В Томском государственном университете прошёл концерт, посвящённый творчеству Сергея Рахманинова

Артисты посвятили последний концерт уходящего года творчеству Сергея Рахманинова, 150-летие которого, помимо России, отмечалось во всем мире, включая и Казахстан, и Петропавловск, в частности, с проведением в нем музыкального фестиваля, концертов филармонии, участием нашего камерного хора в столичных мероприятиях. А если коротко представить его российского «коллегу» – капеллу, то это один из самых известных коллективов ТГУ, визитная карточка Томска не только в пределах России, но и за рубежом.

Кроме того, есть большой, камерный и органный концертные залы филармонии, концертные залы при учебных заведениях, дворцы и дома культуры, симфонический оркестр, хор юношей...

Создана хоровая капелла в 1959 году выпускником Казанской государственной консерватории В. Кузьминовым и с тех пор ведет постоянную активную концертную деятельность с репертуаром из произведений зарубежных и русских композиторов. Среди них - «Магнификат» И.С. Баха, «Немецкий реквием» И. Брамса, «Царь Эдип» И. Стравинского, «Реквием» Дж. Верди, кантата С. Танеева «Иоанн Дамаскин», симфоническая поэма «Казнь Степана Разина», произведения без сопровождения С.Танеева, Ю. Фалика, Г. Свиридова и других композиторов. Силами капеллы поставлена опера «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова. С 1990 года лауреат международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов стал учебной базой студентов-дирижеров академического хора Института искусств и культуры ТГУ. Более 50 лет, с 1966 года, капеллу возглавлял заслуженный деятель искусств РФ, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования Института искусств и культуры ТГУ Виталий Вячеславович Сотников. После его ухода из жизни за дирижерский пульт встал его ученик, выпускник той же кафедры, лауреат всероссийского конкурса Михаил Давыдов, работающий в лучших традициях своего учителя. И сейчас в репертуаре капеллы - сложные хоровые сочинения русских и зарубежных композиторов: «Кармина Бурана» Карла Орфа, «Немецкий реквием» И. Брамса, «Всенощное бдение» и «Поэма памяти Сергея Есенина» С. Рахманинова, американские спиричуэлз и фрагменты из известных мюзиклов от Джорджа Гершвина до Эндрю Ллойда Уэббера…

Оказаться в такой наполненной классическими грезами атмосфере, думается, мечта каждого меломана. А еще представьте себе дирижера, внешне напоминающего Петра Ильича с его знаменитыми бородкой и усами, и университетский концертный зал с большими люстрами, колоннами, стульями под старину и возвышающейся сценой. Атмосфера – располагающая к наслаждению музыкой…

- Мы обозначили программу концерта, назвав ее незатейливо, а с другой стороны, броско - «Рахманинов», для того чтобы было понятно: речь пойдет о персоне великого русского композитора, - рассказал, сопровождая программу концерта комментариями, Михаил Владимирович. - Уверен, что каждый из вас слышал это имя, знает его произведения, а если не знаком, то сегодня, думаю, хорошая возможность познакомиться с его творчеством. Программа состоит из светских произведений для сольного исполнения и для хора в сопровождении фортепиано. Мы не взяли его духовную музыку – это огромный отдельный пласт. В целом рассказ о творчестве композитора может растянуться не на один концерт. В городе прошел фестиваль его имени с исполнением произведений различными коллективами, солистами, пианистами, оркестрами и т.д. Мы же постараемся проследить, показать, как композитор переживал свои творческие этапы, как менялись его язык, его музыка, представив примеры из его опусов. При подготовке к концерту было просмотрено много различных источников, теоретических, литературных, исторических. Считаю, очень важно рассказать и о детстве Сергея Васильевича, начиная с его музыкальной семьи. Первые уроки музыки от матери, незабываемая атмосфера семейных вечеров с непременным музицированием, затем учеба в консерваториях, знакомство с известными композиторами С. Танеевым, П.Чайковским, уроки композиции, творческие успехи и неудачи - жизнь будущего гения была не так легка…

В исполнении приняли участие 60 артистов хора и 10 солистов: это Сероб Нагапетян, Анна Поликарпова, Феликс Одинаев, Антон Пешко, Вероника Цай, Павел Евграфов, Юлия Архипова, Вячеслав Клименко, Елена Серова, Иван Криволапов, а также концертмейстеры Юлия Шаранда, Светлана Чудакова, Анастасия Гайворонская. Многие из них - лауреаты международных конкурсов.

– В концерте «Рахманинов» прозвучали романсы в исполнении солистов хоровой капеллы и в переложении для хора в сопровождении фортепиано и a’cappella, – говорит художественный руководитель и дирижер капеллы ТГУ Михаил Давыдов. – Для выступления мы выбрали ярчайшие образцы вокальных сочинений композитора из всех периодов творчества, которые позволяют понять, как менялся музыкальный язык Сергея Рахманинова, какие события послужили причиной для этого. Искристая и вместе с тем тонкая и изысканная музыка Сергея Рахманинова - словно путешествие в страну грез…

Первой мы услышали хоровую партию, в основе которой спор о судьбе души, из студенческих запасников начинающего композитора, а его Дон Жуан по драматической поэме А. Толстого – не обольститель женщин, а человек, ищущий любви.

И целый каскад - более 25 - романсов! От простого, ясного музыкального языка с легкой мелодией – «Ты помнишь ли вечер», «Не пой, красавица», «О нет, молю, не уходи», «Люблю тебя» - до мелодически сложных и серьезных: «Весенние воды», «Сирень», «Ангел», «Все отнял у меня», «Вокализ», «Здесь хорошо». Прозвучали и арии из опер «Алеко», «Франческа да Римини» фортепианного гения: автор программы не удержался и все-таки обратился и к более крупным формам вокального искусства. В них весь Рахманинов – страдающий, нежный, влюбленный, тоскующий и поющий гимн высоким человеческим чувствам и переживаниям.

- Пел первый раз как солист хоровой капеллы на профессиональной сцене, исполняя романс «Люблю тебя», - под ярким впечатлением от дебюта говорит Антон Пешко. – Думал, от волнения забуду слова, но справился.

Антон недавно в коллективе, после окончания музыкальной школы пробовал себя в разных профессиях, пока снова не вернулся в музыку. И после основной работы спешит на репетиции в университет. Еще на любительской основе, но без пения уже не мыслит себя. Так древнее искусство хорового исполнительства молодеет от притока свежих сил.

Творения же Сергея Рахманинова, как и 150 лет назад, интересны, востребованы, любимы, близки сердцу. Конечно же, и благодаря тому вдохновенному слову, что прозвучало на концерте из уст дирижера и пропагандиста классики Михаила Давыдова.

Как не согласиться с мнением одной из слушательниц: «Если бы таких концертов у нас было больше, они бы послужили очень надежным заслоном от той музыкальной, так сказать, пошлости, которая наводнила сейчас нашу эстраду. Это ведь великолепное средство эстетического и нравственного воспитания молодого человека!». И услышать комплимент в адрес хористов: «Голос каждого артиста капеллы - это радость и грусть, восторг страсти и темперамента, который, сливаясь в единое полифоническое звучание, создает магическую атмосферу в зале, стоит только вглядеться в лица людей, чтобы ощутить, сколь велико эмоциональное воздействие талантливо исполняемой музыки, сколь велика сила рожденного ею незримого диалога, идущего от сердца к сердцу…».

Если люди, которые приходят на концерты, готовы слушать музыку, будь то опера, романсы, мюзиклы или это оперетта – значит, она близка их сердцу… А ведь приходит много молодых людей, студентов вуза. Как же хотелось бы, чтобы они росли духовно, одновременно с пониманием ее сути, чтобы душа их, погружаясь в классические грезы, возвышалась над обыденным…


Алма Абильмажинова
газета "Северный Казахстан"
"Классические грезы"
08.02.24

Поделиться статьёй: