В СКО фермер незаконно получил субсидии в размере около одного миллиона тенге

В Северо-Казахстанской области предприимчивый фермер незаконно получил субсидии в размере около одного миллиона тенге. Деньги ему пришлось вернуть, а прошляпивших это дело сельских чиновников решено наказать.

В двойном размере

На состоявшемся недавно заседании областного Совета по этике рассмотрено дисциплинарное дело в отношении руководителя отдела сельского хозяйства Акжарского района Абдыжапара Киманова. В ходе служебного расследования было установлено, что этим чиновником прошлым летом была подписана заявка на получение субсидий от КХ «Альжан». На ведение селекционной и племенной работы с маточным поголовьем КРС фермер получил 900 тысяч тенге.

Это было в июле, а в августе глава хозяйства …снова подает заявку на субсидии и снова получает в октябре точно такую же сумму. И только позже выяснится, что в документах значатся одни и те же животные. Как такое могло получиться, заинтересовалась местная прокуратура.

Из материалов проверки: «В соответствии с пп. 5 п. 8 Приказа министра сельского хозяйства РК от 19 ноября 2014 года «Об утверждении Правил субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства», субсидированию не подлежат животные, просубсидированные в текущем году… Несмотря на установленные требования Правил, главой КХ «Альжан» снова подана заявка на получение субсидий на ведение селекционной и племенной работы с маточным поголовьем крупного рогатого скота, охваченного породным преобразованием, на 50 голов. Заявка была подписана Кимановым и Жумагуловым и направлена для субсидирования в управление сельского хозяйства СКО. Согласно счета к оплате от 30 октября 2016 года, главе КХ выплачены субсидии в сумме 900 000 тенге (из расчета 18 тысяч на 50 голов). При сравнении заявок КХ установлено, что в двух заявках указаны идентичные друг другу номера ИНЖ маточного поголовья, которые подлежали субсидированию. Таким образом, в нарушении Правил, КХ незаконно выплачены бюджетные средства, а именно - одни и те же маточные КРС на ведение селекционной и племенной работы просубсидированы два раза».

Руководитель отдела сельского хозяйства, подмахнувший повторную заявку, пояснил, что никому предпочтения отдавать не собирался. Здесь просто вышла банальная ошибка. Мол, объем работы огромный, сотрудников не хватает, вот и не уследили.

- После того, как начала действовать государственная программа поддержки животноводства, число таких ферм у нас увеличилось с 7 до 57, - сказал на заседании Совета Киманов. – И вот эти 57 хозяйств получают помощь по трем направлениям. Это более ста заявок с большим пакетом документов. Много бумаг у нас, запросов, ответов, масса работы.

По словам чиновника, он физически не может отслеживать каждый документ. Понадеялся на внимательность сотрудника отдела (заведующего производственным сектором) Галима Жумагулова, который был ответственным по субсидиям на животноводство и проверял соответствие заявок Правилам субсидирования. В итоге за совершение проступка, дискредитирующего государственную службу, им двоим рекомендовано объявить о неполном служебном соответствии.Руководитель областного департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции Галым Турсунбаев отметил, что на рассмотрении секретариата Совета по этике есть и другие аналогичные материалы.

Решил помочь папе

В этом же районе сельский производственный кооператив (СПК) умудрился незаконно получить субсидии на КРС в размере более трех миллионов тенге. Председатель кооператива эти деньги вернул, поэтому от уголовного преследования его освободили. А вот его сын – аким сельского округа предстал перед Советом по этике. Как выяснилось, он фактически и занимался созданием СПК, привлекая к этому своих подчиненных, даже подписывал разные бумаги за своего отца.

Судьбу акима Майского сельского округа Мурата Надырова в ближайшие дни должно решить руководство Акжарского района СКО. Но на заседании Совета по этике чиновника рекомендовано освободить от занимаемой государственной должности. В ходе служебного расследования было установлено, что он «использовал свои должностные полномочия при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов близких родственников».

- В производстве Службы экономических расследований ДГД СКО находилось уголовное дело по факту причинения имущественного ущерба при получении субсидий на развитие животноводства сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК) «Май елi», - пояснил руководитель управления расследований правонарушений в финансовой сфере ДГД по СКО Трек Шакенов. – Председателем СПК, созданного в 2016 году, стал отец акима округа Мурзахан Надыров. Кооперативом были получены субсидии на сумму более восьми миллионов тенге. Однако затем, согласно заключению государственного аудита, фактическое наличие 172 просубсидированных голов маточного поголовья КРС не подтвердилось. Они не были задействованы в племенной и селекционной работе, возможно, пошли на убой еще до получения субсидий. Таким образом, произошло необоснованное использование бюджетных средств на сумму 3 миллиона 96 тысяч тенге из расчета 18 тысяч тенге за одну голову КРС.

Председатель СПК вину признал, ущерб государству полностью возместил, поэтому уголовное дело было прекращено. Но в ходе расследования всплыли факты, которые, мягко говоря, не красят его сына. Заявки на получение субсидий, поданные в отдел сельского хозяйства района, а также другие документы от имени председателя СПК были подписаны акимом округа, что подтвердила судебная экспертиза.

Выяснилось, что Мурат Надыров активно участвовал и в создании самого СПК: он лично выступал по этому поводу на нескольких сходах в местном ДК. Аким был красноречив, рисуя радужные перспективы жизни кооператоров. Так, по словам сельчан, он заверял, что для вступивших в кооператив будет организован бесплатный выпас скота, а в общественное стадо запустят племенных быков.

Но обещания выполнены не были, что вызвало возмущение обманувшихся в своих ожиданиях жителей села Майское. В ходе проверки 27 человек сказали, что в собраниях по вопросу организации СПК вообще не участвовали. Сбором заявлений на вступление в кооператив занимались работники акимата округа, которые ходили по дворам.

- Ну, это были не госслужащие, а договорники, работавшие в акимате, и я им говорил, что в рабочее время работайте, а в нерабочее, пожалуйста, можете этим заниматься, - сказал Мурат Надыров.

- Почему же ваш отец не нанял каких-то посторонних людей, а ходили по дворам ваши сотрудники? – спросил председатель Совета по этике, руководитель областного департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции Галым Турсунбаев. – Люди же не разбираются, работают они по договору, или нет, главное – в акимате. Они воспринимаются как представители власти, а, значит, им можно доверять. Это такая гарантия, что все обещания при создании СПК будут выполнены. Я еще понимаю, если бы людям хорошо было, но они-то в итоге остались недовольны… По-моему, здесь все очевидно.

Аким округа пытался парировать, но неубедительно: все его доводы были опровергнуты. Действия чиновника квалифицировали как проступок, дискредитирующий государственную службу. За его увольнение проголосовало большинство членов Совета.

Покажите ваши карты

Скандал с субсидиями, только на растениеводство, вышел и в Уалихановском районе. Согласно материалам прокурорской проверки, руководитель отдела сельского хозяйства Азамат Жауаров допустил подписание актов приемки посевов сельхозкультур, возделываемых не на пашне.

Из материалов проверки: «Руководитель отдела Жауаров, который является руководителем рабочего органа межведомственной комиссии, согласовал карты (схема) размещения полей в севообороте, в которых указаны номера кадастровых дел и площадь полей высеваемых культур. Затем, как заместитель председателя комиссии, он допустил подписание актов приемки посевов сельскохозяйственных культур, возделываемых не на пашне. В результате сельхозпроизводители незаконно получили субсидии».

Незаконно были просубсидированы 13 хозяйств района на площади 598 га на общую сумму около 240 тысяч тенге. Руководитель сельхозотдела пояснил, что при оформлении заявки главы КХ сами несут ответственность за указанные данные. Мол, им лично было проверено каждое хозяйство на наличие пашни, позволяет ли ее площадь посеять то количество гектаров, которое указано в информации о завершении сева. А вот, сколько пашни на каждом поле, проверить невозможно, для этого необходимо кадастровое дело….

Из материалов проверки: «На вопрос, почему вами были согласованы и подписаны карты (схемы) размещения полей в севообороте, представленные хозяйствами, в которых указаны площади посевов, возделываемых не на пашне, Жауаров пояснил, что в карте-схеме указывается только засеянная площадь. Пастбище это или пашня – там не указывается. В его обязанность входит проверка соответствия указанных площадей требованиям Правил, а именно засеяна ли сельскохозяйственная культура на пашне. Но им это должным образом сделано не было».

«Все вышеперечисленные нарушения произошли вследствие текучести кадров и неопытности специалистов отдела, а также недостаточного контроля за документами для субсидирования с моей стороны, - сказал глава отдела. - Впредь обязуюсь не допускать нарушений». За совершение проступка, дискредитирующего государственную службу, чиновника предложено предупредить о неполном служебном соответствии.


 


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
None
08.06.17

Поделиться статьёй: