В стране взят курс на ускорение темпов развития экономики и улучшение качества жизни населения

В стране взят курс на ускорение темпов развития экономики и улучшение качества жизни людей за счет использования цифровых технологий, на создание условий для перехода экономики на принципиально новую траекторию развития. Направления цифровизации в первую очередь касаются учреждений образования, ведущих подготовку специалистов для всех отраслей современной экономики. Без специалистов, владеющих навыками и приемами работы на современном оборудовании, поступательного движения вперед не будет.

Об этом и многом другом - беседа с директором Петропавловского гуманитарно-технического колледжа, профессором Александром Мерком и преподавателями колледжа.

- В нашем колледже, - рассказал Александр Андреевич Мерк, - курс на информатизацию и цифровизацию взят довольно давно. Установлены компьютерные классы, подключен оптоволоконный Интернет, используются и постоянно обновляются современное оборудование и программное обеспечение. Сегодня это тем более важно. Посмотрите на Петропавловск – идет переоборудование заводов, устанавливаются современные станки, открываются новые производства на самом современном оборудовании. И это только начало.

Естественно, что для современной индустрии потребуются квалифицированные специалисты принципиально новой формации, владеющие более широкими, чем прежде, знаниями и практическими навыками. Стремясь шагать в ногу со временем, мы модифицируем программы подготовки студентов по нашим традиционным специальностям. Открываем и новые, по подготовке специалистов в области вычислительной техники и программного обеспечения, технологии машиностроения (техник по защите информации, техник по обслуживанию компьютерных устройств, техник-мехатроник). Но об этом лучше поговорить со специалистами, работающими в данных областях. У нас много опытных специалистов-производственников, обладающих большим профессиональным опытом.

Директор колледжа посоветовал обратиться к Анатолию Дмитриевичу Гордину - специалисту в области робототехники и мехатроники, к ведущему программисту Руслану Куанышевичу Абишеву, опытному инженеру-радиотехнику Геннадию Михайловичу Воробьеву.

Беседуем с Русланом Куанышевичем Абишевым.

- В нашей жизни все большее значение имеет компьютеризация. Развивается портал “электронного правительства”, все больше услуг оказывается с помощью электронной цифровой подписи, все больше людей пользуется электронными картами оплаты. Создаются сложные электронные сети. Все это нужно грамотно обслуживать. С глобальным развитием компьютерных систем мы получили и серьезную проблему обеспечения защиты информации. Необходимо защищать пользователей от несанкционированного доступа к их компьютерам, платежным картам и иным средствам общения и, в конце концов, оградить пользователей от утечки личных данных. Понятно, что неподготовленный пользователь не сможет делать это. Поэтому мы и открываем подготовку специалистов нового профиля. Это позволит обеспечить потребности населения и предприятий в квалифицированном обслуживании их техники. И не только в этом. Знание современных систем программирования позволит использовать наши специальности гораздо шире. Например, в той же мехатронике ядром всей системы (а это роботы различного назначения, автоматизированные системы управления, роботопромышленные комплексы, станки с числовым программным управлением и многое другое) является именно программный модуль, который управляет всеми процессами. Для таких модулей нужно разрабатывать алгоритмы и писать программы. Этому тоже будет обучать колледж, - рассказал Руслан Куанышевич.

О мехатронике подробнее проинформировал Анатолий Дмитриевич Гордин:

- Мехатроника и, в частности робототехника, - это многогранная отрасль. Вспоминая ее истоки, придется вернуться в восьмидесятые годы прошлого столетия, когда начали создавать и внедрять на производстве различные станки с числовым программным управлением, механизированные устройства. Я прошел весь этот путь. Но, конечно, то оборудование, которое использовалось в восьмидесятые и даже в девяностые годы, ни в какое сравнение не идет с современным. Какие умные станки, какие уровни автоматизации и роботизации сейчас используются! Их возможности поистине обширны. Нужны только специалисты. Современный робот-автомат - это не старый сверлильный или токарный станок. Это сложный агрегат, в эксплуатации требующий знаний в области механики, электроники и программирования. К такому агрегату не поставишь человека, закончившего восемь-девять классов. Ему просто не хватит знаний, а без них возле робототехнической системы делать нечего.

Я как бывший производственник, конечно, привык рассуждать о мехатронике именно с позиций предприятия, однако эта специальность все шире входит в нашу жизнь, объединяя, казалось бы, самые причудливые направления. Посмотрите на то, что нас окружает, – стиральная машина-автомат, автоматическая система управления режимами работы автомобиля, холодильники с подключением к Интернету, телевизоры... Это все мехатроника и робототехника, я уже не говорю про космические аппараты, спутники, навигаторы и многое другое. Важно то, что современная мехатроника объединила в себе несовместимые еще в недалеком прошлом элементы таких специальностей, как механика, программирование, а также электронику и микроэлектронику.

Как именно электроника влияет на цифровизацию и информатизацию, хорошо знает Геннадий Михайлович Ворьбьев.

- Без электроники не было бы ни компьютеров, ни компьютерных сетей, ни телевизоров, - уверенно заявил он. - Электроника способствует развитию, по сути, всех отраслей, будь то транспорт, промышленность или сельское хозяйство. Сегодня все настолько напичкано электроникой, что без нее невозможно представить себе современный мир. Конечно, электроника с каждым годом становится все сложнее. Мы уже отошли от электронных ламп, практически не используем диоды и транзисторы и все шире внедряем микроэлектронику, процессоры и микроконтроллеры, т.е. практически переходим на использование цифровых систем. Это отражается и на учебном процессе – если раньше мы основное внимание уделяли аналоговой схемотехнике, то сегодня все больше – мультимедийным и цифровым системам. Развитие электроники, особенно цифровой, достаточно сложное направление, поскольку сама по себе электроника существовать не может, ей нужна связь с механикой, выполняющей различные физические действия, и с программированием, закладывающим алгоритмы выполнения этих действий. Только в тесном контакте этих направлений возможно общее развитие цифровизации.

О названных направлениях здесь уже говорили Р.Абишев и А.Гордин.

В сложном процессе современного образования взаимосвязаны самые разные направления, и специалист-выпускник должен владеть многими знаниями и навыками, чтобы быть максимально полезным на избранном им трудовом поле.


Издательство "Северный Казахстан"
газета "Северный Казахстан"
"Шаг в будущее"
22.05.18

Поделиться статьёй: