В СКО вот уже несколько лет действует дом милосердия, где находят приют и помощь люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию
Руководит этим необычным реабилитационным центром Владимир Секишев, который сам 20 лет был зависим от наркотиков, но смог остановиться и сегодня своим примером доказывает товарищам, что начать новую жизнь никогда не поздно.
Мы отправились в село Боголюбово Кызылжарского района Северо-Казахстанской области, чтобы узнать секрет – почему в доме милосердия могут измениться даже те, на ком все давно поставили крест.
Село Боголюбово находится в 60 километрах от Петропавловска, в очень живописном месте. Вокруг села - красивые леса, поля, озера, неподалеку река Ишим.
Подъезжаем к дому милосердия. С виду он ничем не отличается от соседних деревенских домов, но сразу обращаешь внимание, что вокруг тишина, а здесь жизнь кипит. Вся площадка возле дома заставлена машинами, во дворе мужчины убираются в сарае, кто-то возится в гараже, тут же навстречу с веселым лаем выбегает собака, с крыши спешно спускается рыжий кот.
"Все вас встречают, - смеется Владимир Секишев. - Не все дождались, правда. Сейчас только ребята кабана повели в другой дом, а так вообще тут весело и шумно было".
Проходим в дом. На улице мороз, а здесь тепло и уютно – трещат дрова в печке, мурлычет кошка. Знакомимся с Владимиром. Он настолько располагает к себе, что мы тут же начинаем общаться, как старые добрые знакомые. Наш собеседник с воодушевлением рассказывает о своих ребятах, о быте, мечтах и надеждах. Глаза у руководителя дома милосердия горят, планов на будущее – громадье. А ведь каких-то восемь лет назад у Владимира и будущего-то никакого не было, только отчаяние, боль и мысли о том, что больше от жизни ждать нечего.
"Первый раз я попробовал героин в 14 лет в компании. Причем никто не уговаривал, не заставлял, сам захотел. Наверное, хотелось показать, что взрослый и крутой. Сначала вроде и зависимости не было, просто нравилось состояние, нравилось кайфовать, а потом затянуло, бросить уже не мог. Не работал, был таким приспособленцем. У меня очень хорошие родители, благополучная, порядочная семья. Отец дважды мастер спорта по тяжелой атлетике и гиревому спорту, мама бухгалтер. Они, конечно, боролись за меня, по реабилитационным центрам возили, просили, уговаривали, но сам я меняться не хотел, поэтому бесполезно все было", - вспоминает Владимир.
За 20 лет он четыре раза сидел в тюрьме за наркотики, воровство и мошенничество. Мужчина признается, что тогда ему нравился такой образ жизни – живешь в свое удовольствие, без обязательств, наслаждаясь мнимой свободой.
"Наркоманы и алкоголики – самые большие эгоисты. Можешь говорить красивые слова, что любишь родителей или жену, детей, но на самом деле ты думаешь только о себе и выбираешь всегда не близких, а наркотики или алкоголь. И потом становится тяжело с этим справиться, опускаешься все ниже и ниже, но остановиться не можешь. А когда на самом дне оказываешься, наверное, оттуда даже легче оттолкнуться, терять уже нечего – уже всех потерял, нигде тебя не ждут, никому ты не нужен", - рассуждает бывший наркозависимый с 20-летним стажем.
Шоковой терапией для него стало то, что родители, которые долго терпели, прощали и принимали, перестали с ним общаться.
"Я, когда освободился в последний раз из мест лишения свободы, пришел домой, стучу в дверь, думаю - вот сейчас родители обрадуются… А отец открыл дверь и сказал: "Все, не приходи сюда больше. Пока ты такой, у тебя нет родителей. Захочешь изменить жизнь - мы всегда поможем, а такой ты нам не нужен…". И дверь закрыл передо мной. Для меня это был такой шок, наверное, впервые что-то зашевелилось в душе", - вспоминает Владимир Секишев.
Но и тогда время еще не пришло… Он уехал в Астану, где начал употреблять соли, новые дизайнерские наркотики. Как в тумане прошли еще два года.
"Предел наступил. На том самом дне я уже был. Понимал – или что-то изменится в моей жизни, или я просто умру. Я начал думать – а зачем я вообще родился, ну явно же не для того, чтобы затравиться и умереть. Если есть Бог, то значит, он привел каждого на этот свет с каким-то призванием, предназначением… Я позвонил отцу и попросил меня отвезти сюда, в дом милосердия в Боголюбово", - рассказывает о первых шагах к новой жизни Владимир.
К слову, Секишев уже раньше бывал в этом реабилитационном центре, который около 20 лет назад организовала церковь "Освобождение". Сюда на реабилитацию его привозили родители, но тогда надолго Владимир здесь не задержался, сорвался и ушел.
"А когда приехал сюда восемь лет назад, уже было твердое решение изменить жизнь. И все – после того, как переступил порог этого дома, я больше ни разу не укололся, не закурил, не запил, не заматерился. И так хорошо и легко стало. Истинная свобода наступила. У меня был цирроз печени, гепатит С, ВИЧ… Сейчас цирроз прошел, гепатит вылечил, терапию принимаю. Женился, очень счастлив в браке. Ребенок у нас родился здоровым, жена тоже абсолютно здорова. Вот такие чудеса происходят в моей жизни. И самое большое чудо – это ребята, которые приходят и меняются", - говорит наш собеседник.
Он вспоминает, что, когда восемь лет назад зашел в этот дом, он был почти пустой. Здесь на тот момент никто не жил, один служитель следил за домом.
"Как сейчас помню - коза в доме стояла в углу, еще было три кролика. Потом какое-то время мы жили здесь - двое ходячих и четверо ребят-инвалидов, которых забрали из 3-ей городской больницы. Они получили инвалидность из-за обморожений рук и ног на улице. Через какое-то время я стал в доме милосердия служителем, потом старшим служителем, года через три стал руководителем. Мы открыли благотворительный фонд. Пока никаких грантов мы не получали, но думаем об этом. У нас много социальных проектов, планов", - рассказывает о своем пути Владимир.
За это время дом милосердия значительно разросся и расширился. Постояльцы дома своими силами построили гараж, баню, большие сараи и загоны, разводят поросят, крупный рогатый скот, птицу. На огородах выращивают овощи для собственных нужд.
"Мы все это сделали вместе с ребятами. Я понимал, что если это деревня, то нужно держать хозяйство, чтобы ребята были заняты, чтобы плохие мысли не посещали. И главное, чтобы было единство, чтобы вместе все делали. Поросят выращиваем уже года два, корм не покупаем, забираем пищеотходы из городской сети супермаркетов. Сейчас у нас свиноматок 20, пять кабанов, маленькие поросята. В этом году продали около 50 голов. Есть коровы, телята, куры. Планируем завести баранов. Держим скот мы на продажу, мы же полностью сами себя обеспечиваем, а затрат у нас немало", - делится Владимир.
Среди тех, кто попадает в дом милосердия, очень много бездомных. Кто-то приходит сам, кого-то забирают с улиц или из больниц. Представители дома милосердия в зимнее время кормят бездомных на улицах горячей пищей, часто нуждающихся в помощи забирают с таких кормлений. Новичков сначала отмывают, стригут и бреют, одевают в чистую одежду, при необходимости лечат.
"Недавно у нас несчастье случилось – сгорела наша баня, проводка замкнула. Для нас это важное место, где каждый день моются ребята, которые приходят или привозим с улицы. Недавно купили подтопленный во время паводка дом на разбор, будем новую баню строить, фундамент уже залили. Пока парни моются в другом доме, где у нас живут ребята с ограниченными возможностями", - рассказывает Владимир Секишев.
Сначала у дома милосердия в Боголюбово был всего один дом, где жили все вместе. Пять лет назад купили еще дом, куда переехали мужчины с инвалидностью, чтобы им было удобнее и комфортнее.
"В этом году мы похоронили четверых наших старожилов. Сергей и дядя Федя вообще прожили здесь больше десяти лет, их двоих забрали из 3-ей городской больницы. У Сергея не было обеих ног, у дяди Феди – одной ноги. Когда все жили в одном доме, Сергей готовил кушать, дядя Федя по хозяйству трудился. Когда отделили их в новый дом, они тоже полностью себя обслуживали и другим еще помогали. Сначала у дяди Феди случился инсульт, потом у Сергея. Сергею всего 60 лет было, дядя Федя на четыре года старше. Конечно, образ жизни сказался на здоровье, в прошлом оба пили сильно. Похоронили, очень тяжело было прощаться", - признается Владимир.
Сейчас в доме для людей с ограниченными возможностями живут пять человек, двое из них лежачие. Совсем недавно в этом доме Жансерик. Он 40 лет был в рабстве в Алматинской области. Еще в юношестве ушел из дома, родственники потеряли его, искали много лет. А в этом году его брату сообщили, что пропавший без вести нашелся.
"Жансерик пережил многое. Ноги отказали, был открытый перелом руки, который неправильно сросся из-за отсутствия медицинской помощи. Забрали его с остановки, отмыли, подстригли, сделали документы, у него только свидетельство о рождении было. Документы помогал делать его брат. Он уже сам пенсионер, не смог забрать Жансерика. К тому же много лет родственники считали его погибшим… Вот живет у нас теперь, веселый такой дедушка. Мы верим, что он встанет на ноги и будет радоваться жизни", - делится Владимир.
С ребятами-инвалидами живет служитель, который помогает им. Владимир Секишев отмечает, что в доме для них созданы все удобства, есть душевая кабина, интернет, библиотека.
В основном доме сегодня живут 16 человек. Но количество постояльцев постоянно меняется. Всего за эти годы через дом милосердия прошло более двух тысяч человек. Конечно, далеко не все начали новую жизнь, большинство вернулись обратно. Но много и тех, кто понял, что можно жить по-другому. А если человек решил что-то менять, его в доме милосердия всячески поддерживают.
Мы разговариваем с Владимиром на кухне, за его спиной фотографии с эпизодами из жизни дома милосердия. Многие люди на фото уже давно живут трезвой жизнью и радуются.
"Кто-то встает на трезвый путь и крепко стоит. Вот видите, на фотографии Леша Чулкин. Когда четыре года назад я привез его сюда, у него ноги не ходили, из-за алкоголя была нарушена координация движений. Он мне сказал, что едет умирать к нам. Но оказалось, что наоборот – жить! Постепенно ноги восстановились, начал за кроликами ухаживать. Сейчас все у него хорошо, не пьет, женился, работает. Душа за него радуется… Или вот дядя Олег - очень хороший человек. Подобрали его на вокзале, восстановили документы, оформили заслуженную пенсию бывшего прапорщика, он служил в Германии. Совсем недавно у человека не было ни цели, ни смысла, руки опустились, но стоит только протянуть руку и показать, что человек нужен, и это уже совсем другой человек, как выяснилось - очень хороший помощник, лучший наш завхоз. У нас тут настоящая энциклопедия судеб, книгу можно смело писать. Самая большая радость для нас - когда люди меняются, когда восстанавливаются семьи, здоровье, статус, жизнь в обществе. Это и есть главная награда за наш труд", - говорит Владимир.
газета "Неделя СК"
«От дна легче оттолкнуться"
28.11.24
Поделиться статьёй: