В соответствии с Конституцией Республики Казахстан все равны перед законом и судом

Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Островок стабильности

Успехи Казахстана в политической, экономической и социальной сферах стали возможны прежде всего благодаря достижению уникального примера национального согласия в республике, которую стали называть «казахстанским чудом». Без внутреннего согласия было бы невозможно вести речь о строительстве государства, весьма сложного по демографическому, этнографическому и религиозному составу, где численность коренного казахского населения не превышала численности других народностей в республике. На заре независимости многие международные наблюдатели прогнозировали, что Казахстан ввиду своего сложного демографического положения обречен на межнациональные конфликты. Но республика смогла решить эту сложнейшую задачу, и это, в свою очередь, позволило прибегнуть к широкомасштабным реформам. Сегодня казахстанский народ может гордиться тем, что ни один человек в стране не погиб в результате этнического или религиозного конфликта с учетом кровавых событий, имевших место во многих республиках бывшего Советского Союза. Казахстан можно считать островком стабильности, и это, возможно, самое главное, чего добились казахстанский народ и политическое руководство страны за годы независимости. Этот успех можно считать нашим самым большим богатством.

Казахстан как многонациональная страна сегодня служит примером толерантности, дружбы народов всему миру. Все мы выросли по соседству с представителями многих национальностей, впитали отчасти их культуру и элементы быта, живем в мире и согласии.

Однако на современном этапе развития нашего государства первостепенной продолжает оставаться проблема существования терроризма и экстремизма в различных их проявлениях, что в значительной мере может повлиять на обеспечение мира и безопасности в нашей стране.

В массовом сознании понятия экстремизма и терроризма сливаются и являются синонимами, несущими заряд агрессии, ненависти и злобы.

Терроризм - конечная цель экстремизма

Уголовное законодательство относит к экстремистским преступлениям возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни; пропаганду или публичные призывы к захвату или удержанию власти, а равно захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя Республики Казахстан; сепаратистскую деятельность; вооруженный мятеж; создание, руководство экстремистской группой или участие в ее деятельности; диверсию; финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму; вербовку или подготовку либо вооружение лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности; прохождение террористической или экстремистской подготовки; организацию незаконного военизированного формирования; создание, руководство и участие в деятельности незаконных общественных и других объединений; организацию и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма.

Если говорить о терроризме, то, согласно ст.255 УК и п.п. 6) ст.1 Закона РК «О противодействии терроризму», актом терроризма является совершение или угроза совершения взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или международной организацией, провокации войны либо осложнения международных отношений, а также посягательство на жизнь человека, совершенное в тех же целях, а равно посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, либо посягательство на жизнь человека, сопряженное с нападением на лиц и организации, пользующиеся международной защитой, здания, сооружения, захватом заложника, зданий, сооружений, средств сообщения и связи, угоном, а равно с захватом воздушного или водного судна, железнодорожного подвижного состава либо иного общественного транспорта.

Перечень террористических и экстремистских преступлений изложен в пунктах 30), 39) ст.3 Уголовного кодекса РК.

Необходимо иметь в виду, что деяния, предусмотренные статьями 184 (диверсия), 258 (финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму), 259 (вербовка или подготовка либо вооружение лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности), 260 (прохождение террористической или экстремистской подготовки) УК, отнесены и к экстремистским, и к террористическим преступлениям.

Хотелось бы подробнее остановиться на юридическом анализе возбуждения социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни.

Этот состав преступления введен в уголовное законодательство нашей страны сравнительно недавно – в предыдущей редакции Уголовного кодекса.

Согласно ст.174 УК РК, умышленные действия, направленные на возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, а равно путем изготовления или распространения литературы или иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, родовую, расовую, сословную или религиозную рознь, наказываются ограничением свободы на срок от двух до семи лет либо лишением свободы на тот же срок. Те же действия, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, или неоднократно, или соединенные с насилием либо угрозой его применения, а равно совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо лидером общественного объединения, в том числе с использованием средств, полученных из иностранных источников, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой либо повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Видя, что этот вид экстремистского преступления носит особый характер во всем мире, казахстанский законодатель правомерно отнес возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни к преступлениям против мира и безопасности человечества. Хотя эта позиция вызывает полемику среди отечественных юристов. Некоторые из них считают, что состав преступления, рассматривающий уголовную ответственность за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, необходимо включить в главу 3 Уголовного кодекса «Преступления против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина», так как данные интересы отражены непосредственно в Конституции Республики Казахстан и затрагивают наравне с международными и конституционные принципы.

В своей диссертационной работе «Криминологические аспекты борьбы с экстремизмом в Республике Казахстан» А.Д. Дарменов выделяет четыре социально опасных вида экстремизма: политический, религиозный, криминальный и национальный. Он выражает мнение о том, что экстремизм предполагает обязательное наличие конкретной идеологической основы, теоретического обоснования насилия, терроризм же представляет собой реальные действия, вытекающие из экстремистской идеологии, которая, в свою очередь, подразумевает определенные действия принудительного характера. Терроризм – конечая цель экстремизма.

Другое дело, что преступление считается совершенным, если действия происходят публично или с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, а равно путем изготовления или распространения литературы или иных носителей информации, что в нашу современную информационную эпоху у злоумышленников есть много приемов его совершения с технической стороны.

Сегодня необязательно выходить на площадь или раздавать листовки с какими-то призывами, достаточно кликнуть мышью - и процесс необратим.

Необходимо также изучить и состав данного преступления. Непосредственным объектом является принцип недопущения разжигания социальной, национальной, родовой, расовой, или религиозной вражды или розни. Объективная сторона характеризуется действиями, направленными на создание конфликтов между гражданами, которые сопровождаются агрессивными выпадами, физической расправой или угрозой таковой, уничтожением имущества. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъектом террористических и экстремистских преступлений, предусмотренных ст.ст. 173, 174, 177, 178, 184, 255, 256, 257 (частями первой и второй), 258, 261, 269 УК, может являться лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста ко времени совершения преступления. За совершение других видов преступлений террористической и экстремистской направленности уголовная ответственность наступает с шестнадцатилетнего возраста.

Бороться слаженно и сообща

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы несем ответственность не только как пользователи, но и как собственники интернет-ресурсов.

Для сохранения межнационального согласия в Республике Казахстан принимают комплекс различных мер. Особым шагом по праву можно назвать создание Ассамблеи народа Казахстана.

Международная конференция религиозных мировых лидеров мира в 2003 году в Астане стала переломной. Этот форум, получивший название Первого съезда лидеров мировых и традиционных религий, стал наиболее высоким по своему уровню и широким по своему составу форумом в истории межконфессионального диалога и весьма своевременной, достаточно дальновидной и смелой попыткой найти способ избежания драматического развития ситуации во взаимодействии мировых цивилизаций. Главная цель современного процесса диалога цивилизаций - выработка универсальной формулы мирного сосуществования цивилизаций и культур, предотвращение конфликтов на культурной, религиозной и этнической почвах в сегодняшнем мире», - пишет Багдат Амреев в своей книге «Восток и Запад: вызовы глобализации».

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев во время встречи с главами стран СНГ выразил готовность страны к слаженной совместной работе по реализации задач, связанных с борьбой против экстремизма.

«Экстремизм и терроризм остаются сложными проблемами и угрозами. Встреча религиозных лидеров в сегодняшний сложный период за одним столом имеет важное значение – они показывают всему миру, человечеству, что можно прийти к общему мнению и найти решение по любому вопросу», - такое мнение высказал К.-Ж.Токаев на VII съезде лидеров мировых и традиционных религий, который состоялся в сентябре 2022 года в столице, напомнив, что в декларациях предыдущих форумов также осуждались радикализм, насилие и конфликты.

Из вышеуказанного четко видно, что в политике страны красной нитью проходит идея мира и согласия.

Однако такое положение дел необходимо удерживать на должном уровне, защищать и пресекать попытки возбуждения социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни. Ведь эти преступления относятся к особой категории и считаются тяжкими по характеру.

Казалось бы, таких преступлений совсем мало, но наша цель - сделать так, чтобы их вообще не было. Здесь важна роль каждого института государства, каждого гражданина нашей страны. Необходимо воспитывать уважение со школьной скамьи к разным социальным группам, национальностям, расам, сословиям и религиям.

В дальнейшем развитии будущего нашей страны необходимо учитывать нестабильную обстановку в мире, тем самым усиливая веками сложившиеся толерантность, мир и согласие в Новом Казахстане.


Азамат Ашимов
газета "Северный Казахстан"
"Толерантности учить со школы"
09.11.23

Поделиться статьёй: