В суде Петропавловска рассматривают дело о весьма скандальной истории, произошедшей на заводе тяжелого машиностроения

По версии обвинения, бывший генеральный директор предприятия получил взятку 45 млн тенге, но потом был вынужден эти деньги вернуть.

Петропавловский завод тяжелого машиностроения (ПЗТМ), единственным акционером которого является АО «НК «Казахстан инжиниринг»», неоднократно выставлялся на торги. А ведь когда-то этот завод был частью военно-промышленного комплекса СССР и градообразующим предприятием. Здесь трудились тысячи высококвалифицированных инженерно-технических кадров, производили военную технику, в том числе мощные оперативно-тактические ракетные комплексы.

С развалом большой страны завод пытался перейти на мирные рельсы, да только без особого успеха. Производство сокращалось, цехи пустели. Потом появлялась надежда, новые проекты, но на смену светлым полосам приходили темные, последняя - объяснялась отсутствием заказов.

Однако даже в не лучшие периоды кому-то предприятие могло приносить огромную прибыль. По крайней мере, это следует из материалов дела, о котором в прошлом году кратко сообщили в департаменте Агентства по финансовому мониторингу СКО, а сейчас рассматривают в суде.

Подсудимых трое – это Айдын О., назначенный в феврале 2021 года генеральным директором АО «ПЗТМ», Ирина К., которая в том же году, но только в декабре, из кресла начальника отдела маркетинга и сбыта переместилась в кресло исполнительного директора АО, а также индивидуальный предприниматель Александр С.

По версии следствия, ИП в начале лета 2022 года узнал о том, что завод ищет поставщика трех двигателей и пяти гироблоков на требующие ремонта ракетные комплексы, и обратился к своей знакомой К. с предложением выступить в качестве поставщика комплектующих к военной технике. К. переговорила с шефом, который согласился на заключение с ипэшником сделок о поставке продукции, входящей в состав государственного оборонного заказа. Согласился на условиях: «откат» - 80 млн наличкой в несколько этапов. Закупки, разумеется, провели способом из одного источника.

«О. задался преступным умыслом на получение взятки от С. за принятие решения о заключении сделок между ним и АО «ПЗТМ», способствование составлению и беспрепятственному подписанию письменных договоров и актов приемки выполненных работ, а также общее покровительство, - отмечено в обвинительном акте. - В июле О. дал своему первому заместителю В., не посвященному в преступные намерения, указание о подписании соответствующих договоров. Всего в течение июля-августа 2022 года О. способствовал подписанию двух письменных договоров о закупке способом из одного источника запасных частей к военной технике на общую сумму 283 360 000 тенге».

С. вскоре получил аванс в размере 70%: в июле на счет ИП упали 25,8 млн тенге, в августе – 172,4 млн. В свою очередь, предприниматель передал К. часть (45 млн) требуемой взятки наличными. Деньги были доставлены по месту проживания О., который в дальнейшем поспособствовал заключению с С. еще и договора на поставку краноманипуляторной установки на сумму почти 24 млн тенге.

Итак, большую часть денег стороны получили. Однако С. с поставкой затянул, хотя сроки уже выходили, привез только двигатели, и то не совсем такие, как требовалось. Руководство закрывало на это глаза, никаких претензий не выдвигало. Однако позже «тучи нависли» и над ним: весной 2023 года на ПЗТМ начался внутренний аудит. НК решила проверить, что делается на заводе, где совсем недавно проводили дорогостоящую модернизацию. Как следует из материалов дела, генеральный директор и здесь не растерялся, придумал кое-что в виде дополнительного соглашения на продление сроков поставки гироблоков.

«6 марта 2023 года в связи с аудитом себестоимости продукции и закупок, в том числе обоснованности выбора поставщика, а также аудитом эффективности использования бюджетных средств, выделенных для реализации проекта о технологической модернизации производства АО «ПЗТМ», проводившимся службой внутреннего аудита АО «НК «Казахстан инжиниринг», О. организовал подписание ответственными лицами предприятия листа согласования на дополнительное соглашение к договору от 2 августа 2022 года для продления сроков поставки товаров. Он поручил первому заместителю АО «ПЗТМ» В. заключить и подписать данное соглашение задним числом».

Полномочия О. в должности генерального директора все же были прекращены. С. стали отказывать в продлении сроков поставки ввиду несоответствия технических характеристик продукции. Опасаясь возможного расторжения договора по инициативе заказчика и необходимости возврата аванса, С. обратился к К. с требованием: либо урегулировать как-то ситуацию в его пользу, либо вернуть ранее переданные им в виде взятки деньги.

По версии следствия, О. предпочел второй вариант, а для отправки этой суммы в Петропавловск обратился за помощью к своему приятелю, в прошлом – сотруднику правоохранительных органов. Тот сел в самолет, вылетающий из аэропорта столицы в Петропавловск, с рюкзаком, полным денег, которые затем были «обнаружены и изъяты сотрудниками ДЭР по СКО».

В списке доказательств вины подсудимых гособвинение приводит множество документов. В их числе протокол допроса руководителя технического отдела завода Андрея З. Он рассказал, что О. дал ему и В. указание принять у С. не соответствующий спецификации по договору двигатель.

«Искали пути решения, как принять не соответствующий спецификации двигатель, - показал этот свидетель. - …Можно сточить номер и выбить другой, и впоследствии номер был перебит. По указанию О. сделал дополнительные соглашения от АО «ПЗТМ» с ИП на продление срока поставки товара задним числом».

Куда же делся этот двигатель с перебитым номером, работает ли с ним военная техника, наверное, станет ясно в ходе суда.


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Дело об «откате», или Двигатель регресса"
11.01.24

Поделиться статьёй: