В СКО вынесли приговор по резонансному делу об избиении крупного фермера Бари Амоева группой сельчан

На скамье подсудимых были двое обвиняемых, но приговор вынесли только одному из них, второй – не веря в объективность суда, пустился в бега.

Кто он такой этот потерпевший…

Имя главы крестьянско-фермерского хозяйства из села Золотая Нива района Магжана Жумабаева Бари Амоева известно далеко за пределами области. Во-первых, он действительно крупный фермер, а во-вторых, он очень часто был героем скандалов, которые расследовали правоохранительные органы и рассматривали суды.

Еще с начала 2000-х республиканские СМИ описывали шокирующие истории, что будто глава КХ может на своей машине гонять людей с ружьем, которое он якобы возит постоянно с собой. Сельчане подавали на Амоева заявления в полицию в связи с оскорблениями, нападениями, избиением и даже похищением человека. Но справедливости ради нужно отметить, что известно только об одном случае, когда Бари Амоев был привлечен к ответственности.

В 2015 году в Петропавловске глава крупного крестьянского хозяйства и на тот момент депутат областного маслихата Бари Амоев, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в общественном месте обругал нецензурной бранью и ткнул горящей сигаретой в лицо ветерану Комитета государственной безопасности Виктору Шмакову, с которым у него ранее сложились личные неприязненные отношения.

Тогда на место происшествия потерпевший вызвал наряд полиции, но, по свидетельству самого Шмакова в суде, ему не удалось тогда заставить стражей порядка добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности. На суде Шмаков также говорил, что если бы на его месте оказался человек, не знакомый с обстоятельствами проведения оперативно-розыскных мероприятий, то вряд ли Амоева удалось бы привлечь к ответственности и в этот раз. Шмаков сам подобрал окурок, сохранив его как вещественное доказательство, прошел судмедэкспертизу и зафиксировал ущерб здоровью, привлек к разбирательству свидетелей происшествия.

В суде также выяснилось, что прокуратура всячески пыталась предотвратить скандал. Комитетчик записал на диктофон уговоры сотрудника прокуратуры не поднимать шума, в результате суд вынес в адрес надзирающего органа частное определение, квалифицировав такое посредничество как нарушение Кодекса чести государственного служащего.

В итоге суд признал Амоева виновным в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных статьей 108 УК РК (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и статьей 131 часть 1 УК РК (оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме), и приговорил к штрафу в сумме 198 тысяч 200 тенге (100 МРП на тот момент). Кроме того, с Амоева в пользу Шмакова было взыскано 100 тысяч тенге в счет возмещения морального вреда.

К слову, после этого Амоева исключили из рядов депутатов областного маслихата.

И вот в апреле этого года Бари Амоев снова стал фигурантом уголовных дел, причем и как обвиняемый, и как потерпевший.

Живая мишень

Этот случай произошел вечером 26 апреля на поле между селами Молодогвардейское и Золотая Нива района Магжана Жумабаева, где с Амоевым на свою беду встретились 23-летний пастух Евгений Фадеев и 14-летний подросток Аслан Жандарбек, которые искали там пропавших лошадей. После этого в своем заявлении в полицию и прокуратуру пастух обвинил Амоева в попытке его убийства и вооруженном разбойном нападении. Однако в суд дело поступило по гораздо более легкой статье 115 УК РК (Угроза).

Как говорится в приговоре Петропавловского городского суда, который вынесен 12 сентября, 26 апреля 2022 года около 20 часов подсудимый Амоев Бари Сотоевич направлялся по полевой дороге из села Золотая Нива района Магжана Жумабаева в сторону села Молодогвардейское этого же района. Якобы он объезжал поля, чтобы не допустить хищение запасных частей.

"Амоев увидел приближающихся к нему жителей села Молодогвардейское Евгения Фадеева, который управлял скутером, и несовершеннолетнего Аслана Жандарбек, который управлял мопедом. После чего Амоев остановил свою автомашину, Фадеев и несовершеннолетний Жандарбек также прекратили движение. Амоев, подозревая, что они могут быть причастны к краже его имущества, выйдя из салона автомашины, направился к Фадееву, который стоял около скутера. В ходе разговора между Амоевым и Фадеевым произошел словесный конфликт, после которого Амоев, подойдя к Фадееву, нанес один удар правой рукой в область лица слева, а затем стал высказывать в их адрес угрозы убийством и физической расправой", - следует из приговора суда.

Парень и подросток поняли, что мужчина не шутит, когда он "вернулся к своей автомашине, откуда демонстративно достал ружье марки ТОЗ 34Р 12 калибра".

"Потерпевший Фадеев, несовершеннолетний потерпевший Жандарбек, видя, что Амоев был настроен агрессивно по отношению к ним, в силу своих физических возможностей не могли оказать должного сопротивления, реально опасаясь за свою жизнь и здоровье, попытались скрыться от Амоева. При этом потерпевший Фадеев, оставив скутер около автомашины Амоева, забежал в лесопосадку, где укрылся от преследования Амоева. Несовершеннолетний Жандарбек, опасаясь за свою жизнь, развернул свой мопед и поехал обратно по полевой дороге, свернув в кусты, стал двигаться в направлении села Молодогвардейское. Амоев, продолжая свои преступные действия, снарядил ружье патронами и произвел из ружья один выстрел в неизвестном направлении", - говорится в приговоре.

Пастух Евгений Фадеев, который работает у отца Аслана Жандарбека, в заявлении в прокуратуру написал, что Амоев стрелял не единожды и преследовал его на джипе, когда тот убегал. Только Амоев и на следствии, и в суде категорически все отрицал, в том числе и стрельбу.

"Подсудимый Амоев, не признавая вину в совершении уголовного правонарушения, суду показал, что 26 апреля 2022 года в вечернее время выехал для объезда своих полей, так как от неизвестного ему лица поступила информация, что он знает место, где находятся украденные у него запасные части. По дороге ему встретился парень на скутере. Потерпевшего несовершеннолетнего Жандарбека он вообще там не видел. Амоев остановил машину, открыл окно и спросил у него, что он тут делает, на что парень ответил, что ищет лошадей. На что Амоев сказал ему, чтобы он уходил отсюда, так как тут нет никаких лошадей. Более данного парня он не видел", - говорится в приговоре.

После того, как поиски не дали результатов, Амоев, согласно его показаниям, возвращаясь назад, увидел стоящий скутер, но самого парня рядом не было. Тогда он позвонил своему бригадиру Шпехт и попросил приехать, чтобы забрать данный скутер для установления его хозяина, так как думал, что этот парень причастен к хищению запасных частей.

"Вину Амоев не признал полностью, считает, что его оговаривают, никому он не угрожал, а тем более не стрелял. Считает, что вся указанная ситуация спланирована", - говорится в приговоре.

Но несмотря на непризнание подсудимым совершения умышленного правонарушения, вина Амоева в совершении инкриминируемого ему деяния подтверждена показаниями потерпевших, свидетелей, допрошенных в ходе судебного заседания, а также материалами дела.

Из заключения судебно-медицинской экспертизы следует, что у Фадеева имеется кровоподтек левой скуловой области, который причинил легкий вред здоровью. Телесные повреждения обнаружены были и у несовершеннолетнего Аслана Жандарбек - ссадины правого предплечья, левой голени, правой голени, кровоподтеки левой голени. Повреждения причинили легкий вред здоровью.

А заключение судебно-баллистической экспертизы показало, что выстрелы из ружья Амоева производились.

Суд посчитал, что "квалификация действий подсудимого правильно определена по статье 115 УК, как угроза убийством и причинением тяжкого вреда здоровью при наличии достаточных оснований опасаться приведения этой угрозы в исполнение".

В результате суд приговорил: признать Амоева Бари Сотоевича виновным в совершении уголовного правонарушения и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100 месячных расчетных показателей - 306 тысяч 300 тенге.

Приговор не удовлетворил обе стороны. Сельчане возмутились мягкости наказания, поскольку Амоев не только угрожал, но и стрелял по кустам, через которые убегали перепуганные парень и подросток. А сам Амоев подал апелляцию, в которой требовал его полностью оправдать. Но апелляционная коллегия областного суда приговор оставила без изменения, за исключением нескольких незначительных нюансов.

Кто был охотник? Кто – добыча?

Продолжение этого же дела рассматривалось уже в Кызылжарском районном суде. Только на этот раз Бари Амоев выступал в роли потерпевшего, а на скамье подсудимых оказались отец несовершеннолетнего Аслана Жандарбек - Назымбек Кенжебаев и его приятель и односельчанин Виктор Попандопол.

Дело в том, что напуганный и шокированный подросток позвонил своему отцу и рассказал, что в них с Фадеевым стрелял Амоев и отобрал у них скутер. Назымбек Кенжебаев в это время был в гостях у своего приятеля Виктора Попандопола, с ними были еще односельчане. Позвонив предварительно участковому, которому сообщил, что Амоев стрелял в людей, Назымбек Кенжебаев собрался ехать на поле выручать сына. Приятели его одного не отпустили, поскольку у Назымбека были давние неприязненные отношения с Амоевым, и он даже отбывал срок по обвинению в поджоге имущества фермера, хотя не признает этого до сих пор.

Подсудимый Кенжебаев во время следствия и в суде рассказал, что на поле поехали он, Попандопол, Кинцель, Бопешев и Мухамеджанов.

"Не доезжая до места происшествия, Мухамеджанов вышел из машины, поскольку увидел в руках Амоева ружье, остальные – он, Попандопол, Бопешев и Кинцель – подъехали к Амоеву на расстоянии около 100 метров. Он остался возле машины, крикнув в адрес Амоева нецензурную брань, Кинцель сидел в машине, а Попандопол, сказав ему, чтобы они оставались на месте, направился в сторону Амоева, Бопешев пошел за ним. Попандопол, подойдя к Амоеву на близкое расстояние, резко левой рукой схватил ружье, а правой ударил Амоева в область лица слева, после чего последний упал от удара. Попандопол ударил его второй раз прикладом ружья в область лица. Бопешев несколько раз ударил лежащего Амоева в область груди ногами", - озвучил показания Кенжебаева во время вынесения приговора председатель Кызылжарского районного суда Танат Смагулов.

После Кенжебаев, по его словам, подбежал к Амоеву и попытался остановить Попандопола и Бопешева, чтобы они перестали того избивать.

"Он пытался поднять потерпевшего на ноги. Лично он Амоеву никаких ударов не наносил. Более того, Кенжебаев считает, что это Амоев совершил преступление, так как стрелял в его пастуха Фадеева, за что Амоев и был осужден. Также Кенжебаев считает, что его хотят незаконно лишить свободы, исковые требования не признал в полном объеме и просит его оправдать", - констатировал судья.

В ходе судебных заседаний подсудимый Виктор Попандопол давал идентичные показания, настаивая, что это он выбил ружье из рук Амоева и нанес ему один удар кулаком по лицу, потом прикладом ружья по голове. Далее вытащил патроны из ружья и, ударив им об землю, сломал его. При этом Амоев выражался в их адрес нецензурной бранью, а на вопрос - почему он стрелял в детей, он не ответил.

Но на вынесении приговора Виктора Попандопола не было. Находясь под обязательством о явке, он предпочел отправиться в бега. Его объявили в розыск. По данным, озвученным на суде, он пересек границу с Российской Федерацией и теперь его местонахождение неизвестно.

Потерпевший Амоев же в суде показал, что Кенжебаев активно участвовал в его избиении.

"Он увидел приближающуюся к нему машину, откуда вышли Кенжебаев, Попандопол, Кинцель и неизвестный ему мужчина. При этому у Кинцель было в руках ружье, которое он направил на него. Подойдя, Кенжебаев резко ударил его в левую часть лица каким-то предметом. Почувствовав резкую боль, он упал, и Кенжебаев, Попандопол и неизвестный мужчина начали бить его руками и ногами с разных сторон. После того, как его закончили избивать, приехал участковый инспектор, он вызвал фельдшера, после чего его отвезли в больницу", - озвучил судья показания Бари Амоева.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, у Амоева были зафиксированы переломы передних отрезков третьего, четвертого, пятого, шестого, седьмого и восьмого ребер справа и задних отрезков 10 и 11 ребер справа, в итоге Амоеву нанесен тяжкий вред здоровью.

В суде он подал иск на возмещение материального ущерба в размере 2 млн 329 тысяч тенге и морального вреда в размере 10 млн тенге. Амоев настаивал на наказании в виде лишения свободы подсудимому в максимальных пределах.

Уж виноват ты тем…

Суд посчитал, что, несмотря на непризнание подсудимым Кенжебаевым своей вины, его вина в совершении преступления нашла полное подтверждение и доказана показаниями потерпевшего Амоева, свидетелей, заключениями экспертиз.

"Выслушав участников процесса, суд считает, что вина подсудимого полностью подтверждается всей совокупностью собранных по делу доказательств, взаимно согласующихся между собой и показаниями свидетелей. Суд квалифицирует действия подсудимого Кенжебаева по пункту 5 части 2 статьи 106 УК РК как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью группой лиц по предварительному сговору", - констатировал председательствующий судья Танат Смагулов.

Обстоятельством, смягчающим ответственность и наказание подсудимого, суд признал наличие у него малолетнего ребенка, а также противоправное поведение потерпевшего, явившегося поводом для совершения уголовного правонарушения. Обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность, суд признал рецидив преступления.

"Кенжебаев судим за тяжкое преступление, его судимость не погашена. Но он снова совершает тяжкое преступление, что характеризует подсудимого как лицо, не сделавшее выводы из прежней судимости. Его преступные действия характеризуют его как противоправную личность. При этом суд отмечает особо активную роль Кенжебаева как инициатора совершенного преступления, который собрал других участников", - подчеркнул судья.

В итоге суд приговорил: признать 38-летнего Кенжебаева виновным в совершении уголовного правонарушения и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на семь лет с отбыванием в учреждении уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности. Кроме того, суд постановил взыскать с Кенжебаева в пользу Амоева материальный ущерб в размере 1 млн 371 тысяча тенге и компенсацию морального ущерба в размере 2 млн тенге.

Приговор суда просто шокировал Назымбека Кенжебаева. Со слезами на глазах он повторял, что не виноват.

"Я не трогал его, и это не просто мои слова, это доказывается материалами дела. Я наоборот останавливал других. Да, я оскорбил его, но ни одного удара я ему не нанес. За что я должен сидеть?! Мою невиновность доказывают и видеозапись, предоставленная Амоевым, которую суд почему-то не принял во внимание, и показания Попандопола, и экспертиза, которая показала, что у меня нет ни одного повреждения, ни одной царапины на руках", - взывал к суду Назымбек Кенжебаев.

Его супруга Елена Кенжебаева также с приговором суда не согласна и считает, что в деле много нестыковок.

"На рентгене, который делали Амоеву в Булаево и в областной больнице, нет сломанных ребер, только пятое и шестое ребра – застарелые переломы. Но он 12 мая едет на КТ в Астану и там у него восемь ребер сломано. Ну это же шито белыми нитками все! Мой муж, который его и пальцем не тронул, будет сидеть в тюрьме. А Амоев, который стрелял в моего 14-летнего сына и еще человека и просто чудом не попал в них, отделался штрафом! Где же справедливость, о которой говорит наш президент?" - заключила Елена Кенжебаева.


Елена Бережная
газета "Неделя СК"
"Роковое поле"
22.12.22

Поделиться статьёй: