В театре имени Николая Погодина состоялась премьера «Амилькар – человек, который платит»

В роли режиссера-постановщика выступил заслуженный артист Казахской ССР Виктор Шалаев. Трагикомедия дала понять взыскательному зрителю, что такие вечные ценности, как любовь, семья, дружба, не продаются и не покупаются. Однако главный герой пьесы решил рискнуть и потратить на это большие деньги. Что из этого вышло, вы узнаете прямо сейчас.

НАСТОЯЩИЕ ЧУВСТВА ПО ЦЕНЕ ФАЛЬШИВЫХ

Из декораций на сцене лишь стол, несколько стульев и пара черных манекенов. В центре комнаты Александр Амилькар (Ринат Исмаилов) - состоятельный одинокий немолодой буржуа, бухгалтер. Мужчина задумал странную игру – отдать большую сумму трем людям за… иллюзию счастья, за мнимую семью и дружбу. Когда-то давно он был предан лучшим другом и женой, после чего называет себя рогоносцем в любви и рогоносцем в дружбе. Главный герой настолько разочаровывается в искренних чувствах, что решается нанять бомжа, проститутку и актрису, чтобы они сыграли для него семью. Но обо всем по порядку.

Раздается звонок, в дверь входит бедняк Машу Геноле (Ярослав Чумак). С этого момента он становится успешным антикваром Леоном, вдовцом и лучшим другом Александра. Следом за ним в поисках работы по «найму» в дом врывается красотка Клео (Елена Вахрина), оказывающая мужчинам интимные услуги. Амилькар заявляет молоденькой девушке, что отныне она - его дочь Вирджиния, студентка юридического факультета. Ситуация становится еще абсурднее в тот момент, когда к Александру является известная актриса, которой он тут же предлагает роль жены Элеоноры. Актриса возмущается и пытается с апломбом удалиться, Клео постоянно хохочет и грубит, Машу лениво наблюдает за происходящим, не до конца понимая серьезность намерений Амилькара. И тут их условный работодатель сулит десять тысяч евро каждому за пресловутую роль в его трагикомедии. Несмотря на некие проблески совести и чувства собственного достоинства, герои соглашаются на авантюру. На это их толкают тяжелые жизненные обстоятельства.

Заполучив себе дочь, жену и верного друга, Амилькар бесцеремонно начинает придумывать им биографии, а в контракт включает условие – ни при каких обстоятельствах Леон, Вирджиния и Элеонора не должны выдавать своих истинных чувств. Он оглашает распорядок дня и место пребывания своих новоиспеченных близких, заправляет ими, словно марионетками. Отныне герои должны вступать в диалоги и произносить лишь то, что хочет слышать Амилькар.

И тут начинается настоящий фарс. Теперь знаменитой актрисе и девчонке с улицы приходится проявлять друг к другу уважение, играть в дочки-матери, а у Леона уже не урчит от голода в животе, как раньше. Вирджиния репетирует сцену вручения тапочек для папочки, ей не приходилось ранее отдаваться во власть Мельпомене и быть великой театралкой. Тем временем Элеонора, подобно барометру, старается прочувствовать настроение новоявленного супруга, чтобы вжиться в роль и угодить Амилькару. Уж она-то, прожжённая актриса, сумеет выполнить свои обязанности отменно. Но не тут-то было! Александр требует от каждого из героев полной отдачи, сам вкладывает реплики им в уста, старается дать понять, что весь мир – театр, а люди в нем – актеры.

Создавая семью, мы еще не знаем, какой нас ждет итог. Сумеем ли мы сохранить и пронести через всю жизнь искренние эмоции и чувства, будем ли так же трепетно относиться друг к другу? Как мы встречаем своих любимых вечером на ужин? Мы так же легки, открыты и заботливы? Этот вопрос между строк Александр задает Элеоноре снова и снова.

«Сегодня вечером ОН должен прийти... Что ж! Это не событие, земля будет вращаться, как обычно, и вы вместе с ней... просто вы знаете, что сегодня вечером ОН должен прийти! Кажется, лифт! Да, это на нашем этаже.... Направо или налево? Три секунды, четыре... входная дверь! Это он! Добрый вечер, мой ангел!» - произносит Амилькар.

Элеонора пытается раз за разом сыграть безумно влюбленную женщину, но все не то. В какой-то момент она почти сдается и… становится обычной, домашней, уютной, признается ему в псевдовлюбленности. Элеонора уверена – любить нужно для собственного счастья. В подтверждение своих слов женщина протягивает главному герою изящную теплую руку. Амилькар наконец-то получает то самое «тридцатишестиградусное» тепло человеческих чувств и шепчет ей: «Я верю, я верю тебе…». Но его мечты разбиваются о риф суровой действительности – Элеонора уходит спать, напоминая ему о контракте.

ДРУГ, ТЕЩА И СУМАСШЕДШИЙ ПОЛО

В какой-то момент все условности начинают рушиться на глазах. В идеальную семейную жизнь врывается жених Вирджинии – байкер Поло (Константин Демидов). Надо сказать, что он единственный вызвал у Амилькара доверие и уважение, потому что ради любви к Вирджинии он наступил на горло собственной песне – снял шлем, надел костюм и потуже затянул ненавистный галстук. К тому же у Александра и Поло нашелся общий интерес – страсть к мотоциклам. Амилькар во имя настоящего чувства позволяет Вирджинии гулять с возлюбленным, что делает девушку безумно счастливой.

В доме неожиданно появляется мать Элеоноры – Мелия (Людмила Шалаева). Женщина в бешенстве: она не знала о «двадцатилетнем браке» своей дочери и зяте Александре. При виде взрослой внучки бабушка практически теряет сознание. Амилькар, не готовый к появлению нового героя в своей трагикомедии, пытается объяснить Мелии, что весь этот фарс они просто разыграли. В ответ пожилая женщина собирает чемоданы и грозит Элеоноре, что лишит ее законного наследства, которое по праву передаст своей внучке Вирджинии.

Тем временем Машу-Леон становится известным художником и обзаводится новым псевдонимом. Он пишет сюрреалистическую картину, которую бесплатно дарит Амилькару. Заполучив известность, он приходит к Александру и в грубой форме дает понять – настоящей дружбы у них не было. Элеонора влюбляется в Александра, дочь Вирджиния проникается к папочке дочерними чувствами. Игра настолько заполнила мир актеров, что они стали искренне переживать, любить, волноваться и по-настоящему чувствовать все происходящее вокруг.

СЧАСТЛИВЫЙ ФИНАЛ НЕВОЗМОЖЕН

Пьеса наполнена неповторимым юмором, тонкой иронией и сарказмом. Однако за всем этим прослеживается драматичность сюжета - человек покупает любовь, как хлеб в магазине, примеряет дружбу, как рубашку, и уважение потомков воспринимает, как данность его положению.

Ложь во спасение души, отчаянная потребность в женской любви, в уважении от детей и бескорыстной пре-данности друга толкают Александра на преступление. В конце спектакля выясняется: Амилькар растратил средства своего начальства, чтобы осуществить необычный замысел. Влюбленная Элеонора предложила откупиться от ареста ее собственными деньгами, но главный герой отвергает ее. Разочарованная женщина выкрикнула на прощание: «Таких людей надо убивать!».

Амилькар попался в собственную ловушку и отказался поверить в искренность чувств людей по отношению к нему. Осознав всю трагичность ситуации, мужчина свел счеты с жизнью – уселся в кресло, навел на себя пистолет и спустил курок. Счастливый финал в данной пьесе просто невозможен…

ЗАСЛУЖЕННЫЕ ОВАЦИИ

Хотелось бы поблагодарить актеров за их колоссальный труд и полное вживание в роль. С первых секунд театралы-погодинцы заряжают зрителя неподдельным восторгом и заставляют верить каждому слову, каждой реплике. Публика теряется между действительностью и происходящим на сцене. Неожиданный сюжет, смешные ситуации, сопереживание героям пьесы – все это вызывает и смех, и грусть, и бурные овации.

Ринат Исмаилов, на мой взгляд, блестяще справился с возложенной на него задачей – роль уже далеко не молодого Александра Амилькара, жаждущего окунуться в комедию чувств, вполне удалась. Горячность, амбициозность, преданность идее-фикс – все отыграно как по нотам. Марина Черняк, исполняющая роль Элеоноры, обладает невероятной харизмой и с первых минут оставляет неизгладимый след в сердцах своего зрителя. А уж как весела и задорна Елена Вахрина в роли молоденькой Вирджинии - остается только аплодировать. Непредсказуемая, обаятельная и в то же время напористая дама. Покорила сердца и искренняя Людмила Шалаева – лже-теща Александра Амилькара. Чувственность, грация и аристократичность сразу выдают в ней творческую личность. Ярослав Чумак пленяет игривостью, легкостью и максимальной самоотдачей своему герою. Константин Демидов непредсказуем и воплощает собой настоящую мужественность.

Режиссер-постановщик Виктор Шалаев в финале спектакля поднялся на сцену и принял заслуженные овации своих преданных зрителей. Он вынянчил очередное детище, легкой, талантливой рукой поднял его на ноги и выпустил в большое плавание. Благодарная публика аплодировала стоя и несла цветы Виктору Григорьевичу и замечательным актерам театра имени Н. Погодина.


Елена Чмель
газета "Добрый Вечер"
"Любой каприз за деньги Месье Амилькара"
21.03.19

Поделиться статьёй: