Виталий Алфимов рассказал о том, как пришел в театр

Позитивный, искренний и открытый человек – пожалуй, так можно охарактеризовать талантливого артиста. А уж как эмоционально и ярко он справляется со своими ролями – есть чему поучиться молодому поколению.

ОТ ЗУБОТЕХНИКА - К АРТИСТУ

Родился Виталий в Петропавловске в апреле 1979 года. Он вспоминает, что с самого детства обладал неуемной энергией, даже в космонавты метил. Окончив в 1995 году среднюю школу №9, Виталий поступил в медицинский колледж на зубного техника. Через год юноша понял, что не хочет работать в медицинской сфере, и отчислился с большим желанием попробовать свои силы в чем-то другом.

Ответ нашелся почти сразу: с детства Алфимов испытывал невероятную тягу к киноискусству. Так и пришла идея поступить на режиссуру в государственный институт театра и кино им. Жургенова. Сдав успешно экзамены, Виталий пришел на собеседование, но комиссия ему отказала. В сентябре 2004 года молодой человек увидел объявление о наборе в студию театра им. Погодина и отправился на прослушивания. В то время условия отбора были строгими, а комиссия состояла минимум из десяти человек.

- Помню, пришло много конкурсантов, - рассказал В. Алфимов. – Мы искали какие-то невидимые кошельки, спрятанные бомбы. Судьи смотрели на нашу реакцию, жесты, мимику. Я и отрывки из произведений читал. На протяжении месяца комиссия пристально изучала, на что мы способны. Кто-то сразу отсеялся, кто-то со временем. В итоге в труппу драматического театра им. Н. Погодина вошли двое – я и Марина Черняк. Сейчас благодаря усилиям и чуткому руководству Виктора Григорьевича Шалаева и Людмилы Николаевны Лошаковой мы можем уже сами поделиться опытом с молодым поколением.

Сначала родители к решению Виталия попробовать себя на сцене отнеслись несерьезно. Махнули рукой, мол, хочешь – иди и делай. Сейчас им есть чем гордиться, ведь сын уже на протяжении пятнадцати лет успешно служит Мельпомене. Свою первую роль в спектакле режиссера Шалаева мой собеседник вспоминает с теплой улыбкой, поскольку Виктор Григорьевич не жалел молодых преемников и бросал их сразу из огня да в полымя.

- В спектакле «Свободная пара» Виктор Григорьевич и его супруга исполняли главные роли, я играл их сына. Вроде и роль небольшая, но как же я волновался! Режиссер возился со мной примерно месяц. Сейчас вспоминаю, аж стыдно становится (смеется). Спасибо Виктору Шалаеву за то, что поверил в меня. Благодаря ему я достиг определенных высот на сцене, - поделился актер.

СЦЕНОЙ, КРОВЬЮ И ПОТОМ

С тех пор на сцене драматического театра имени Н.Погодина Виталий сыграл много ролей, как главных, так и второстепенных. Среди них: Никита (Н. Коляда «Игра в фанты»), Жакып, брат Чокана (С.Муканов «Чокан Валиханов»), Гордон (Д.Чэмпен, Д. Фримен «Ключ для двоих»), Буч (Кен Людвиг «Примадонны»), Егор Курчаев (А.Н. Островский "Я вам нужен, господа"), Спальник ("Конек-Горбунок", О. Прокофьева, Г. Сапгир), Горожанин ("Забыть Герострата", Г. Горин) и другие. Любимыми персонажами, которых артист вспоминает с особой теплотой, являются Генри Перкинс (Р. Куни "Смешные деньги"), Никанор Епифанович Журавлев (С. Лобозеров «Маленький спектакль на лоне природы»), Филипп (Д. Голдмен «Лев зимой»), Роберт (М. Камолетти "Гарнир по-французски, или Обманутые обманщики").

Я поинтересовалась у Виталия: «Когда вы готовитесь к роли, смотрите ее в чьем-то исполнении?».

- Соблазн бывает велик, но я никому не советую этого делать, - отвечает В. Алфимов. - Есть риск продублировать чужое исполнение. Однажды я поддался искушению и подсмотрел. Было тяжело избавиться от копирования, но у меня это, к счастью, получилось. Хороший артист должен сам проживать роли и уважать свою профессию. Если просто пересказываешь текст и подражаешь другим – это уже халтура.

Наверное, как и любой профессионал, Виталий знает некоторые хитрости по заучиванию объемных текстов. Пожалуй, наш читатель согласится с тем, что это занятие далеко не из легких. Артист признается – учить тексты ему помогают… ноги!

- Многие запоминают тексты головой, зубрежкой, даже зарисовывают дома мизансцены. Когда я передвигаюсь по сцене, текст укладывается мне в ноги. Выхожу и начинаю все ими «вспоминать». Бывает, над заучиванием маленьких ролей бьешься месяцами, особенно когда не понимаешь сути персонажа, его историю и саму пьесу. А если все органично и логично, то на запоминание гигантских текстов уходит не так много времени. Например, текст в спектакле «Взятка по-неаполи-тански» я осилил за две недели.

- Что привлекает зрителей в актерах?

- То, насколько хорошо артист перевоплощается, чтобы донести до публики суть своего персонажа, - делится мнением В. Алфимов. - Подарить им эмоции, за которыми они идут в театр. Если зритель, посмотрев драматический спектакль, что-то в себе находит и меняет, если после комедии пребывает в приподнятом настроении и ненадолго отрешается от проблем, значит, мы как актеры справились со своей задачей. О состоявшемся спектакле свидетельствуют долгие аплодисменты зрителей.

- Какими советами вы можете поделиться с начинающими театралами?

- Многие думают, что актер – это легкая и простая профессия, - сетует Виталий. - На самом деле, она постигается сценой, кровью и потом. Артистами не становятся до конца. Каждый раз происходит самокопание, поиск себя как личности. Находясь уже столько лет на сцене, я до сих пор учусь чему-то новому. С какими-то ролями справляюсь быстро и хорошо, некоторые даются с трудом. Главное - не сдаваться! А еще не стоит заморачиваться и грузиться перед спектаклем. Я перед каждым выступлением полностью себя отпускаю, даже текст не повторяю. Иногда могу что-то пропустить на сцене. Значит, так и надо было, значит, лишнее. Необходимо помнить, к чему ты ведешь и что будет дальше, чтобы не поставить своего партнера в тупик. А уж если допустил оплошность – умей из нее выкрутиться так, чтобы зритель ничего не заподозрил.

- В жизни и на сцене вы два разных человека?

- Смотря с какой ролью сравнивать, - улыбается актер. - Где-то в чем-то похож, в иных случаях нет. Вообще по жизни я веселый и позитивный человек. А еще признаюсь, что порой ленюсь. Когда спектакли опустошают, хочется пару дней отдыхать и ничего не делать. А иногда найдет что-то - и просыпается желание работать, работать, работать.

ЖЕНА - МОЙ ГЛАВНЫЙ КРИТИК

Поговорили с Виталием о его хобби и семье. Выяснилось, что герой нашей публикации – заядлый коллекционер. Дома имеется большой шкаф, в котором актер хранит видеоигры, фильмы на дисках и книги. Фильмы и игры с Интернета он не скачивает, поскольку уверен, что любое творчество должно оплачиваться по достоинству. Заказывает и приобретает оригиналы.

- Дома у нас с супругой Еленой имеется большая библиотека, - поясняет В. Алфимов. - Мы любим коллекционировать разные книги. К сожалению, иногда у меня даже нет свободного времени, чтобы читать произведения. А вообще я перечитал много разной литературы, в том числе и Стивена Кинга, Льюиса Кэрролла, Джона Толкиена.

Елена не только разделяет увлечение мужа, но и посещает все спектакли с его участием. Виталий отмечает, что жена для него первый и главный критик. И если делает какие-то замечания, то он к ним обязательно прислушивается.

Посмотреть игру Виталия Алфимова и других выдающихся актеров театра драмы имени Н. Погодина вы можете уже в эту пятницу (19.00) и субботу (18.00) на премьере спектакля московского режиссера-постановщика Галины Зальцман «Ромео и Джульетта» (по произведению У.Шекспира). Виталию досталась роль друга Ромео – Бенволио. Актер отметил, что школа, с которой Галина приехала из Москвы, – это абсолютно что-то новое и интересное. Несложно представить, насколько артист отдается роли, ведь после каждой репетиции он приходит домой, выжатый как лимон. «Утром встал на автомате, умылся, позавтракал - и снова на работу. А бывают спектакли, которые идут совсем легко. Тут еще многое зависит от работы режиссера, от артистов и роли, которая достается» - делится В. Алфимов.

На вопрос о том, достиг ли он желаемого в своей карьере, Виталий улыбнулся и резюмировал: «Об этом лучше всего может сказать зритель!».

- Приятно, когда люди оставляют в социальных сетях положительные комментарии, - отметил актер. - Для меня главными наградами стали три премии имени народного артиста Республики Казахстан Ивана Арчибасова. Таким образом коллеги признали мое мастерство, а это дорогого стоит. Благодарственные письма от акима и прочие награды свидетельствуют о том, что я сделал что-то полезное для нашего города. Наверное, это о чем-то говорит!..


Елена Чмель
газета "Добрый Вечер"
"Спасибо за то, что поверили"
11.04.19

Поделиться статьёй: