Владельцы частных детских садов Казахстана бьют тревогу

Если в законодательную базу все-таки внесут новые планируемые изменения, в том числе касающиеся лицензирования, многие из них просто не смогут пройти эту процедуру и закроются. И это не потому, что сады плохие, а потому, что выполнить некоторые требования малокомплектные учреждения, большинство из которых работают в приспособленных помещениях, просто не смогут. Попадут под удар и частные детские сады Петропавловска.

- Сегодня в Казахстане существует 10800 дошкольных организаций, почти половина из них – частные. Это стало возможным благодаря программе «Балапан», подразумевающей подушевое финансирование. Глава государства сказал о том, что необходимо повысить эффективность качества дошкольного образования. И сейчас министерство настаивает на введении обязательного лицензирования детских садов. У нас есть сомнения, что лицензирование решит вопрос качества и безопасности. Потому что лицензирование - это разовая акция, входной контроль. Получил лицензию, а дальше как с точки зрения контроля государства? Мы считаем, что вопрос безопасности - это более сложный вопрос. Нужны системные меры, - сказал, открывая встречу, председатель Народной партии Казахстана Ермухамет Ертысбаев.

Участники мероприятия обеспокоены тем, что меры, которые принимает Министерство просвещения, не просто не дадут должного эффекта, а, наоборот, приведут к обратному. То есть не помогут улучшить качество образования, а только вставят палки в колеса добросовестным предпринимателям, которые будут вынуждены закрыть свои дошкольные учреждения.

Напомним, о необходимости лицензирования дошкольных учреждений власти заявили после скандала, разразившегося в социальных сетях из-за избиения ребенка в одном из частных садов. Вот только участники мероприятия считают, что не нужно всех грести под одну гребенку.

- Как можно говорить о лицензировании, если в законе нет даже критериев качества? Даже самая нерадивая школа, больше похожая на сарай, имеет такую лицензию. И что? Много это помогло нашим детям и педагогам в стране? Реформы должны быть комплексными, продуманными и согласованными с обществом. И не надо, чтобы мы их отвоевывали митингами. Мы уже несколько лет кричим, что есть проблемы с насилием и качеством образования, однако профильное министерство все эти годы игнорировало ситуацию, пока напряжение в обществе не достигло своего максимума. И теперь весь негатив был искусственно направлен только на частные детские сады, - считает председатель Казахстанской ассоциации непрерывного образования Лейла Куленова.

По словам главного эксперта ассоциации Шарапат Султангазиевой, учредители не только вложили в частные дошкольные учреждения огромные средства, но и сняли с государственных садов огромную нагрузку. Ведь только на их строительстве государство сэкономило порядка 4,8 трлн. тенге. За 10 лет инвесторы обеспечили 455 тысяч мест, в то время как государство за это же время создало только 203 тысячи.

Да и приведенную министерством статистику по охвату детей дошкольным образованием спикеры считают некорректной.

- Минпросвещения вводит в заблуждение Главу государства, говоря о том, что 98% детей в возрасте от 3 до 6 лет уже получили места в дошкольных учреждениях. Нет! Почти 45% из этих детей они определили, сказав, что это домашнее обучение. Но эти дети просто находятся дома, они нигде не обучаются, - сказала член парламентской фракции НПК, депутат Мажилиса Парламента РК Ирина Смирнова.

Есть, по словам спикеров, проблемы и с делением детей по возрастной категории, и, как следствие, с их финансированием.

- Согласно приказу услуги по дошкольному образованию оказываются детям от 1 до 6 лет. С прошлого года изменили возрастную периодизацию, и теперь дети, которым не исполнилось полного одного года на 1 сентября, вынуждены ожидать свое место еще год. Доходит до абсурда: решить может все один день. В результате только через год ребенок попадет в группу, почти на год старше своих одногруппников. Почти такая же проблема и с шестилетками, - рассказала на конференции директор костанайского частного детского сада.

Она отметила, что возникают проблемы и с расчетом подушевого финансирования. Оно идет из расчета 25 человек в группе. По новым типовым правилам в разных возрастных группах расчет делается по-разному. Таким образом, себестоимость одного места в таких группах увеличивается почти в два раза.

- Государство, по сути, не отменяло лицензирование. Юридическую форму прохождения лицензирования заменили на конкурс образовательного заказа. Все остальные документы, кроме получения самой лицензии, мы всегда сдавали. Все проверки уполномоченных органов мы проходили все эти годы. Так что же даст переименование одной процедуры в другую? Это просто игра слов. Политические шахматы. Да, есть проблемы и с качеством образования, и с насилием в детских садах. Но ведь в центре этих скандалов стоит педагог. Не кастрюли, не игрушки, не санитарный узел, не что-то еще. Разве возможно лицензировать заботу и внимание? Реформы должны быть комплексными, продуманными и согласованными с обществом. И не надо, чтобы мы их отвоевывали митингами, - сказала Лейла Куленова.

Она отметила, что у каждой реформы должна быть фамилия того, кто головой отвечает за ее результат. А оценку должны давать люди. При этом подчеркнула, что работники частных детских садов готовы выйти на мирные митинги, чтобы отстаивать свои права.

САД САДУ РОЗНЬ

Лицензирование детских садов планируют проводить поэтапно, начиная с 2024 года. Понятно, что до этого времени инвесторы не успеют исправить все так называемые «недочеты». А некоторые требования и вовсе выполнить не получится.

- Особенность нашего региона в том, что у нас в основном малокомплектные детские сады, расположенные в приспособленных помещениях. Я считаю, что в лицензировании нет ничего страшного, страшно то, какие требования выдвигаются. Они не делают разницы между большими государственными садами, где 12-14 групп, и частными малокомплектными. Естественно, мы не пройдем. Там требования большие к зданиям. Необходимо наличие медкабинетов. Мы открывались, когда на два года убрали эту норму. У нас нет медкабинета. У нас есть медсестра, но дети обслуживаются на участке по месту жительства. Там получают прививки, наблюдение, сопровождение до школы. Процедура не учитывает, что мы уже больше десяти лет работаем в таких приспособленных помещениях. Так что если введут лицензирование, то большинство частных садов не смогут его пройти, - говорит руководитель д/с «АБВГДейка» Ольга Жаркова.

По ее словам, даже сейчас частные сады не могут соревноваться с государственными, так как существует разница в финансировании, несмотря на то что оно подушевое и вроде бы на первый взгляд должно быть одинаковым. Но если госсадам не хватает средств на неотложные нужды, они получают дополнительное финансирование из местного бюджета. Частным же учреждениям образования взять эти деньги просто неоткуда. Ведь в родительской оплате они тоже ограничены. Да и некоторые нормы вообще доходят до абсурда.

- Мы выполняем все нужные требования, мы не против, потому что от этого зависит безопасность детей. Но когда по новым правилам в каждой группе должно быть 12 неваляшек... Зачем они нужны, никто нам ответить не может. А это реально новые требования по содержанию материальной базы. Они же не только качественный состав педагогов проверяют, но и наличие этих игр. А что мешает иметь этих неваляшек в методическом кабинете? Если педагогу нужно, она взяла коробку, отработала... Это не то, что нужно каждый день ребенку! Это очередные вложения. И где это все хранить в наших небольших помещениях? – возмущается Ольга Владимировна.

Но существуют проблемы не только в финансировании самого учреждения, но и с выплатой заработной платы персоналу. Так, например, в государственных садах сотрудникам доплачивают за новые категории, в частных же такая мера не предусмотрена.

По словам О. Жарковой, подушевого финансирования, которое сейчас выплачивается садам, катастрофически не хватает. В том числе нет средств на 30%-ную надбавку, которую с января текущего года должны получать ранее не подходившие под эти требования сотрудники. Таким образом, в частных садах бухгалтера, помощники воспитателей и другой вспомогательный персонал получают на 30% меньше, чем в государственных. Отсюда и текучка кадров. А в сады устраиваются малоквалифицированные специалисты, которые в других учреждениях не востребованы.

При этом О. Жаркова отмечает, что по сравнению с другими регионами наш оказался самым благополучным. Как известно, на юге люди вынуждены были выходить на забастовки, чтобы им выплатили положенное финансирование.

- Сейчас до сих пор еще в других регионах требуют возврата денег, которые должны были выплатить в период карантина. Наши чиновники молодцы, подсуетились, выпустили специальные приказы. Также в прошлом году нам все-таки было выделено дополнительное финансирование из местного бюджета, и мы не закрылись. В этом году нам обещают с января, но прошло уже полгода. Если начнут уходить педагоги, то у нас не будет другого выхода, кроме как закрываться. А педагоги уже пишут заявления, - говорит Ольга Жаркова.

Кстати, педагогический состав – отдельная, наболевшая тема для разговора. Удержать педагогов в частных садах намного сложнее, нежели в государственных. Все из-за того же финансирования. В результате люди уходят. И самое страшное, что многие уходят не в другие сады, а вовсе из профессии. Научившись наращивать ногти или ресницы, они зарабатывают не хуже.

- Я создала очень хорошие условия для своих педагогов. У меня есть льготы, когда они детей своих приводят. Есть система бонусов, доплат, чтобы удержать квалифицированные, хорошие кадры. Так как мы готовим детей к лицеям и гимназиям, для меня важно, какой квалификации педагог у меня работает. Поэтому к нам ведут и по третьему, и по четвертому ребенку. За 11 лет по трое детей из одной семьи вырастили, при том, что садик не самый дешевый, - говорит Ольга Жаркова.

Она отмечает, что сегодня у воспитателей достойные заработные платы. Но при этом появилось много лазеек, чтобы их урезать. Так, например, чтобы получить категорию, специалист должен пройти национальное квалификационное тестирование. При этом сдать его многие просто не могут. А все из-за закрытой базы вопросов, которую в глаза никто не видел, но где встречаются задания, знать ответы на которые воспитатели не обязаны. Например, вопросы о суициде.

Также, по новым правилам, если педагог не смог подтвердить категорию, он лишается не только ее, сделав шаг на ступень назад. Теперь его лишают вообще всех регалий. Получается, что отработав 20, а то и 30 лет, человек просто начинает все с чистого листа.

НОВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Что касается ваучерного механизма, то сейчас частные сады получают дотации от государства. Предполагается, что при нововведениях бюджетные деньги будут «следовать за ребенком, а не за организацией». То есть родители сами будут выбирать детский сад, открывать банковский счет, куда акимат перечислит средства, а банк уже переведет их в образовательную организацию.

В прошлом году подобный механизм в пилотном режиме запустили в Нур-Султане. При этом участие в нем приняло порядка 200 родителей, и то было выявлено очень много недочетов. Так что вводить его по всей стране спикеры мероприятия считают нецелесообразным. Во-первых, незачем удлинять цепочку. А во-вторых, открытие счета - не такая простая процедура, как кажется на первый взгляд. Если в больших городах и населенных пунктах, для родителей это не составит большого труда, то в отдаленных районах, где зачастую нет не только отделений банка, но и Интернета, это вообще не представляется возможным. Не продумано множество нюансов. А что, если родитель имеет долги по кредитам и его счета арестованы? Как тогда открывать новый счет в банке? И еще много других подводных камней.

Завершая мероприятие, Ермухамет Ертысбаев заявил, что поддерживает представителей ассоциации и будет делать все, чтобы государство услышало разумные доводы.

- В противном случае мы будем требовать отставки нерадивых чиновников. Не осенью, как намекнул Глава государства на расширенном заседании Правительства, а сейчас, - сказал Е. Ертысбаев.


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"Двенадцать неваляшек для лицензии"
28.07.22

Поделиться статьёй: