Виталий ЗЫБИН – один из лучших фотографов Петропавловска

В профессии он с 2010 года. Фотография – то дело, к которому он осознанно шел на протяжении жизни. По специальности, полученной в вузе, Виталий не проработал ни дня. Когда он нашел свое призвание, то посвятил себя ему полностью. И последние несколько лет мастер работает уже в собственной фотостудии.

ВАЖНА ПОДДЕРЖКА

Виталий родился и жил в Петропавловске. Учился в школе №23, потом поступил в СКГУ на факультет энергетики и машиностроения. По настоянию родителей и бабушки он пытался получить «конкретную мужскую профессию». Наш герой пробовал себя на курсах помощника машиниста, но понимал: это всё не то, чем он хотел бы заниматься в жизни. И пока не мог определиться, что все-таки должно стать делом жизни.

- После окончания университета решил взять перерыв и просто отдохнуть, потому что уже во время учебы понял, что это не мое, - рассказывает наш герой. – Мне предложили поработать фотографом, и с этого начался мой путь в далеком 2010 году. Мне дали Canon 400d для работы, на нем я учился. Первые пробы были на моей девушке, в будущем - жене. На коммерческой основе работал в паре с оператором. У него был опыт, он подсказывал и помогал в работе первое время. Снимал я тогда свадьбы и юбилеи.

Виктория, которая вскоре стала супругой Виталия, всячески его поддерживала и ободряла. Когда встал вопрос о покупке собственного фотоаппарата, Вика настояла, чтобы муж приобрел модель более дорогую и современную. Заработок первое время был непостоянным, приходилось давать объявления, но юноша понял: он нашел то, что искал. И начал углубляться в профессию, учиться у лучших.

- Начиная с 2011 года я уже стал посещать мастер-классы, - отмечает собеседник. - Я ездил в Омск к фотографу Виталию Агабабяну. Потом в 2013 году учился в Астане у Андрея Кима. В то время он был одним из самых дорогих свадебных фотографов Казахстана. У него я почерпнул очень много. Мастер-классы помогают, когда уже есть практические знания. Они нужны, чтобы систематизировать навыки. 2014 год был очень насыщенный – прошел я мастер-класс украинского фотографа Ильи Двояковского, который был организован в столице у нас. Потом к нам приезжал Алексей Романов из Алматы с трехдневной фотошколой. И год завершил я поездкой на «Амурфест» в Боровое, где было много российских спикеров.

По словам Виталия, Алексей Романов прекрасно повлиял на фотографов Петропавловска. Даже опытные на тот момент специалисты повысили свой уровень. Зыбин, кстати, в 2015 году снова проходил его фотошколу. В 2017 году посетил алматинский фестиваль фотографов. Там собрались «сливки» этой ниши – выступали спикеры мирового уровня, более ста фотографов со всего СНГ.

Все больше и больше наш герой убеждался в том, что выбрал верный путь. Об этом говорили и его клиенты. Так пришло понимание, что пора открывать свое дело – студию.

- Открывал фотостудию я с приятелем-видеографом в конце 2016 года, - вспоминает Виталий Зыбин. - Мы проработали вместе где-то полгода, потом он сменил сферу деятельности, и я начал работать с другим фотографом - Дмитрием Агалаковым. Скоро будет открытие студии в новом, более просторном помещении в этом же здании – 120 квадратных метров площадью, из них 80-90 - съемочных. Никаких кредитов на открытие я не брал, все делал на свои деньги. Были периоды, когда уходил в минус, в ноль. Стараюсь создать в студии такую атмосферу, чтобы клиенту было комфортно. Жена мне помогает в этом, она дизайнер.

У Зыбиных есть сын. Малыша зовут Демид, ему всего 3,5 года. С появлением ребенка в семье Виталий стал работать еще больше. Он отмечает: на достижение целей очень вдохновляют жена и дети. И сейчас, когда бизнес из-за карантина приостановлен, у фотографа появилось больше времени на семью. Благо клиентов с начала года было немало и удалось скопить достаточную сумму, чтобы некоторое время быть на плаву.

РАВНЕНИЕ НА ЛУЧШИХ

Виталий следит за творчеством коллег, которые уже обрели признание в больших масштабах. В числе его кумиров - немецкий фэшн-фотограф Петер Линдберг, который ушел из жизни всего полгода назад. Его работы были в основном черно-белыми, без ретуши и макияжа. Он любил показывать естественную красоту человека, в основном женщин, и делать это стильно, модно. Также наш земляк вдохновляется творчеством «фотографа рок-н-ролла» Энни Лейбовиц. Она известна работой в жанре портрета. Это американский фотограф, работает Энни в журнальном стиле.

- Еще мне нравятся репортажные съемки Эмина Кулиева, он довольно известен в свадебной индустрии, - говорит Виталий Зыбин. - Я так, скорее всего, никогда не буду снимать… Это уникальный человек. Юлия Франтова, Игорь Булгак – знаменитые свадебные фотографы. Несколько лет я наблюдаю за ними. В студийной фотографии очень известны Сергей Сарафанов и Джон Гресс. Для меня они, можно сказать, кумиры.

Даже в нашем маленьком Петропавловске уже работает масса фотографов. Среди них все больше женщин – мам в декрете. Открываются студии, а еще фотографы работают в одиночку, так что у клиентов большой выбор… А у Зыбина и его коллег по цеху прибавляется конкурентов в лице молодежи.

- Я не особенно уделяю внимание конкуренции, - признается собеседник. - Это дело выбора человека. Сводится конкуренция к демпингу, а не к улучшению сервиса, условий для клиентов. Зачастую цены занижают, чтобы привлечь клиента. Я не работаю таким способом. Стоимость моих услуг адекватна сервису. Важно, чтобы клиент был на одной волне со мной. Для него фотосессия должна быть расслаблением, позитивом, приносить удовольствие. Тогда работу можно считать удачной.

КАКОЙ ОН – ФОТОГРАФ?

«Сарафанное радио» и хорошее портфолио в социальных сетях – лучшие инструменты рекламы для фотографа. И да, качество снимков зависит не только от того, сколько стоит фотоаппарат. Работа с моделью, со светом, интеллектуальная составляющая съемки – важно всё.

- Для фотографа важно иметь вкус, - отмечает Виталий. - Если есть художественное образование, то это очень хорошо. Я наблюдал, что фотографы с художественным опытом быстро прогрессируют. Бывает и наоборот. Есть художественное образование, а вкуса нет. Это для меня было неким открытием. Нужна «насмотренность», а именно: смотреть много фотографий, хороших фильмов, картин, изучать свет и цвет. Важно, чтобы образ модели соответствовал стилю. А фотоаппарат - это лишь инструмент. Это то же самое, как если мы будем говорить о вкусном борще, который был приготовлен в дорогой или самой простой кастрюле. На вкус больше влияет сам «автор блюда». Да, сам процесс это облегчает, но если нет навыков, рецепта, то результат будет соответствующим.

Дорогой фотоаппарат более вынослив. Емкость батареи, скорость и фокусировка съемки, съемка в экстремальных ситуациях, под дождем – такие опции доступны не в каждом устройстве. Но иногда они и не нужны, поэтому выбирать фотоаппарат нужно, конечно, с оглядкой на цели использования. У Виталия за десять лет работы менялись в основном объективы. Сейчас он работает с третьим по счету фотоаппаратом. Технологии не стоят на месте, и фотограф старается за ними поспевать, чтобы выдавать хорошее качество. Стоимость фотоаппарата - около трех тысяч долларов, а один объектив стоит от тысячи и выше. Батарейки, вспышки, стойки, фоны – вложений очень много, если есть цель совершенствоваться.

ОПЫТ И ВДОХНОВЕНИЕ

- Я считаю, что где-то с 2014 года я достиг определенного уровня, за который мне не стыдно, - говорит наш герой. - Начинающие фотографы сейчас занимаются фотографией как подработкой, не имея цели вырасти и достичь большего. Мало тех, кто готов серьезно вкладывать в это дело.

Первое время Зыбин работал на банкетах и свадьбах. После наработки клиентской базы стал заниматься семейной фотографией. После этого ассистировал другим фотографам в студиях. Появились мысли о том, чтобы открыть свою студию. Когда супруга порадовала его новостью о планируемом прибавлении в семье, решение созрело окончательно. Виталий открыл фотостудию.

- Были сложности с поиском помещения, потому что для студии нужно большое помещение площадью хотя бы 60-80 квадратных метров с высокими потолками - не менее трех метров, - рассказывает он. – У нас в городе с этим были проблемы. Много помещений были дорогими, рассчитанными под торговлю. Большие статьи расходов были, большую аренду покрывать тяжело. Поэтому я решил найти напарника. Так все и пошло.

Виталий Зыбин любит заниматься портретной съемкой. Он обожает работать со светом в студии, на улице в летний период. Фотограф продолжает работать уже с поколениями своих клиентов. Еще недавно они женились, а сегодня приглашают на выписку ребенка… На глазах растут дети, которые тоже предпочитают записаться на съемку к уже знакомому фотографу.

- Мне нравится работать в фэшн-проектах, - признается собеседник. – Недавно я вошел в ТОП-100 фотографов сайта 35awards в номинации «Уличная фэшн-фотография». Можно сказать, что это одно из любимых моих направлений. И удаются съемки в таком модном стиле лучше, когда с моделью занимается команда. В нашем городе есть салон красоты довольно известный, где работают визажист Елена Гусельникова и мастер по прическам Наталья Орлова. Они создают необычные образы, я всегда с удовольствием их снимаю. Я люблю все, что связано с людьми. Пробовал снимать грудничков, но это не мое. Нравится работать с детьми, когда они уже более сознательные, контролируемые.

ПЛАНИРУЕТЕ СЪЕМКУ?

Виталий Зыбин рекомендует тем, кто собирается на фотосессию, хорошо продумать образ, идею. Подобрать одежду, в которой будет удобно, и не забивать голову вопросами типа «как мне встать». В процессе съемки скованность пропадает - и работать становится значительно проще. Живые, настоящие эмоции и неискусственные позы – то, что нужно для качественной фотосессии. А длится она обычно полтора часа.

- Нужно обязательно иметь чистую сменную обувь, - говорит наш герой. – Если образ подразумевает босые ноги, то она не нужна. В других случаях брать с собой то, в чем удобно ходить и в чем выгодно человек выглядит. Если фигура не позволяет обтягивающую одежду, то не стоит ее надевать. Всегда можно посмотреть портфолио и на них ориентироваться. И обязательно сообщить цель фотографии – для себя, для бизнеса, например. Продумать образ я всегда помогу.

Одинаковые фотосессии или конвейер Виталий Зыбин не очень любит. Если в Новый год тематические локации или похожие свитера оправданы, то без привязки к праздникам это несколько нелепо. Он предпочитает вносить индивидуальность в съемку и не повторять под копирку образы, идеи. К примеру, один из последних творческих проектов фотографа – съемка в накидке, выполненной на заказ, в прообразе Сикстинской Мадонны. «С этой вещицей можно придумать еще массу образов, и все они будут отличаться», - говорит Зыбин.

- Если есть доверие у клиента, контакт есть, то все получается нормально, - подчеркивает Виталий. – Если человек не выспался, нет настроения, у нас отличается восприятие вкуса, тогда могут возникнуть сложности. Нужно уделить больше внимания подготовительному этапу, проговорить де-тали, собрать необходимые вещи для съемки, ничего не забыть – тогда процесс будет более качественным.

Одним словом, к фотографированию нужно подходить творчески и довериться рукам профессионала. Удивительные, запоминающиеся кадры обеспечены, если за дело берется специалист.


Юлия Захарова
газета "Добрый Вечер"
"Выбор пал на фотографию"
02.04.20

Поделиться статьёй: