В СКО аудитора уличили в незаконной экономии командировочных

Примечательно, что накануне инспектор Ревизионной комиссии проводил проверку в центре социального обслуживания, где выявлена масса нарушений.

На очередном заседании Совета по этике СКО разбирали дисциплинарное дело в отношении сотрудника Ревизионной комиссии по Северо-Казахстанской области Айбека Курмангали. Речь о незаконном использовании командировочных выплат в период нахождения инспектора в ноябре 2021 года в служебной командировке в селе Саумалколь Айыртауского района. Как следует из материалов дела, аудитор бесплатно питался в столовой за счет субъекта проверки.

- По итогам служебного расследования установлено, что Курмангали использовал свои должностные полномочия в качестве проверяющего, удовлетворяя свои материальные интересы в части экономии командировочных средств, - сообщил специалист управления контроля в сфере государственной службы Ергелды Кайыргелди. - Командировочные расходы оплачены ему вовремя с возмещением суточных расходов и расходов по найму жилого помещения, что подтверждается счетом к оплате, а также приказом о командировании. Курмангали на выходные выезжал в город Петропавловск к семье, что подтверждается пояснением последнего, а также водителя автотранспорта, который привозил и отвозил его. Тогда как, согласно приказу, в период проверки он должен был находиться в селе Саумалколь. Таким образом, из 19 дней проверки четыре дня он находился в городе Петропавловске, притом что ему за эти дни оплачены командировочные расходы.

В действиях аудитора, который сэкономил командировочные средства, усмотрели нарушения Закона о государственной службе РК.

На заседание Совета журналистов не звали, по крайней мере, автор этих строк такого приглашения не получал. Но выяснил, что в конце минувшего года Ревизионная комиссия СКО проводила государственный аудит в управлении координации занятости и социальных программ акимата СКО, а также нескольких подведомственных организациях, в том числе – КГУ «Айыртауский центр социального обслуживания» (ЦСО). По итогам проверки всех объектов выявлены нарушения на сумму 159 254,8 тыс. тенге.

***.

Что касается Айыртауского ЦСО, то там проверка обнаружила, например, нарушения закона о госзакупках. Так, согласно аудиторскому заключению, учреждением не были размещены на веб-портале государственных закупок отчеты о закупках из одного источника путем прямого заключения договора по 28 договорам на сумму 31 705,9 тыс. тенге (с 2019 по 2021 годы).

«Заказчиком не произведена работа по обращению в суд с иском о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок, - указано в материалах аудита. – Не начислена неустойка».

В аудиторском заключении отмечено, что учреждением необоснованно выплачена надбавка за классную квалификацию водителю в размере 25%. Произведено начисление премии в мае 2020 года в сумме 3 991,3 тыс. тенге при наличии кредиторской задолженности по оплате труда. Дотошный проверяющий нашел даже нарушение правил возмещения расходов на служебные командировки за счет бюджетных средств.

Из аудиторского заключения: «У учреждения отсутствует лицензия на медицинскую деятельность в области невропатологии, дерматологии, хирургии и гинекологии. Расходы по заработной плате врача-невропатолога, дерматолога, хирурга, гинеколога (по 0,5 единице соответственно) составили на сумму 10 733,1 тыс. тенге (2019 г. - З 132,4 тыс. тенге, 2020 г. - З 913,8 тыс. тенге и 1-е полугодие 2021 г. - З 686,9 тыс. тенге); при сличении приказов по личному составу с табелями учёта рабочего времени установлено, что в нарушение п. 1, п.2 ст.79 и аб.2 п. 1 ст. 103 Трудового кодекса от 23 ноября 2015 года №414-V ЗРК (далее - Трудовой кодекс), п. 187 Правил №393, установлена необоснованная выплата заработной платы работникам учреждения за фактически не отработанное время на общую сумму 16,1 тыс. тенге (2019 г. - 11,2 тыс. тенге, 2020 г. - 4,9 тыс. тенге). Начисление произведено согласно табелям учета рабочего времени, которые утверждены директором учреждения.

В нарушение пп.9) ст.4 Бюджетного кодекса РК, п.10 приложения 18 к постановлению Правительства Республики Казахстан «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» от 31 декабря 2015 года №1193 (далее - Постановление №1193), учреждением необоснованно начислена и выплачена надбавка за классную квалификацию водителю в размере 2594, тогда как выплаченный размер надбавки не предусмотрен, а также согласно представленному водительскому удостоверению положена надбавка в размере 2094, как водителю 2 класса. В результате учреждением произведена выплата надбавки сверх установленного размера на сумму 26,1 тыс. тенге (2019 г. - 7,1 тыс. тенге, 2020 г. - 12,5 тыс. тенге и 1-е полугодие 2021 г. - 6,5 тыс. тенге).

В нарушение п. 10 приложения 18 постановления №1193, трактористу произведена выплата надбавки за классную квалификацию в размере 3594 от базового должностного на сумму 151,1 тыс. тенге (2019 г. - 66,7 тыс. тенге, 2020 г. - 65,8 тыс. тенге и 1-е полугодие 2021 г. - 18,6 тыс. тенге), тогда как данная надбавка положена только водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов, имеющих классную квалификацию. В нарушение пп.2 п.б Постановления №1193 учреждением произведено начисление премии в мае 2020 года в сумме З 991,3 тыс. тенге, при наличии кредиторской задолженности, образовавшейся в мае 2020 года по счету 3241 «Краткосрочная кредиторская задолженность работникам по оплате труда» на сумму 547,1 тыс. тенге».

Аудитом соответствия занимаемых должностей квалификационным требованиям установлено нарушение требований Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения. При отсутствии высшего (или послевузовского) образования заместителю директора по административно-хозяйственной работе со средним специальным образованием «организатор-технолог», произведена выплата заработной платы на сумму 5 207,8 тыс. тенге (2019 г. - 1 560,2 тыс. тенге, 2020 г. - 2 084,4 тыс. тенге и l-e полугодие 2021 г. - 1 563,2 тыс. тенге).

Из аудиторского заключения: «В нарушение пп.2 п.2 Правил о служебных командировках в пределах Республики Казахстан работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, а также депутатов Парламента Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 сентября 2000 года № 1428 (далее - Правила №1428) и пп.2 п.4 Правил возмещения расходов на служебные командировки за счет бюджетных средств, в том числе в иностранные государства, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 мая 2018 года №256 (далее - Правила №256), учреждением в апреле 2019 года при командировании сотрудника сроком на 1 день на служебном автотранспорте допущены факты оплаты суточных расходов на сумму 5,1 тыс. тенге».

***

По данным Ревизионной комиссии, в процессе осуществления государственного аудита и до проведения заседания по итогам государственного аудита, объектами аудита приняты следующие меры. Из общей суммы финансовых нарушений, подлежащей восстановлению по бухгалтерскому учету, восстановлено в полном объеме от установленных нарушений - 158 272,9 тыс. тенге, возмещено в бюджет (в доход государства) - 496,9 тыс. тенге. По результатам проведенного государственного аудита привлечено к дисциплинарной ответственности 12 должностных лиц объектов государственного аудита.

Согласно представленной объектами государственного аудита информации, все выявленные нарушения приняты во внимание, с сотрудниками проведена техническая учеба по изучению нормативно-правовых актов, работники, допустившие нарушения, предупреждены о мерах ответственности за допущение подобных нарушений впредь.

В целом по результатам государственного аудита были даны такие рекомендации: «Подводя итоги, можно отметить, что основными причинами допущения нарушений послужили недостаточное знание действующего законодательства, несоблюдение требований нормативных правовых актов, отсутствие должного и постоянного контроля со стороны администратора бюджетных программ, а также частая сменяемость кадров в подведомственных организациях. Администратору бюджетных программ необходимо на постоянной основе среди подведомственных организаций вести изучение нормативно-правовых актов, усилить работу по эффективному использованию бюджетных средств и активов государства в соответствии с действующим законодательством. Рекомендовано рассмотреть результаты государственного аудита на заседании Ревизионной комиссии по Северо-Казахстанской области. Принять к сведению, что в ходе государственного аудита и до проведения заседания перечислено в доход бюджета 496,9 тыс. тенге, сумма нарушений по бухгалтерскому учету в размере 158 272,9 тыс. тенге восстановлена в полном объеме, путем отражения по бухгалтерскому учету. Итого возмещено, восстановлено 158 769,8 тыс. тенге, или 100 процентов от установленных нарушений. Установлено неэффективное использование активов государства на сумму 485,0 тыс. тенге. Руководителю КГУ «Управление координации занятости и социальных программ акимата Северо-Казахстанской области» необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, отмеченных по результатам проведенного аудита. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения. Принять меры по устранению выявленных нарушений в части отсутствия лицензий на медицинскую деятельность».

По итогам аудита Айыртауским центром соцобслуживания в доход местного бюджета перечислена необоснованно выплаченная заработная плата за фактически неотработанное время, необоснованно выплаченная надбавка за классную квалификацию водителей, ошибочно выплаченная норма суточных расходов при командировании сотрудника. Восстановлена по бухгалтерскому учету сумма недоначисленных амортизационных отчислений.

Из аудиторского заключения: «Необоснованно выплаченная заработная плата работникам Аиыртауского ЦСО, за фактически не отработанное время в сумме 16,1 тыс. тенге; необоснованно выплаченная надбавка за классную квалификацию водителей в сумме 177,2 тыс. тенге; ошибочно выплаченная норма суточных расходов при командировании сотрудника в сумме 5,1 тыс. тенге; сумма не начисленной неустойки в размере 17,1 тыс. тенге, за несвоевременную поставку товара в установленные сроки. Восстановлена по бухгалтерскому учету сумма недоначисленных амортизационных отчислений в размере 119 838,0 тыс. тенге».

За допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечен ряд должностных лиц ЦСО, один человек получил строгий выговор, четверо – выговоры и двое – замечания.

Как будет наказан сам проверяющий, решит его руководство. Члены Совета рекомендовали привлечь аудитора к дисциплинарному взысканию ввиду предупреждения о неполном служебном соответствии.


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Проверили проверяющего"
06.07.22

Поделиться статьёй: