В СКО начинается рассмотрение беспрецедентного судебного дела

За нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть четырех человек, на скамье подсудимых оказался сам погибший работник.

Уж виноват ты тем

"1 августа 2023 года около 12 часов Ахметжанов, не поставив в известность руководство ТОО "EMC Agro", пренебрегая требованиями инструкции, совместно с подчиненными ему работниками, не прошедшими в установленном порядке внеплановый инструктаж по охране труда, будучи не обеспеченными необходимым оборудованием для определения вредных веществ (газоанализатор) и противогазами, приступили к ремонту шланга погружного насоса, расположенного внутри канализационного колодца КНС 08/1.

В период с 12 часов 28 минут до 12 часов 35 минут работники, не откачав полностью содержимое колодца, а также не используя индивидуальные средства защиты, кроме одного работника, который был одет в защитный костюм ОЗК и респиратор, поочередно спустились в колодец. В результате чего получили отравление сконцентрированными в колодце парами метана и сероводорода, после чего, потеряв сознание, были затоплены навозной жидкостью, поступающей самотеком через трубы в указанный канализационный колодец", - говорится в обвинительном акте.

Согласно выводам судебно-медицинской экспертизы, смерть работников наступила в результате механической асфиксии от закрытия просвета дыхательных путей жидкостью при утоплении. При химико-токсикологическом исследовании у погибших этиловый спирт не обнаружен, в крови обнаружен метан и сероводород.

К слову, даже через три дня после ЧП специалисты при исследовании воздуха в колодце выявили превышения предельно допустимых концентраций оксида углерода в четыре раза, оксида азота – в 10 раз.

При специальном расследовании несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, комиссия усмотрела по отношению к Роману Ахметжанову вину пострадавшего 60%, вину работодателя 40%. По отношению к остальным трем работника – вину работодателя 80%, вину пострадавших 20%.

"Таким образом, Ахметжанов Р.Ж., проявляя преступную небрежность, не осознавая общественную опасность нарушений требований охраны труда, не предвидя возможность наступления смерти работников, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, допустил на основании данного им указания, противоречащего правилам охраны труда, выполнение ремонтных работ со спуском в колодец не прошедших проверку знаний и требований охраны труда, а также допустил работников к выполнению работ без средств индивидуальной и коллективной защиты", - следует из обвинения.

В итоге, по версии следствия, начальник КНС службы канализационно-очистных сооружений Роман Ахметжанов, а также начальник службы безопасности и охраны труда предприятия совершили нарушение правил техники безопасности и правил охраны труда, при том, что на них лежали обязанности по организации и обеспечению соблюдения этих правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, а именно преступление, предусмотренное ст. 156 ч. 4 УК РК.

Нашли крайнего

Решение следователей по переводу Романа из потерпевших в подозреваемые стало для убитых горем родителей вторым серьезным ударом. Клавдия Владимировна и Жокан Сагнаевич Ахметжановы рассказали «Неделе СК», что требовали отправить дело на дополнительное расследование, однако им было отказано.

"Всем было просто удобно сделать крайним нашего погибшего сына, поэтому следствие велось в одностороннем порядке. Чего стоит только тот факт, что с места такого вопиющего ЧП пропал телефон Романа! Телефон не представлял ценности, просто так его бы никто не взял. Зато там была ценная информация: доказательства причастности руководства к данной трагедии - переписка с руководством, телефонные звонки, голосовые сообщения, фотоматериал. Нашего сына обвиняют, что он по собственной инициативе, не поставив в известность руководство, решил произвести ремонт шланга. Но ведь это не так! Роман за несколько дней до трагедии говорил про этот поврежденный шланг, и что начальство сказало им делать его. И ребята второй смены говорили, что колодец был сфотографирован и фото оправляли руководству, чтобы получить указания", - говорят родители погибшего.

О том, что телефон Романа пропал с места трагедии, семья узнала только 13 сентября, когда его супругу вызвали в полицию для дачи показаний.

"Мы написали заявление о пропаже, но полиция ничего не сделала, чтобы найти телефон, полгода уже прошло. Причем мы в заявлении указали конкретного человека, руководителя, кому была выгодна пропажа этого телефона со всеми данными. К тому же 1 августа после обеда, когда они погибли, телефон был вне зоны, мы не могли дозвониться, а в 20.24 от него пришел маяк, что телефон в сети. Сына в живых уже не было, а на территории предприятия находилось только руководство, которое уже было в курсе случившегося, но при этом не спешило вызывать полицию. И уведомления о том, что телефон в сети приходили вплоть до 10 августа", - отмечают Клавдия и Жокан Ахметжановы.

Новый колодец и старые противогазы

В ходе специального расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, комиссия под председательством главного государственного инспектора труда СКО Марата Омарова выявила массу серьезных нарушений.

Среди причин несчастного случая - нарушение технологических процессов: "руководство предприятия приняло решение о строительстве колодца из сборных железобетонных колец, при этом начали монтаж оборудования до завершения строительства, без наличия технической документации".

Подрядчик, который строил этот колодец, заявил, что строительные работы вообще не были завершены, акт ввода в эксплуатацию не был подписан. Однако руководство предприятия приняло решение о начале эксплуатации колодца.

Кроме того, среди причин трагедии – конструктивные недостатки машин, механизмов и оборудования (не были предусмотрены задвижки перед колодцами для препятствования попадания в них жидкости и газов в период ремонта), грубейшие недостатки в обучении безопасным приемам труда на всех уровнях, неудовлетворительная организация производства работ, неприменение работниками средств индивидуальной защиты.

Со средствами индивидуальной и коллективной защиты на предприятии вообще была беда.

"Обнаруженные два противогаза гражданские на рабочем месте у работников КОС на момент несчастного случая были с просроченным сроком действия (срок истек в июне 2021 года). Отсутствуют сведения о выдаче средств индивидуальной и коллективной защиты (страховочные привязи, веревка страховочная). По средствам защиты органов дыхания с изолирующей полумаской (респиратор) нет сведений, что данные средства защищают от оксида углерода, оксида азота, сероводорода, диоксида углерода, аммиака, обнаруженных в проведенных лабораторных исследованиях", - говорится в акте специального расследования.

Комиссия пришла к выводу, что «система управления охраной труда ТОО в практическом применении не действует и не функционирует».

"По лезвию бритвы"

Родители Романа отмечают, что работники канализационно-очистных сооружений предприятия постоянно рисковали жизнью.

"Постоянно "по лезвию бритвы ходили". Они же в колодцы спускались. Роман рассказывал, что, когда после промывки сооружений идет вода, они едва успевали выскочить из колодца. Я говорила: "Уходи оттуда, сына". Он обещал уйти, но то до отпуска доработаю, то до лета, так и работал", - со слезами говорит Клавдия Владимировна.

У Романа специального образования, связанного с обслуживанием канализационно-очистных сооружений, не было. В 2020 году он устроился на предприятие оператором КОС, так как работы, особенно в зимнее время, в Тайынше нет.

"Никто его не обучал, учился всему на месте. В 2021 году Романа перевели на должность начальника КОС. В должностной инструкции значится наличие высшего образования по специальности и опыта работы на руководящей должности 3 года. Ни того, ни другого у него не было. Он постоянно жаловался на нехватку рабочих, поэтому он не руководил, сидя в кабинете, а сам работал вместе с ними. Когда ему было инструктажи проводить? К тому же, как выяснилось, на приказе о назначении лиц, ответственных за безопасность и охрану труда в ТОО, подпись сделана не рукой Романа, факт подделки подписи подтверждается заключением экспертизы. Так что фактически на него повесили эту обязанность задним числом, уже после смерти. Почему от Ромы требуют исполнения документа, который он не подписывал?" – недоумевают родители погибшего.

Впрочем, все работники хорошо знали порядок проведения работ: кто и как спускается в колодец, кто кого страхует и т.д. Об этом в своих показаниях говорили и работники второй смены.

"Никто из них не собирался лезть в колодец, кроме работника, который полез в экипировке и респираторе. Он там ремонтировал этот шланг и что-то пошло не так, поэтому за ним экстренно залез Роман, потом залезли еще двое. Так они все там оказались – они спасали друг друга. Когда вытаскивали тела, у них руки вверх у всех были, потому что они пытались вытащить друг друга… Рому обвиняют в том, что он допустил работников к выполнению работ без средств индивидуальной и коллективной защиты. А где было взять эти средства, если у них в наличии были только два противогаза, у которых фильтры от старости закоксовались, высохли, дышать было невозможно в них", - отмечают родители Романа.

В выводах комиссии перечисляются несколько руководителей, допустивших нарушения трудового законодательства, вследствие которых погибли работники предприятия.

"В этом акте столько нарушений, и все они относятся прежде всего к руководству. Система охраны труда на предприятии вообще не действовала. Именно руководители должны за это отвечать, но они работают на своих должностях, а крайними сделали моего сына, которого судят посмертно, и молодого парня, у которого, по выводам комиссии, фактически из всех самое меньшее количество нарушений. Кто ответит за все нарушения, допущенные по делу?!" – задаются вопросом родители погибшего.

Они отмечают, что доказать невиновность сына в этой трагедии и добиться честного расследования - их долг и святая обязанность.

"Мой сын погиб, ему было всего 32 года. У него остались жена, маленькая дочка. Я поеду в Генеральную прокуратуру, буду обращаться к президенту Токаеву. Я не оставлю это дело так. Мы во что бы то ни стало добьемся правды!" – заключила Клавдия Владимировна.

P.S. Данное уголовное дело поступило в производство Аккайынского районного суда. И никто не подумал о том, как немолодые уже родители потерпевших будут ездить за 125 километров на процессы – зимой, в метели и морозы.

В ходе предварительного слушания адвокат подсудимого Романа Ахметжанова Ю. Чакин просил признать недопустимыми и исключить из доказательств несколько документов:

приказ о назначении лиц, ответственных за безопасность и охрану труда в ТОО «ЕМС Agro», так как подпись выполнена не рукой Ахметжанова Р.Ж., что подтверждается заключением экспертизы;

должностную инструкцию начальника КНС, где указано, что на должность начальника КОС назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее трех лет. У Романа Ахметжанова же среднее образование по другой специальности и необходимого стажа нет;

приказ, которым утвержден список руководителей и ответственных лиц за обеспечение безопасности и охраны труда с проведением обучения с получением сертификата, так как фактически Ахметжанов получил сертификат 18 ноября 2022 года, то есть работал начальником КОС 1 год 10 месяцев без обучения и инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охране труда;

исключить из обвинения утверждение, что Ахметжанов не провел неплановый инструктаж с погибшими операторами, так как непроведение внепланового инструктажа ничем не подтверждается.

В судебном заседании все потерпевшие согласились с доводами адвоката Чакина и отметили, что следствие велось «односторонне».

Суд, выслушав участников предварительного слушания, постановил ходатайство адвоката Чакина оставить открытым и рассмотреть его в главном судебном разбирательстве.


Елена Бережная
газета "Неделя СК"
"У сильного всегда бессильный виноват?"
25.01.24

Поделиться статьёй: