Вопросы по улучшению качества оказания государственных услуг рассмотрели на заседании правительства под председательством премьер-министра Республики Казахстан Алихана Смаилова
Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин сообщил, что порядка 93% госуслуг сейчас оказывают в электронном виде. По сравнению с прошлым годом их количество выросло в шесть раз. Он добавил, что ранее гражданам ежегодно нужно было предоставлять порядка 50 млн бумажных справок, однако посредством современных технологий этот процесс удалось перевести в цифровой формат.
Было отмечено, что сегодня казахстанцы все чаще пользуются новыми цифровыми сервисами. В частности, это электронные доверенности, онлайн-купля-продажа авто, онлайн-оформление ипотеки. При этом в следующем году изменится процесс назначения пенсий, который будет проводиться в совершенно новом формате. Также разрабатываются проекты по упразднению 12 различных видов справок, требуемых при трудоустройстве, подключении к Интернету, сдаче деклараций, постановке на очередь в детский сад.
На заседании также презентовали платформу онлайн-сделок по недвижимости. Теперь при покупке или продаже дома, квартиры или офиса не будет необходимости обращаться к нотариусу или в ЦОН, как раньше. Такой онлайн-сервис будет предоставляться с использованием технологий Blockchain и биометрической идентификации. Все действия и видеоматериалы, совершаемые по каждому объекту, сохраняются в «электронном правительстве». Таким образом, процесс, занимавший несколько дней, сократится до одного часа.
Кроме того, презентовали еще один проект – I-Qala – для новых собственников жилья, которые вынуждены ходить по коммунальным службам для заключения договоров на подключение воды, тепла и других благ цивилизации. С такой трудностью ежегодно сталкивается более 700 тыс. человек, тратя на ее решение до 30 дней. Сегодня министерство внедряет более легкий формат, по которому собственнику квартиры на мобильный телефон направляется соответствующее сообщение, и все коммунальные договоры заключаются онлайн. В столице РК таким способом уже успешно заключили свыше 80 тыс. договоров. Аналогичную работу будут проводить и в других регионах республики.
«Предоставление электронных госуслуг - важный компонент повышения качества жизни граждан. Оцифровка процессов позволила значительно сократить обращения в государственные органы, необходимость получения бумажных справок. Это не только дебюрократизация, но и экономия времени граждан», - сказал Алихан Смаилов.
Он подчеркнул, что принимаемые государством меры позволили Казахстану подняться на восьмую позицию в рейтинге ООН по онлайн-услугам.
«Это большое достижение нашей страны, которое отмечают международные эксперты. Эту работу необходимо активно продолжать. Надо постоянно повышать уровень сервиса предоставляемых услуг, особенно в центрах обслуживания населения», - указал премьер-министр.
По его словам, в контексте автоматизации услуг госкорпорация «Правительство для граждан» должна стать полноценным драйвером онлайн-сервиса.
«Как отметил глава государства, нужно проактивно оказывать услуги на протяжении всей жизни человека. Для этого проводится реинжиниринг бизнес-процессов. Важно отойти от практики сбора заявлений и подтверждающих документов, когда необходимая информация уже имеется в базах данных», - обозначил Алихан Смаилов.
Он подчеркнул, что госорганы должны внедрить подходы, когда услуги оказываются «по умолчанию». Один из таких примеров - реализованный на платформе «Smart Data Ukimet» проект «Цифровая карта семьи».
«Такой подход нужно масштабировать по всем жизненным ситуациям», - сказал премьер-министр.
Вместе с тем он отметил, что на портале «электронного правительства» до сих пор недоступны 22 вида государственных услуг. Среди них признание документов об образовании, назначение жилищной помощи, продление срока аренды земельного участка.
«Люди также жалуются на некорректные данные. Только за 10 месяцев текущего года поступило более 56 тыс. заявок на корректировку сведений. Это говорит о недостаточно качественной работе при интеграции различных баз и оцифровке сведений», - указал Алихан Смаилов.
Он добавил, что у посетителей ЦОНов вызывают недовольство большие очереди и отсутствие комфортных условий в помещениях. В частности, граждане с особыми потребностями не могут попасть в некоторые здания ЦОНов из-за отсутствия специальных пандусов и подъемников.
«В единый контакт-центр крайне сложно дозвониться. Подача заявок на получение лицензий и разрешений настолько усложнена, что заявители вынуждены обращаться в консалтинговые компании и к частным лицам. Такие примеры снижают положительный эффект от большой проводимой работы. Поэтому надо чутко реагировать на жалобы и рекомендации граждан, оперативно принимать меры», - подчеркнул глава правительства.
Он поручил до конца марта 2024 года автоматизировать оставшиеся виды госуслуг, которые были заявлены как электронные, а также на системной основе расширять перечень проактивных услуг.
«Надо регулярно проверять фактическую работоспособность каждой госуслуги. Особое внимание уделять простоте ее получения, корректности данных и их безопасному хранению. И в целом следует оптимизировать перечень запрашиваемых документов у населения», - отметил Алихан Смаилов.
газета "Северный Казахстан"
"Масштабировать подход «по умолчанию»
30.11.23
Поделиться статьёй: