В Северо-Казахстанской областной библиотеке им. С. Муканова состоялся краеведческий вернисаж «Штрихи к портрету города родного»

Гостям презентовали выставку североказахстанского художника, архитектора и краеведа Александра Листопаднего «Время и память». Вторая часть мероприятия была посвящена всемирно известному писателю Петру Павловичу Ершову, некогда жившему в нашем родном городе. В 2019 году исполняется двести лет со дня прибытия семьи Ершовых в город Петропавловск, 185 лет первому изданию бессмертной сказки «Конек-Горбунок» и 150 лет со дня смерти Петра Павловича.

ЗАКОНЫ ГАРМОНИИ

Совсем скоро наш любимый город Петропавловск отметит свою 267-летнюю годовщину. Маленький, уютный и спокойный, он не раз воспевался поэтами и находил отображение в полотнах знаменитых североказахстанских живописцев. Свое яркое восприятие красот Петропавловска и Северного Приишимья передали наши талантливые художники, среди которых Валерий Васильевич Савельев, Василий Петрович Манзя, Анатолий Николаевич Бургаев, Анатолий Михайлович Тюрин, Алтын Каримовна Каримова, Руслан Булатович Абдрафиков и другие. В их живописных картинах предстают прекрасный Петропавловск и природа Северо-Казахстанской области. Уникальный подарок Петропавловску и горожанам сделал архитектор и художник в одном лице Александр Иванович Листопадний. На его холстах, выставленных в рамках экспозиции «Время и память», обретают вторую жизнь памятники архитектуры, стёртые с лица земли много десятилетий назад. Выставку открыл представитель Русской общины и казачества Сергей Сметанкин, исполнив «Песню камазиста» и прочитав свои стихи о родном городе. Порадовали зрителей и представители молодого поколения, члены творческого объединения «Союз-Автор» Полина Сапрыгина и Александра Евтихова. Девушки исполнили под гитару песню «Петропавловск - город-друг».

- Петропавловск - это культурный центр Северо-Казахстанской области. Здесь работают три театра, музеи, библиотеки, культурно-досуговые центры. В концертных залах города выступают известные певцы и музыканты нашей области и республики, ближнего и дальнего зарубежья. А юные петропавловские звёздочки и звёзды известны не только в нашей республике, но и далеко за её пределами. С каждым днём хорошеет наш город - обновляется центр, облагораживаются окраины. Появляются новые достопримечательности: очень красивое здание новой мусульманской мечети и православный собор в «Береке», современный Дворец школьников в районе ДСР и другие важные сооружения, архитектурные и скульптурные изваяния, площади, фонтаны, которые являются украшением нашего города и его душой. Жажда нового, увлечение архитектурой, историей и духовные поиски сподвигли Александра Ивановича на уникальный проект – создание серии картин, посвященных храмам и мечетям Петропавловска, - рассказала сотрудник отдела литературы по искусству Наталья Чуряк.

К слову, в начале двадцатого века в Петропавловске было семь православных храмов и шесть мечетей. Большинство зданий давно разрушены, сохранившихся достоверных сведений о них крайне мало, а визуальной информации практически нет вовсе. Те единицы, что сохранились до наших дней, давно утратили свой первозданный вид. У этих памятников архитектуры были особенный стиль и принцип постройки, который сегодня уже не встретить. Так что воссоздавать сооружения прошлого и позапрошлого веков Александру Ивановичу приходилось по крупицам, изучая справки в архивах, энциклопедии, фрагменты уцелевших фотографий.

- Александр Иванович попытался максимально точно передать изображение этих великолепных сооружений старины. Конечно, очень пригодились навыки архитектора, так как многие недостающие элементы приходилось додумывать и дорисовывать. Результат его кропотливого труда жители и гости Петропавловска могут увидеть сегодня на выставке. Конечно, это лишь единицы его работ, их гораздо больше. К сожалению, наша галерея не может вместить все. И не все работы из этого проекта представлены на выставке, часть находится в Епархии города, часть - на выставке в городе Кургане. Наслаждаться произведениями архитектурного искусства Листопаднего можно будет в течение нескольких месяцев и совершенно бесплатно, - отметила Наталья Чуряк.

Александр Листопадний обладает удивительным талантом, поскольку видит и передает красоту и гармонию окружающего мира. Его работы наполнены теплом, светом, любовью независимо от того, что на них изображено: родные пейзажи, храмы, космос, городские улицы. Гладя на эти полотна, мы по-другому видим знакомые уголки, воссоздаем картины старого города.

- Наша жизнь и все, что нас окружает, построены по законам гармонии, поэтому вокруг нас красота во всем ее многообразии. Хочу, чтобы все поняли, в каком красивом городе мы живем и что мы потеряли, - поделился Александр Иванович.

КАРТИНЫ КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ

- Среди городской суеты мы редко обращаем внимание на привычную архитектуру, улицы, скверы. Однако есть люди, которым удается видеть нечто большее, чем повседневные фасады зданий, толпы пешеходов и потоки машин. И эти изменения не остались не замеченными Александром Ивановичем. Он стремится запечатлеть на своих картинах нечто особо важное. Как архитектору ему хорошо знакомы стили и эпохи. Картины его не только несут точное изображение памятников архитектуры, но и передают настроение, состояние души. Александр Листопадний последнее время, увлекшись краеведением, тщательно изучает архивы и воссоздает на своих полотнах беспощадно уничтоженные в двадцатом веке мечети и храмы, - рассказала Наталья Чуряк.

Александр Иванович - автор ряда зданий, сооружений, интерьеров, а также пейзажей, портретов, натюрмортов и графических композиций. Работает в основном в технике пастели, сочетая особенности акварели и масляной живописи. Листопадний не раз становился участником ряда выставок: «Родом из детства» (Северо-Казахстанский областной музей изобразительных искусств), «Северная звезда» (библиотека имени С. Муканова), «Архитектор – художник» (Ассамблея народа Казахстана СКО), «Церкви и мечети города» (областной музей изобразительных искусств), «Великая степь, история и культура» (художественный музей г. Кургана), «Время и память» (библиотека имени С. Муканова).

Листопадний находится в постоянном творческом поиске. Экспериментируя в своем творчестве, использует технику «эбру» (рисование на воде), фэнтези, монотипию, проводит мастер-классы, изучил геральдику с применением на практике. В его работах, основанных на документальных источниках и натуральных впечатлениях, отражаются собственные чувства и переживания. Художник в картинах, обращенных к истории, передает разноликую храмовую архитектуру, образы купеческих особняков прошлых веков, а также пишет современную жизнь, стремясь увидеть в будничном необычное, уловить дух времени. Каждый пейзаж отражает свою манеру исполнения, свое цветовое и композиционное решение. Художник запечатлевает природу в разное время дня и года, часто обращаясь к сложным переходным состояниям – ранней весне и поздней осени. Пробуя себя в других жанрах, Александр Иванович нигде не изменяет себе в главном - изучении натуры. На его портретах близкие люди, родственники, воспоминания детства. В натюрмортах – тонкость состояния природы. А в целом – заразительный оптимизм перед окружающим прекрасным и гармоничным миром.

ЗОЛОТЫМИ БУКВАМИ

Вторая часть мероприятия под названием «Судьбы, связанные с Петропавловском» началась с выступления историка и краеведа Серика Дюсенова, посвященного Петру Павловичу Ершову и его всемирно известной сказке "Конек-Горбунок". Серик Атыгаевич провел колоссальную исследовательскую работу и изложил немало интересных фактов, связанных с жизнью и творчеством известного поэта. На книжной иллюстративной выставке были представлены издания разных лет сказки "Конек-Горбунок" и информация о Петре Павловиче Ершове. Известно, что свое детство в возрасте с четырех до семи лет Ершов провел в Петропавловске. В 1819 году его отец Павел Алексеевич был назначен земским комиссаром нашего города, что означало переезд всей семьи на новое место службы. Дед поэта Алексей Ершов служил на Новоишимской укрепленной линии в 80-х годах 18-го века. Он имел чин прапорщика и занимался в конце военной карьеры обучением новобранцев в Сибирском драгунском полку крепости Святого Петра.

Петр Павлович Ершов родился в 1815 году в деревне Безруково. С 1818 по 1824 годы в связи со службой отца семья Ершовых проживала в Петропавловской крепости, Омске и Березове. В 1831-1835 годах Петр Ершов прошел обучение на философско-юридическом отделении Петербургского университета. А в 1834 году состоялась первая публикация его сказки «Конек-Горбунок» Скончался Пётр Павлович в 1869 году в Тобольске. Похоронен на тобольском Завальном кладбище.

Писатель Виктор Утков, ставший биографом Петра Ершова, в книге «Рожденный в недрах непогоды» описал петропавловский период жизни Ершовых. Краеведы Михаил Иванович Бенюх, Вера Никитична Яворская и поэт Владимир Георгиевич Шестериков также собирали сведения, касающиеся жизни Петра Павловича. Дом Ершовых в Петропавловске не сохранился. Он был бревенчатым и находился на территории крепостного укрепления на холме. У подножия дома располагалась торговая площадь, куда по долгу службы ходил Павел Алексеевич и частенько брал с собою сына Петю. На маленького мальчика город Петропавловск произвел неизгладимое впечатление. Очень многолюдной и обширной была торговая площадь, куда стекались торговые караваны из Китая, Афганистана, Бухары, Самарканда, Казани, Уфы, Сибири. Здесь находился Оренбурго-Омский тракт, на который выходила караванная дорога из Туркестана и Западного Китая. Краеведы города Петропавловска убеждены, что самые ранние детские впечатления Петра Ершова связаны с Петропавловской ярмаркой, где он впервые увидел в огромном количестве невиданных животных - верблюдов, ставших прообразом его «Конька-Горбунка». По сведениям известного немецкого ученого А. Гумбольдта, «в Петропавловск… пришли из Ташкента, расположенного на берегах Сихуна и Яксарта, 832 верблюда». Старый герб города Петропавловска также имел изображение верблюда – символ караванной торговли, проходившей через город. Но более всего, по мнению Виктора Уткова, Пете Ершову нравился конный двор, где гарцевали степные кони с «налитыми кровью глазами», яростно бившие копытами о землю.

- Имя Петра Павловича Ершова золотыми буквами вписано в историко-культурное наследие Петропавловска. Память о нем благодарные жители, например, могли бы увековечить в бронзе. А памятник непременно должен стоять на высоком постаменте в центрально-исторической части Петропавловска. Реализация этой благородной идеи способствовала бы дальнейшему укреплению единства и дружбы между этносами, проживающими в городе, а также развитию внутреннего и внешнего туризма, - отметил в своем выступлении Серик Дюсенов.

Кстати, Александр Листопадний, вдохновленный предстоящей выставкой, буквально за несколько дней написал картину. На ней изображен Петр Павлович Ершов в детстве вместе со своим отцом – земским комиссаром.


Елена Чмель
газета "Добрый Вечер"
"Память, которая нас объединяет"
04.07.19

Поделиться статьёй: