Весенней охоты не будет!

- так решили в Верховном суде, оставив без изменений приказ Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства, который пытались обжаловать охотники. Отсутствие весенней охоты в прошлом году им пришлось «проглотить», а вот нынешний сезон пытались «спасти». Писали письма, обращались в суды и другие инстанции. Несмотря на то что суд не отменил постановление ведомства, все-таки удалось достигнуть определенных договоренностей, которые, возможно, помогут охотникам хоть как-т

Напомним, приказ о запрете пострелять в весенний период, изданный в ноябре позапрошлого года, должен действовать на протяжении трех лет и распространяться на все виды весенней охоты. По мнению его авторов, «ограничения и запреты на пользование объектами животного мира введены в целях его сохранения и воспроизводства». Однако охотники считают, что особого вреда природе не наносят. Больше года они пытались доказать это государственным чиновникам. Однако тщетно.

От Северо-Казахстанской области охотниками было собрано более 1000 подписей против запрета. По всему Казахстану таких подписей собрали более 30 тысяч. В обращении охотники изложили свою точку зрения по поводу того, что запрет необоснован, а биологическое обоснование, на которое ссылаются авторы закона, сделано не точно. Однако ответа на письмо не последовало. В результате девять областей Казахстана, а также ТОО «ПТО «КазОхотРыболовСоюз» и Республиканская Ассоциация «Кансонар» подали в суд.

Дело, правда, проиграли. Суд оставил документ без изменений. В январе 2018 года состоялось заседание Верховного суда. Вернуть весеннюю охоту на водоплавающих, к сожалению, так и не удалось. Зато благодаря этому получилось добиться открытия охоты в 2019 году на тетерева и медведя, охота на которых автоматически попала под запрет с вводом нового документа.

Напомним, согласно биологическому обоснованию, запретили любую охоту на территории Казахстана. Помимо уток и гусей, ввели запрет на охоту на тетерева, глухаря и на медведей. При этом сами авторы обоснования говорили о том, что численность этих видов снижается незначительно, но на всякий случай запрет наложить тоже нужно.

В этом году, несмотря на постановление суда, весенняя охота уже «потеряна», и охоты на медведя, глухаря и тетерева тоже не будет. Однако с 15 июня в Казахстане будет открыта охота на сурка, с 1 июля - на куликов, с 20 августа можно будет поохотиться на перепела и на голубя, а с первой субботы сентября откроется сезон охоты на гуся, утку, куропатку и тетерева.

Еще одной победой охотников, которой они добивались более 10 лет, можно назвать и новшество о том, что теперь сроки охоты частично смогут устанавливать и местные исполнительные органы. То есть в зависимости, например, от погодных условий, сезон охоты может начаться раньше на целых 15 дней. Так что не исключено, что охота в этом году начнется не в первую субботу сентября, а немного раньше.

- Так, в соседней России, например, охоту начинают на 7 - 10 дней раньше, чем в Казахстане. При этом на одном и том же водоеме с одной стороны охота не ведется, а с другой – стреляют. Это несправедливо, - говорит директор представительства Республиканской Ассоциации общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Кансонар», председатель Северо-Казахстанского областного общества охотников и рыболовов Василий Руденко. - К тому же первая суббота сентября может попасть и на 7-е, и на 8-е число, а, как известно, 10-15 сентября наши утки уже улетают, а северные еще не успевают к нам прилететь. Таким образом, почти две недели в открытый сезон охоты в области практически нет дичи. Благодаря этому нововведению, надеемся, таких казусов теперь удастся избежать.

Что касается лимита, то в этом году в области разрешен отстрел 1443 косуль, 338 кабанов, 10 оленей, 2064 лисиц, 7030 гусей, 992 тетеревов и 57362 уток. Несмотря на то что по сравнению с прошлым годом показатели увеличили практически вдвое, расчет лимита также вызывает у охотпользователей много вопросов.

По их мнению, в последние годы лимит распределяется слишком рано, не учитывая свежие данные. Так, например, в прошлом году лимит определялся за целый год до открытия охоты. При этом никто еще не знал, сколько дичи будет.

- В прошлом году природа благоприятствовала размножению дичи, - говорит Василий Кузьмич. - Многочисленные водоемы и разлив позволили чуть ли не в разы увеличить ее численность. Так что утки было много, однако пострелять смогли не все. Даже по одной утке хватило не каждому охотнику. Приходилось распределять марки.

До двухтысячного года лимит распределяли за полгода до открытия сезона охоты. Таким образом удавалось определить более точную цифру и сделать правильные расчеты. Лимит устанавливал сам охотопользователь, согласно определенной формуле. Порой лимит оказывался настолько большим, что заветные марки даже оставались. Затем лимиты на год стали устанавливать в Правительстве. А с 2015 года это право передали Комитету лесного хозяйства и животного мира. Теперь охотники просят разрешить им снова самостоятельно вычислять лимит на не особо ценные виды. В Правительстве над этим вопросом обещали подумать. Однако пока он так и остается открытым.

- Никто не знает, как перезимуют утки, какие будут выводки. Это палка о двух концах. При этом могут пострадать не только охотники, которые не смогут добыть заветный трофей, но и те же утки, численность которых за суровую зиму может сократиться в разы, выводки - уменьшиться, а выделенный лимит, рассчитанный по прошлогодним данным, «убьет» практически всю популяцию, - констатируют охотники.

Понятно, что страдают и терпят убытки охотхозяйства. Зачастую на их содержание тратится больше средств, чем на них можно заработать. Единственные источники дохода - членские вносы и деньги, заработанные от продажи путевок. Как правило, эти средства идут на содержание егерей, покупку и ремонт необходимой техники, топлива и так далее.

Таким образом, запрет на весеннюю охоту напрямую ударил по карману охотпользователей, которые теперь вынуждены содержать хозяйства на средства из собственного кармана. Естественно, большую часть персонала, то есть егерей, пришлось отправить в отпуска без содержания, таким образом ослабив контроль за вверенной им территорией и практически развязав руки браконьерам. Весной, правда, работы почти всем хватает, однако финансовая сторона вопроса так и остается открытой.

Контроль со стороны уполномоченных государственных органов, конечно, никто не отменял. Тем не менее ни для кого не секрет, что львиную долю работы по охране животного мира всегда выполняют егеря, которые знают лес как свои пять пальцев.

А пока охотников захлестнула волна разбирательств и неразберихи, число их с каждым годом становится только меньше. На сегодняшний день в области зарегистрировано 4980 активных охотников, всего на учете стоит более 7 тысяч. Многие сдают оружие и предпочитают вовсе не ездить на охоту, которая, к слову, с каждым годом становится все более дорогим удовольствием. Содержать охотхозяйства все сложнее, а прибыли от них все меньше.

Остается надеяться, что доводы охотников все-таки примут во внимание, а с окончанием введения запрета «черная полоса» закончится. И любители пострелять снова смогут возобновить свои старые добрые традиции.


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"Весенней охоты не будет!"
29.03.18

Поделиться статьёй: