В Северо-Казахстанской области женщину, убившую сына, освободили от уголовной ответственности

Суд пришел к выводу, что пределы необходимой обороны она превысила вследствие сильного страха за свою жизнь.

У него были бешеные глаза

На скамье подсудимых специализированного межрайонного суда по уголовным делам СКО оказалась 49-летняя сельчанка Нина Смирнова (фамилия изменена по этическим соображениям), обвиненная в убийстве своего сына Анатолия. Этот 30-летний мужчина, согласно материалам уголовного дела, злоупотреблял алкоголем, из-за чего от него ушла жена, в пьяном виде становился агрессивным, устраивал скандалы, часто угрожал близким физической расправой и даже хватался за нож. Так случилось и в тот злополучный декабрьский день, когда, находясь в своем доме, женщина вместе с мужем, матерью и сыном поминала умершего соседа. Была распита бутылка водки, чего Анатолию показалось мало, и он стал требовать денег у матери на покупку спиртного.

Категоричный отказ привел его в такую ярость, что он, скинув мать с кровати, нанес ей несколько ударов руками и ногами, разбив голову. Позже Нина, смыв сочившуюся кровь, попыталась тихо уйти в свою комнату. Но путь ей перегородил сын, вооружившийся кухонным ножом.

Из материалов дела: «Он схватил ее своей левой рукой за рукав халата, а правой рукой, удерживая нож вблизи лица матери, стал обвинять ее в своих жизненных неудачах, требовать, чтобы она забрала из полиции поданное ранее заявление о направлении его на принудительное лечение от алкоголизма, а также выдала ему деньги, угрожая в случае отказа немедленно убить ее. Зная агрессивный характер своего сына, ранее будучи избитой им, осознавая реальность угрозы, опасаясь и испытывая чувство страха за свою жизнь, она перехватила его правую руку и стала бороться, пытаясь вырвать у него нож. В ходе кратковременной борьбы она выхватила у него нож и мгновенно нанесла ему один целенаправленный удар в область грудной клетки. В результате он упал на пол и скончался на месте».

Нина, у которой после случившегося была истерика, говорила, что, конечно, не хотела смерти самого близкого человека. По ее словам, ранее она никогда таким агрессивным его не видела. Вот несколько строк из ее показаний: «У него были бешеные глаза, и я поняла, что нож летит на меня, поэтому схватила его за руку. Сильно испугалась за свою жизнь».

Но следствие сочло, что женщина осознавала явное несоответствие избранного ею способа защиты степени опасности посягательства, ведь сын уже был ею обезоружен. Она причинила потерпевшему чрезмерный вред, превысив пределы необходимой обороны. Суд также признал ее виновной по статье 102 УК РК, однако в итоге от уголовной ответственности женщину освободил.

Не обязательно, но возможно

Дело в том, что уголовное законодательство (ст. 66 УК РК) предусматривает возможность освобождения лиц, превысивших пределы необходимой обороны, если это произошло из-за страха, испуга или замешательства, вызванного общественно опасным посягательством. Данная норма закона является факультативной, решение о целесообразности ее применения необходимо принимать с учетом всех обстоятельств преступления и личности подсудимого. В судебной практике данная норма применяется крайне редко, дело Смирновой едва ли не первый случай за несколько последних лет. К слову, после внесения изменений в УК РК в 2014 году применение данного вида освобождения возможно как судом, так и органами предварительного расследования.

«Оно не является обязательным, то есть при наличии оснований, предусмотренных законом, можно, хотя и необязательно, освобождать от уголовной ответственности, - поясняет доктор юридических наук проректор Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре РК Н.Турецкий. - Трудность применения данной статьи (66 К РК) заключается в том, что в ней использованы субъективные оценочные понятия «страх», «испуг»… Наличие этих состояний установить непросто. При формировании в сознании обороняющегося представлений об опасности посягательства, его оценки, важное значение имеют личные особенности данного лица, в частности, его восприятие действий нападающего … По данным криминологических исследований, в ситуациях «посягательство-защита» лишь каждый четвертый обороняющийся может трезво оценить ситуацию и избрать адекватные средства защиты из-за волнения, страха. …Поэтому крайне важно при расследовании и судебном рассмотрении каждого такого факта превышения пределов необходимой обороны всестороннее исследование поведения обороняющегося, в том числе обязательное проведение судебной психолого-психиатрической экспертизы».

Отчаяние, безысходность, ужас

Как уже отмечалось выше, случаи, когда бы человека, совершившего убийство при превышении необходимой обороны, освобождают от уголовной ответственности, выпуская из- под стражи прямо в зале суда, редкость. Для принятия такого решения служителю Фемиды надо тщательно разобраться во всех нюансах произошедшего. Надо пояснить, что в ходе процесса по делу Смирновой между сторонами обвинения и защиты возник спор по вопросу квалификации совершенного деяния. Так, орган уголовного преследования первоначально квалифицировал его по статье 99, часть 1 УК РК, но в ходе судебного следствия государственный обвинитель предъявил подсудимой новое обвинение по статье 102 УК РК - убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны. Сторона же защиты полагала, что подсудимая, обороняясь от опасного посягательства, не превысила ее пределы, поэтому ее следует оправдать.

Разрешая этот спор, судья (председатель специализированного межрайонного суда по уголовным делам) Сергей Викторенко пришел к выводу, что Смирнова могла оценить свои оборонительные действия и что надобность в нанесении ею удара ножом явно отсутствовала. Поэтому ее действия были квалифицированы именно как убийство при превышении пределов необходимой обороны. В то же время было учтено, что, согласно заключению дополнительной амбулаторной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, женщина в момент инкриминируемого ей деяния находилась в состоянии эмоционального напряжения.

«Психологический анализ материалов дела и результатов этого психологического исследования показал, что в тот момент она испытывала чувства отчаяния, безысходности, безнадежности, беспомощности с последующим возникновением чувства страха, ужаса, которые стали доминирующими и могли оказать существенное влияние на поведение женщины, - указано в приговоре. - Это подтверждает достоверность стабильных показаний подсудимой, в части того, что когда сын стал угрожать ей ножом, у нее возникло сильное чувство страха за свою жизнь. Таким образом, стабильные показания подсудимой, подтвержденные вышеуказанным заключением экспертов, свидетельствуют о том, что действительно в момент совершения инкриминируемого деяния она находилась в состоянии эмоционального напряжения, при котором у нее доминировало чувство страха. При состоянии эмоционального напряжения снижается уровень контроля и прогноза своих действий, при этом сужается выбор средств и способов действия, ограничивается свобода выбора действия обвиняемого при совершении агрессивного правонарушения вследствие нарушений процессов сознания и регуляции своих действий. То есть испытанное подсудимой чувство страха за свою жизнь, хотя и не лишило ее возможности действовать в пределах необходимой обороны, но существенно снизило уровень контроля. Именно чувство страха оказало основное и существенное влияние на характер защитных действий подсудимой в сложившейся обстановке».

При вынесении приговора суд также учел аморальное и противоправное поведение самого потерпевшего, который систематически злоупотреблял спиртным, устраивал семейные дебоши, а в день трагедии избил свою мать, взял в руки нож, угрожая убийством. При этом потерпевший был гораздо моложе и сильнее подсудимой, которая до этого преступлений не совершала, положительно характеризуется. В итоге Нина Смирнова, признанная виновной в совершении преступления, предусмотренного статьей 102 УК РК, была освобождена от уголовной ответственности.

Хочешь жить? Не пей!

Надо сказать, что если такой исход дела – редкость в судебной практике, то случаев, когда матери убивают своих взрослых детей, защищаясь от них, к сожалению, немало. Так, в конце 2017 года жительница Павлодарской области в ходе ссоры и драки убила 40-летнего сына, ударив ножом в пах и спину. Оба были в нетрезвом состоянии. В Костанае 1 января 2018 года произошла похожая трагедия. 25-летний парень потребовал у матери деньги на спиртное, на что женщина ответила отказом. Сын в порыве злости набросился на мать, женщина схватила нож, нанесенный ею удар оказался смертельным.

В ходе судебного процесса выяснилось, что молодой человек, от которого после двух лет брака ушла жена с ребенком, нигде не работал, алиментов не платил, часто выпивал, дебоширил. Бывало даже, что родители, с которыми он проживал, вызывали полицию. На юге страны 85-летняя сельчанка убила 55-летнего сына, превратившего ее жизнь в настоящий ад. Он был законченным алкоголиком, состоял на учете в наркодиспансере. Можно привести и другие примеры, и первое, что бросается в глаза, это то, что во всех этих жутких историях фигурирует водка.

Наркологи говорят о важности своевременного выявления алкоголизма, заметить первые признаки которого у юноши должна как раз сама мать. Причины возникновения могут быть разными, и это тема отдельного разговора, но специалисты отмечают, что к рюмке быстрее привыкают молодые люди, у которых отсутствует хобби, увлекательные занятия, которые не знают, куда деваться от скуки, обладают невысоким интеллектом либо слабой волей. Они плохо справляются с жизненными неудачами, прибегая к алкоголю, как к способу заглушить разочарование, обиду, горе. Привычка получать таким способом удовольствие быстро засасывает, этанол прочно встраивается в обменные процессы организма, который приобретает от него психическую и физиологическую зависимость.

Что делать в такой ситуации? Устраивать истерики, кричать, угрожать не имеет смысла, особенно не надо никогда говорить то, чего не сможете сделать. Например, не надо грозиться выгнать сына или дочь из дома. Ведь вы, скорее всего, на такой шаг не решитесь, в результате чадо только перестанет всерьез считаться со словами родителя. Также зачастую совершенно бессмысленно умолять, просить и взывать к высшим чувствам.

Помимо того, что нужно обратиться за помощью к наркологу, психологу, необходимо, в первую очередь, перестроить свою жизнь с учетом проблем непутевого ребенка. Например, в доме, где живет алкоголик, не должно быть ни капли спиртного, даже обычного медицинского спирта. Нужно быть твердым и последовательным, никаких исключений быть не должно. Важно предоставлять сыну возможность самому решать все свои проблемы, от финансовых до личных. Страдания, необходимость выживать, трудиться и т.д. вынудят его отказаться от спиртного. В то же время стоит почаще выражать свою любовь, побуждая к проявлению самостоятельности.

Можете рассказать сыну или дочери, что у людей, страдающих от алкогольной зависимости, нет шанса прожить до старости и умереть своей смертью: многие из них заканчивают жизнь самоубийством, многие умирают от панкреатита, цирроза печени, заболеваний сердца и сосудов.

Надо понять, что возникновение потребности в горячительном вызывают не только стрессы и конфликты, но наши традиции застолья со спиртным, частые праздники, обычаи. Именно поэтому семье алкоголика важно полностью изменить свою жизнь. Сами родители должны пересмотреть своё поведение и сделать так, чтобы в жизни сына не было соблазнов. Важно все изменения начинать с себя и своего отношения к окружающему. Стойко, смиренно принимая всё происходящее вокруг, вы в состоянии помочь своим близким справиться с любой болезнью и трудностями.

30-летний мужчина, согласно материалам уголовного дела, злоупотреблял алкоголем, в пьяном виде становился агрессивным, устраивал скандалы, часто угрожал близким физической расправой и даже хватался за нож.

 Уголовное законодательство РК предусматривает возможность освобождения лиц, превысивших пределы необходимой обороны, если это произошло из-за страха, испуга или замешательства, вызванного общественно опасным посягательством.

 Необходимо, в первую очередь, перестроить свою жизнь с учетом проблем непутевого ребенка. Например, в доме, где живет алкоголик, не должно быть ни капли спиртного, даже обычного медицинского спирта. Нужно быть твердым и последовательным, никаких исключений быть не должно.

 Испытанное женщиной чувство страха за свою жизнь, хотя и не лишило ее возможности действовать в пределах необходимой обороны, но существенно снизило уровень контроля. Именно чувство страха оказало основное и существенное влияние на характер защитных действий подсудимой в сложившейся обстановке.


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Страх-то какой!"
28.06.18

Поделиться статьёй: