Во Дворце школьников состоялась расширенная коллегия управления образования на тему «Школа нового поколения: перспективы и возможности»

В рамках мероприятия была проведена работа пяти секционных заседаний с охватом более 500 участников. Инновационные идеи, внедрение IT-технологий, статус педагога и грядущие перемены в сфере образования – эти и другие вопросы обсудили спикеры на диалоговой площадке.

Новая реальность – новые требования

В преддверии коллегии был выпущен сборник со статьями педагогов области по направлениям: «Дошкольное, общее и среднее образование», «Воспитательная работа», «Техническое и профессиональное образование». Вниманию участников конференции представлены авторские программы, статьи и лучший передовой опыт педагогов области. В практической части состоялась презентация шести инновационных проектов организаций дошкольного образования области.

Пленарное заседание коллегии открыла руководитель управления образования акимата СКО Гульмира Каримова. По ее словам, за последние четыре года на развитие сферы образования в Северо-Казахстанской области было выделено 184 миллиарда тенге (в 2015-м – 38,5 млрд., в 2016-м – 46,3 млрд., в 2017-м – 47,3 млрд., в 2018-м – 51,8 млрд.). В 2019 году предусмотрено 59,9 миллиарда тенге.

- Инвестиции в образование в прошлом году по сравнению с 2017 годом повысились в 3,5 раза – с 1,8 до 6,5 миллиарда тенге. Увеличение финансирования позволяет не только улучшить материально-техническую базу организации, но и создать все необходимые условия развития функциональной грамотности учащихся. С января этого года на подушевое финансирование будут переведены все частные школы. В сентябре 2020 года это новшество ожидает пять полнокомлектных школ Петропавловска, Мамлютки, Булаева, Тайынши и Сергеевки. Размер финансирования будет зависеть от количества учащихся, таким образом, школы проявят заинтересованность в повышении уровня обучения, - отметила Гульмира Раинбековна.

По ее словам, первостепенная задача сегодня - обеспечение учреждений образования педагогическими кадрами с учетом перехода на трехъязычие. В связи с этим 346 педагогов физики, информатики, биологии и химии прошли языковую подготовку, имеют уровень В1, В2, С и ведут учебные предметы на английском языке, получая доплату в размере 200% от базового должностного оклада.

В 2017 году предметы естественно-научного цикла стали проводиться на английском языке в 57 школах, в 2018-2019 годах – в 199 школах. В СКГУ им. М.Козыбаева в рамках трехъязычного образования полным ходом идет подготовка кадров по физике, биологии и химии на английском языке. Подготовка молодых специалистов по этим предметам с владением английским языком - современное нововведение. Особую роль в повышении конкурентоспособности колледжей играют учебные центры.

- Руководителям организаций технического и профессионального образования (ТиПО) необходимо открыть учебные центры в каждом колледже и активизировать работу по направлению преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения на прохождение курсов по CLIL-технологии, а также зарубежной стажировке, - подчеркнула Гульмира Раинбековна. – Хочу выразить благодарность акиму области Кумару Аксакалову за выделение более двух миллионов тенге на проведение внешних независимых тестирований учащихся выпускных классов с целью мониторинга качества знаний. Руководителям отделов образования необходимо разработать детальный план повышения образовательных услуг и взять на личный контроль подготовку учеников к внешней оценке учебных достижений и ЕНТ.

Как известно, без поддержки не остаются и дети с особыми образовательными потребностями. Так, в прошлом году на базе двух школ областного центра были открыты инклюзивные классы (школы №40 им. Д.Карбышева и №21). Также управление образования решило трансформировать Айыртаус-кий детский дом в Центр поддержки детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

- Одно из главных направлений Послания Главы государства - цифровизация и внедрение IT-технологий. Сегодня в области функционирует 485 общеобразовательных школ, все имеют 100%-ный доступ к сети Интернет. До конца 2019 года планируется подключение широкополосного доступа в Интернет в Жамбылском, М. Жумабаева, Акжарском районах, что составит 94,6%. К 2020 году эта цифра достигнет 100%. В 2019 году на базе школы-гимназии для одаренных детей имени Абу Досмухамбетова планируется открытие IT-класса, - рассказала руководитель управления образования СКО.

Сегодня в Казахстане идет активное внедрение элективного курса «Робототехника». В нашей области он проводится всего лишь в 52-х школах, что составляет 10% от их общего числа. Перед образованием области стоит еще одна задача – обеспечить школы комплектами робототехники в каждом районе. В связи с этим Гульмира Каримова обратилась к заместителям акимов районов с ходатайством о рассмотрении выделения средств на приобретение кабинетов робототехники. По ее мнению, внедрение этого образовательного предмета позволит успешно решать проблему дефицита квалифицированных инженерно-технических кадров на рынке труда.

- В 2018 году автоматизирована государственная услуга «Постановка на очередь детей дошкольного возраста» (до семи лет). С 1 июня 2019 года начнет действовать автоматизированная услуга «Выдача направления о приеме в первый класс», - заявила Г.Каримова. Руководитель управления образования отметила, что изменения, происходящие в образовательной системе Казахстана, вызваны динамикой развития науки, экономики и технологий. «Новая реальность выдвигает новые требования к человеку. Он должен быть мобильным, креативным, компетентным. Поэтому сформировать такого индивидуума – задача обновленной системы образования Казахстана», - уверена Гульмира Раинбековна.

Особый статус

Директор центра координации методологического обеспечения содержания среднего образования Национальной академии им. Ы. Алтынсарина Министерства образования и науки РК Карлыгаш Кудабаева рассказала про законопроект «О статусе педагога». В нем предусмотрено регулирование правовых, социально-экономических отношений, связанных с деятельностью педагога, которые будут способствовать качественному улучшению правового положения педагогов, гарантий их социальной защищенности.

Приказом МОН РК от 31 октября 2018 года была создана рабочая группа по разработке Концепции законопроекта. В нее вошло более шестидесяти представителей широкой общественности, учителей-практиков, ученых, юристов, депутатов и профсоюзных лидеров.

- Всего в ходе обсуждения законопроекта поступило более сорока тысяч предложений. Были учтены наболевшие вопросы и вашего региона, - пояснила Карлыгаш Есимовна. – На данный момент законопроект обсужден на межведомственной комиссии, в феврале будет направлен в Мажилис для тщательной доработки депутатами. Затем поступит на рассмотрение в Сенат, после чего в июне ожидается подписание данного закона. Основные ожидания от законопроекта «О статусе педагога» - повышение зарплаты, обеспечение педагогов жильем, защита от непредвиденных проверок, уменьшение нагрузки и учет выслуги лет при выходе на пенсию.

В проекте введено понятие «педагог» для 73 работников, занимающих педагогические должности, и 47 лиц, к ним приравненных. Учитель должен составлять поурочные планы, внедрять инновационные технологии в образование, изучать способности, интересы и жилищно-бытовые условия учащихся. Несмотря на некоторые изменения в образовании, по-прежнему учителя подвергаются непредвиденным проверкам и привлекаются к выполнению несвойственных им функций. Было предложено внести изменения в Кодекс административных правонарушений, а рассмотрение дел предоставить органу в области образования. Также принимать меры защиты педагога при дисциплинарных, трудовых и служебных разбирательствах. Согласно грядущему законопроекту, родителям и иным законным представителям ребенка запрещается вмешиваться в вопросы, которые входят в круг профессиональных обязанностей педагога.

Законопроект предлагает еще несколько нововведений. Например, переподготовку, позволяющую освоить другую профессию или специальность, а также сертификацию допуска к педагогической работе через Национальное квалификационное тестирование. Сертификат, выданный по итогам НКЦ, будет основным условием для допуска к профессиональной деятельности педагога.

- Для помощи в адаптации за молодыми и начинающими педагогами будут закрепляться наставники из числа опытных педагогов. Сокращается и периодичность повышения квалификации – с пяти до трех лет. Кроме того, проектом закона предусматривается право выхода на пенсию до достижения установленного пенсионного возраста. То есть педагоги при наличии тридцатилетнего стажа педагогической деятельности получат право на назначение им выплат по достижении 56 лет. Предлагается повышение ежегодного пособия на оздоровление в размере не менее двух должностных окладов один раз в год при предоставлении очередного трудового отпуска. В целях стимулирования преподавателей законопроект предусматривает столичную надбавку к зарплате, выдачу жилищных сертификатов, путевок в санатории и подъемных для молодых специалистов. В период обучения в организациях образования по педагогическим специальностям планируется назначать стипендию в размере не менее одного должностного оклада, а время обучения включить в трудовой стаж, - говорит Карлыгаш Кудабаева. Она отметила, что на сайте МОН РК и страницах газеты «Білімді ел» («Образованная страна») открыта рубрика «Обсуждение закона «О статусе педагога». Активное участие педагогов в рассмотрении, согласовании и разъяснении проекта закона приветствуется.

Сила – в молодежи

Заместитель акима Северо-Казахстанской области Мадияр Кожахмет в своем выступлении акцентировал внимание на цифровизации. Он уверен, что молодежь Северного Казахстана, занимающаяся в стенах Дворца школьников, внесет свой вклад в развитие науки и техники.

- Руководителю управления образования необходимо наладить взаимосвязь с ведущими университетами Республики Казахстан и зарубежья, а также исследовательскими институтами для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок, - подчеркнул он.

К новому учебному году в эксплуатацию будет сдано две школы Петропавловска и начнется строительство третьей школы. Таким образом власти города планируют решить вопрос трехсменного обучения в областном центре. В связи с этим заместитель акима области поручил руководству Петропавловска оснастить строящиеся школы новым оборудованием.

- В СКО преобладают малокомплектные школы (380 школ и 23 633 учащихся). В малонаселенных пунктах закрываются школы, дети с первого класса вынуждены учиться в районных центрах и проживать в интернатных условиях. Мы предложили ввести пилотный проект «Временная семья»: дети будут получать образование и воспитание, проживая в условиях семьи. Сейчас проект действует в М. Жумабаева, Мамлютском и Айыртауском районах (67 детей), - поделился М.Кожмахмет.

Обсудили на коллегии и вопросы обучения в университете, получения грантов. В текущем учебном году в три раза увеличилось количество желающих обучаться в региональном вузе, в связи с чем было выделено 1072 гранта. Исходя из этого, заместитель акима области дал поручение ректору СКГУ продолжить практику выделения грантов ректора для обучения студентов из числа победителей олимпиады, университета и сельских школьников.

Руководство области направило письмо в Министерство по инвестициям и развитию РК о возможности оказания социальной помощи педагогам для покрытия первоначального взноса до 10% по ипотечным займам Программы «7-20-25».


Елена Чмель
газета "Добрый Вечер"
"Школа нового поколения"
31.01.19

Поделиться статьёй: