Свирь и остановили врага. Так план прорыва навстречу немцам, которые двигались с запада, потерпел полный провал. Ленинград был спасен от второго кольца блокады. Вклад дивизии в оборону Ленинграда был огромен.

"У нас с вами один народ, у нас общая история, и эти трагические дни обороны Ленинграда и снятия блокады отмечаются на территории всего Советского Союза, и, естественно, в Казахстане, Петропавловске, жители которого ковали эту победу при прорыве блокады. Мы вот сейчас перед выставкой общались с блокадниками, их родными, горожанами, чьи судьбы связаны с теми трагическими страницами истории. Знаете, пока жива память, пока мы эту память передаем подрастающему поколению, у нас все будет хорошо", - сказал на открытии выставки советник Посольства Российской Федерации в Республике Казахстан Алексей Коропченко.

Особую атмосферу выставке придает звучащая здесь музыка, которая родилась в осажденном городе на Неве – 7-я симфония Дмитрия Шостаковича.

Как рассказали сотрудники музея, композитор начал писать симфонию в блокадном Ленинграде летом 1941 года, на титульном листе партитуры он написал "Посвящается городу Ленинграду".

"А 9 августа 1942 года – именно в этот день немцы планировали захватить город - состоялась премьера симфонии в большом зале филармонии. Представьте себе осажденный город, до концертов ли? Откуда в блокадном Ленинграде взялись музыканты? Дирижер Карл Элиасберг, шатаясь от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Один пришел в филармонию самостоятельно, других вели под руки, флейтиста привезли на санках, у него не двигались ноги. На репетиции 80 изможденных людей смотрели друг на друга полными слез глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играют… Всего 15 минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил. Но всем стало ясно – оркестру быть! Седьмую симфонию назвали "Ленинградской", хоть и изменилось название города, но она переименованию не подлежит", - заключили организаторы выставки.

Выставка будет работать в музее до 26 февраля, вход - свободный.


Елена Бережная
газета "Неделя СК"
"Эффект присутствия"
31.01.19

Поделиться статьёй: