В Северо-Казахстанской области пчеловодство переведено на промышленную основу

Ежегодно школа пчеловодов региона обучает желающих заняться сладким бизнесом, в котором почти все зависит от самого человека и погоды. Председатель Ассоциации пчеловодов Олег Гаврилов рассказал о результатах медосбора этого сезона, о подготовке пчел к зимовке, которая впервые будет проходить в регионе, а также объяснил, почему вслед за пчелами погибнет и все человечество.

Страда пчеловода - с мая по сентябрь

У пчеловодов СКО медовая страда. Чтобы качать мед, используется каждый погожий день. Несмотря на изнуряющую жару, которую пчелы не любят так же, как и нескончаемые дожди и холод, пчеловоды получили хороший урожай экологически чистого меда.

Председатель Ассоциации пчеловодов Северо-Казахстанской области Олег Гаврилов говорит, что пчеловодческий сезон длится с мая по сентябрь. В конце июня пчеловоды качают первый мед, а в августе проходит заключительный медосбор. В этом году пчеловоды, как и хлеборобы, долго ждали погоды, из-за дождей никак не могли начать качать мед.

«В непогоду пчелы злые, в ульях сидят и никого туда не пускают. Работать невозможно. Вот и ждали солнышка, чтобы взять мед, пока пчелы на работу вылетят», - шутит Гаврилов.

В его хозяйстве 150 пчелиных семей, каждая дает от 50 до 100 килограммов меда. С начала сезона уже собрано порядка 7 тонн меда, сейчас Олег планирует накачать еще не меньше 3 тонн. Его коллеги тоже внакладе не останутся, пчеловодов поддерживает сам глава региона. С подачи Кумара Аксакалова в районах выделяются земли под посев медоносных трав, оказывается поддержка Ассоциации пчеловодов. В частности, в аренду на 10 лет оформлено 500 гектаров полей в Мамлютском районе, на 50 гектарах полей КТ «Зенченко и К» сеют медоносные травы для создания семенного фонда. Медоносные конвейеры планируется создавать со всех районах области.

Нет работы – займись медом

Олег Гаврилов приобщился к прибыльному и весьма полезному для здоровья бизнесу в далеком 1994 году.

«Безработица была тогда большая. Я работал в охране, дежурство сутки, потом три выходных. Времени было достаточно, поэтому мы с другом решили заняться пчеловодством. К тому же я живу на природе, за городом, на 131-м километре. С тех пор этим делом и занимаюсь, Только теперь это уже семейный бизнес», - поделился Олег.

У него четыре дочери, старшей 22 года, младшей – 8 лет. Все дети и жена задействованы в семейном деле, которое дает доход, а в качестве бонуса крепкое здоровье.

«Мы не болеем осенью и зимой простудными заболеваниями, крепкий иммунитет. Помимо самого меда используем медовые соты, пыльцу, пчелиную пергу, делаем разные чудодейственные бальзамы. Вы знаете, даже укусы пчелы очень полезны для человека, разумеется, если у вас нет аллергии. Лечение пчелами повышает иммунитет, снижает холестерин, помогает при лечении варикоза и многих других болезней», - рассказывает Гаврилов.

Чтобы научить желающих разводить пчел, Ассоциация пчеловодов несколько лет назад открыла школу.

«Сейчас мы обучаем их новой системе пчеловодства, на которую сами перешли. Мы с мая, с начала сезона, берем к себе начинающих, которые покупают у нас 5 пчелосемей, снабжаем их всем необходимым инвентарем и обучаем на практике вплоть до сентября, до окончания пчеловодческого сезона. Они вместе с нами проходят весь первый сезон, а на следующий год уже могут работать самостоятельно», - рассказал председатель Ассоциации.

Ежегодно в школе пчеловодов обучается, как минимум, пять человек. Гаврилов не смог назвать точное количество людей, которые занимаются пчеловодством в регионе. Но о том, что число таких людей растет, свидетельствует ежегодный закуп пчелосемей, число которых неизменно растет. Если в прошлом году с юга в СКО было завезено 4 тысячи пчелопакетов, иначе пчелосемей, то в текущем году уже 5 тысяч.

К этому бизнесу приобщаются как молодые люди, так и пенсионеры, как горожане, так и сельчане. Было бы желание. Буквально во время нашей беседы с Олегом ему позвонили из региональной Палаты предпринимателей, чтобы передать список желающих обучиться в школе пчеловодов в следующем году.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда

Отвечая на вопрос о самых больших трудностях для развития сладкого бизнеса, Олег назвал недостаток медоносной базы и протравку посевов химикатами. Правда, обе проблемы потихоньку решаются. Например, некоторые аграрии переходят на обработку полей безвредными для пчел органическими препаратами. Или, как минимум, предупреждают пчеловодов о предстоящей протравке полей, чтобы те успели эвакуировать пчел.

По словам Олега Гаврилова, те хозяйственники, которые заботятся о пчелах и предпринимают меры для их благополучия, ни много, ни мало – спасают Землю. Потому что вслед за пчелами, которые опыляют растения, погибнет и вся флора на планете, и вымрет человечество.

К сложностям профессии пчеловода можно отнести и необходимость кочевать с места на место вместе с пасекой. Весной пасеку можно поставить на даче, когда все цветет, - рассказывает Олег, потом надо ее перевозить от одного поля к другому в радиусе 300-400 метров. С эспарцета на донник, на гречиху, подсолнух. Качать мед, по словам пчеловода, - тоже процесс довольно трудоемкий.

Для облегчения труда пчеловода сейчас имеется множество различных приспособлений. Этому же способствует и новая система пчеловодства, которая внедрена в нашем регионе. Ульи новой конструкции, производство которых Ассоциация пчеловодов разместила в учреждении ЕС 164/3 в Петропавловске, максимально похожи на природные пчелиные дупла. Для того, чтобы пчелы вылетали из такого улья, не нужно вмешательство человека.

«Нужно весной пересадить в такой улей пчелосемью, привезенную с юга, закрыть его и до июня можно вообще не открывать и не трогать. Как пчелы разводятся сами по себе в естественных условиях, так происходит и в новой системе пчеловодства. Она дает такую возможность. А при прежней системе надо было постоянно открывать улей, осматривать рамки, чтобы пчелы не роились. В общем, нужно было постоянное вмешательство, та система была очень сложной», - поделился председатель Ассоциации.

Применение ульев, максимально приближенных к природной конструкции, способствовало повышению конкурентоспособности местной продукции пчеловодства, поскольку позволило получать мед без примеси антибиотиков, которые, как известно, используют для лечения болезней пчел.

«Для борьбы с болезнями антибиотиками обрабатывают пчелопакеты, так они попадают в мед. Мы наладили производство новых ульев, конструкция которых позволяет получать чистейший мед, без вредных примесей, они просто не попадают в продукт», - рассказал Гаврилов.

На базе третьей колонии налажено и производство легковых прицепов для перевозки пчел. Словом, все, что планировалось сделать в прошлом году, было сделано. Ассоциация пчеловодов может обеспечить начинающих бизнесменов всем необходимым инвентарем и техникой.

Когда пчела танцует

Рассказывать о пчелах Олег может бесконечно. Оказывается, в пчелиной иерархии есть не только рабочие пчелы, трутни и матка. У них еще есть и четкое разделение труда по профессиям.

«Молодая пчела которая вылупляется в ячейке, она становится сперва охранником. Она никуда не летает, чистит ячейки, в которые матка откладывает яйца, кормит молодых пчелок. Как только постарше стала, она становится разведчиком. Например, мы пасеку перевезли на новое место и поставили. Пчелы-разведчики вылетают осматривать местность, а когда обнаруживают нектар, то залетают в улей и начинают там танцевать перед остальными пчелами. Таким образом разведчик сообщает всем сородичам, что вот я нашла взяток, покажу, где есть нектар. Старшие пчелы летят за нектаром и приносят в зобике мед. Жизнь рабочей пчелы довольно коротка – от 26 до 40 суток. А в одной пчелиной семье насчитывает до 80 тысяч особей», - рассказал пчеловод.

К слову, члены одной пчелиной семьи никогда не запустят в улей чужаков, у них слишком много врагов и нахлебников. Сторожа, которые охраняют вход в улей, могут в любой момент наброситься на незваного гостя. Помните, как это было в случае в Вини-Пухом? Пропуском в улей может служить запах, который пчелка хранит в особом углублении тела. Пчелка предъявляет его охранникам – и вход свободен. Но Олег говорит, что сторожа пропустят в улей даже чужую пчелку, если она несет мед. Такая вот пчелиная коррупция.

Известно, что пчелы различают цвета. Наиболее предпочтительны для них фиолетовые и сине-зеленые окраски. Но, оказалось, одним лишь цветом этих полосатых тружениц не одурачить. Если на выбранном по цвету объекте нет пыльцы и нектара, пчелы летят дальше, в поисках лучшего содержания, несмотря на всю красоту объекта. То есть, содержание у них на первом плане.

На новые квартиры

В этом году впервые местные пчеловоды оставят пчел на зимовку в регионе. Бизнесмены посчитали, что каждый год перевозить ульи на зиму на юг Казахстана более затратно, чем один раз построить для них омшаники, иначе их называют - зимовники. Это специальное помещение для укрытия пчелиных семей, где их можно уберечь от температурных колебаний в суровую зиму.

«Без омшаника при разведении пчел не обойтись в регионах с резко континентальным климатом, как у нас. А в условиях пандемии, когда не так-то просто отвезти или привезти что угодно откуда угодно, строительство омшаников для нас оптимальный выход», - говорит Олег Гаврилов.

Скоро, сразу после завершения медосбора, начнется подготовка пчел к зимовке. Тогда пчел начинают закармливать сахарным сиропом, на нем они лучше зимуют, потому что сахарный мед не кристаллизуется. Кстати, таким образом можно отличить натуральный мед от сахарного. Если зимой он не кристаллизуется, значит, сахарный, потому что натуральный кристаллизуется.

Олег поделился еще одним секретом, как отличить натуральный мед. Например, когда при простуде делаешь компресс из натурального продукта, то он весь впитывается, на коже ничего не остается. А не натуральный мед будет липнуть, он не впитается.

Ассоциация пчеловодов Северного Казахстана, по словам ее председателя, мечтает вернуть Казахстану прежние позиции, когда республика занимала четвертое место по производству меда после России, Украины и Беларуси. Тогда казахстанский мед экспортировали в дальнее зарубежье - в Японию, Германию и Южную Корею.

В планах также внедрять в стране культуру медоедения. В структуре здорового питания это продукт номер один, считают пчеловоды. Между тем европейцы потребляют меда значительно больше, чем мы. По статистике, которая имеется в свободном доступе, среднедушевое потребление меда в Германии, Швейцарии, Австрии составляет до 4 килограммов. У нас такой статистики не ведется, но судить можно по продажам. Они показывают, что у нас люди охотней покупают вредные сладости химического происхождения, чем натуральный продукт.


Зауре Жумалиева
газета "Неделя СК"
"Не жизнь, а мёд!"
27.08.20

Поделиться статьёй: