В СКО бухгалтер молодежного ресурсного центра признана виновной в присвоении 17 бюджетных миллионов тенге

Женщине дали семь лет, но исполнение наказания отсрочили. Об этом сообщили в прокуратуре Северо-Казахстанской области.

«Органами прокуратуры на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением законности в сфере расходования бюджетных средств, - отметили в прокуратуре. - В ходе проверки, проведенной в Молодежном ресурсном центре района Магжана Жумабаева, выявлены факты систематического хищения бюджетных средств, совершенного бухгалтером учреждения».

Следствием установлено, что бухгалтер этого центра в период с января 2020 года по февраль 2025 года незаконно перечислила на свой личный счет денежные средства в виде заработной платы и иных выплат на общую сумму 17 млн тенге. По выявленным нарушениям в марте прокуратурой района начато досудебное расследование по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного пунктом 2) части 4 статьи 189 Уголовного кодекса РК – «присвоение или растрата вверенного чужого имущества».

Приговором суда района бухгалтер Молодежного ресурсного центра признана виновной в совершении указанного преступления и приговорена к семи годам лишения свободы с лишением права занимать должности, связанные с материальной ответственностью и бухгалтерской деятельностью, в организациях всех форм собственности сроком на семь лет.

«Ввиду наличия у осужденной малолетнего ребёнка, срок наказания ей отсрочен до 27 сентября 2028 года, то есть до достижения ребенком возраста четырнадцати лет, - пояснили в прокуратуре. - Причиненный государству ущерб частично возмещен».

***

В приговоре, вступившем в законную силу, указано что Светлана Р. была принята на работу в это КГУ 6 января 2017 года в качестве бухгалтера. В соответствии с должностной инструкцией она осуществляла следующие обязанности: вела учет, контроль и анализ финансовых и материальных ресурсов учреждения, бухгалтерский учет учреждения; отвечала за сохранность товарно-материальных ценностей в КГУ; контролировала осуществление государственных закупок товаров, работ и услуг в КГУ; отвечала за бюджетное, экономическое планирование работы в КГУ; организовывала ведение делопроизводства документооборота и внедрения информационных технологий КГУ; организовывала работу по совершенствованию делопроизводства и документооборота.

Следствие пришло к выводу, что женщина разработала преступный план, согласно которому, используя свое служебное положение, намеревалась безвозмездно изымать вверенные ей государством денежные средства, выделенные на оплату труда работникам учреждения, под видом различных дополнительных выплат к своей зарплате.

В период с 2020 года по 2023 год правом на распоряжение всеми денежными средствами в информационной системе «Казначейство-клиент» по бюджетному счету была наделена и. о. директора КГУ А., которой предоставлена электронная цифровая подпись с правом первой подписи во всех бухгалтерских и финансовых документах, а с 1 августа 2023 года по февраль 2025 года данное право передано назначенному и. о. директору КГУ Г. Правом второй подписи в период с января 2020 года по февраль 2025 года была наделена бухгалтер Р. В свою очередь, обе исполняющие обязанности директора, не имея познаний в бухгалтерском учете, а также навыков работы в информационной системе «Казначейство-клиент», передали свои ЭЦП бухгалтеру для проведения соответствующих платежных операций, в частности на перечисление заработной платы и других выплат, которые находились на флеш-накопителях.

Таким образом, у Светланы Р. имелись флеш-накопители с ЭЦП с правом первой подписи от имени и.о. директора А. и Г., а также право второй подписи на её имя, для ведения всех расчетных операций учреждения.

***

«В период с января 2020 года по февраль 2025 года Р., находясь на своем рабочем месте, на системной основе стала вносить в программу «1С Бухгалтерия» заведомо ложные сведения в сформированные списки к начислению выплат, в которых, искажая фактические данные, указывала размеры похищенных средств, излишне начисленных в качестве заработной платы, общая сумма которых составила - 10 838 083 тенге, - указано в приговоре. – Также она вносила в программу «1С-Бухгалтерия» заведомо ложные сведения…, указывая размеры похищенных средств, излишне начисленных к своей заработной плате в виде отпускных выплат, общая сумма которых составила - 943 511 тенге, пособий на оздоровление к ежегодным оплачиваемым трудовым отпускам, общая сумма которых составила - 754 097 тенге, премий, при отсутствии на то законных оснований (приказов), общая сумма которых составила - 969 368 тенге, командировочных расходов, общая сумма которых составила - 762 016 тенге».

В судебном акте перечисляются все хитрости, примененные бухгалтером: «Тем же способом, в период с 2021 года по 2024 год Р. при отсутствии документов (бюллетеней, листов и справок), подтверждающих её временную нетрудоспособность, постоянно вносила заведомо ложные сведения в сформированные ею списки к начислению выплат, в которых, искажая фактические данные под видом выплат социальных пособий по временной нетрудоспособности, указывала размеры похищенных средств, незаконно начисленных к своей заработной плате, общая сумма которых составила - 899 624 тенге.

Не останавливаясь на достигнутом, в период с 2021 года по 2025 год бухгалтер, пользуясь своими полномочиями, в силу которых она могла распоряжаться бюджетными средствами, находящимися на бюджетном счету, действуя на системной и постоянной основе, без проведения процедуры государственных закупок и заключения договоров, необоснованно перечислила бюджетные средства индивидуальному предпринимателю К., у которого приобретала товары для личного пользования на общую сумму 1 864 700 тенге.

При этом Р. о своих преступных намерениях и их реализации до сведения ИП не доводила. Ввиду того, что в ИП продаются хозяйственные, бытовые, продуктовые и другие товары, Р. под предлогом приобретения товаров для нужд КГУ приобретала их для своих нужд. Своими действиями Р. причинила материальный ущерб государству в особо крупном размере на сумму 17 031 398 тенге, которые она обратила в свою пользу, распорядившись ими по своему усмотрению, использовав на собственные нужды».

***

Подсудимая сообщила, что в 2020 году в результате чрезвычайного положения и ограничительных мер, связанных с COVID-19, а также болезни близких людей, у нее сложилось тяжелое материальное положение. Поэтому она и решилась на незаконное перечисление излишних сумм к своей заработной плате. Мол, когда закрыла первый отчетный период и не была уличена, то, чувствуя свою безнаказанность, уже не смогла остановиться.

Затем старшая дочь стала студенткой и потребовались дополнительные материальные расходы на ее обучение. Женщина просила суд учесть наличие на ее иждивении 11-летнегоо ребенка и не лишать ее свободы, дать возможность работать и погашать оставшуюся часть материального ущерба.

Из приговора: «Вину признает, в содеянном раскаивается, при этом просит суд учесть частичное возмещение материального ущерба ею в добровольном порядке. Просит также учесть наличие на её иждивении малолетнего несовершеннолетнего ребенка возраста 11 лет и не лишать её свободы, дать возможность работать и погашать оставшуюся часть материального ущерба».

***

Одна из свидетельниц (и.о. директора) в суде показала, что с бухгалтером Светланой Р. находилась в доверительных дружеских отношениях, так как они из одного села. В 2020 году при образовании вакансии в КГУ Р. предложила ей устроиться на работу, и она прошла собеседование. После увольнения предшественницы её назначили и. о. директора. Они с бухгалтером вдвоем ходили и оформляли ЭЦП, которые были сохранены на флеш-накопителе, который Р. сразу забрала себе. Она в бухгалтерии ничего не понимала и сразу передала Р. свою ЭЦП, так как доверяла.

В феврале 2025 года она обратилась в больницу, однако из-за того, что не были перечислены обязательные социальные медицинские страховые выплаты, ей отказали в приеме. Затем она пыталась все узнать у бухгалтера, но результата не было. Тогда она, взяв у нее флеш-накопитель с ЭЦП, обратилась к бухгалтеру Отдела внутренней политики за помощью. Тогда они и выяснили, что Р. безосновательно производила излишнее перечисление денежных средств с бюджета на своё имя.

Она обратилась с заявлением в правоохранительные органы, была назначена проверка департаментом внутреннего государственного аудита (ДВГА). Она сама за передачу ЭЦП была привлечена к административной ответственности.

***

«Суд квалифицирует действия подсудимой по пункту 2 части 4 статьи 189 УК как присвоение, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере, - указано в приговоре. - В связи с отсутствием полного возмещения материального ущерба подсудимой Р. в пользу государства, в отношении неё Закон Республики Казахстан от 23 июня 2025 года «Об амнистии в связи с тридцатилетием Конституции Республики Казахстан» не применим. Следовательно, ходатайство Р. о применении в отношении неё акта об амнистии подлежит оставлению без удовлетворения. При указанных обстоятельствах, по делу необходимо выносить обвинительный приговор с назначением уголовного наказания. Оснований для освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также для прекращения либо приостановления дела, не имеется. При назначении наказания суд учитывает следующие обстоятельства: смягчающими уголовную ответственность и наказание обстоятельствами в отношении подсудимой суд учитывает наличие малолетнего ребенка, частичное добровольное возмещение имущественного ущерба, чистосердечное раскаяние. Обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность и наказание, суд не усматривает и считает обоснованным заявленное ходатайство защиты об исключении из обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность и наказание - совершение уголовного правонарушения с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения. Суд принимает во внимание, что подсудимая в наркологическом и психиатрическом диспансере на учетах не состоит».

При назначении наказания суд учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимой, наличие смягчающих обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств. Также отмечено, что, согласно статье 74 части 1 УК, осужденным женщинам, имеющим малолетних детей, суд предоставляет отсрочку исполнения наказания до пяти лет, но не более чем до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.

«Учитывая все обстоятельства дела, раскаяние в содеянном со стороны осужденной, положительно характеризующие личность осужденной сведения, наличие у неё на иждивении малолетнего ребёнка, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, суд считает необходимым применить статью 74 часть 1 УК отсрочить ей отбывание назначенного наказания, сроком до 27 сентября 2028 года (включительно), то есть до достижения ребенком возраста четырнадцати лет, - сказано в приговоре. - При этом контроль за поведением Р. следует возложить на службу пробации по месту её жительства и разъяснить ей о возможных отрицательных последствиях в случаях, предусмотренных статьей 74 части 2 УК».

Частичное возмещение ущерба (всего более 17 млн) со стороны подсудимой составило 2 036 398 тенге. Ей предстоит еще внести в пользу государства 14 995 000 тенге. Срок для добровольного исполнения приговора в части гражданского иска - два месяца со дня вступления приговора в законную силу. Кроме того, решено взыскать с Р. в доход государства государственную пошлину в размере 449 850 тенге, а также сумму в Фонд компенсации потерпевшим принудительный платеж в размере 78 640 тенге.


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Сама себе «повышала» зарплату"
13.11.25

Поделиться статьёй: