В Северо-Казахстанской области для людей с ограниченными возможностями не созданы необходимые условия

Работы в этом направлении ведутся уже давно. Есть кое-какие результаты, но создатели инфраструктуры периодически «наступают на одни и те же грабли». Адаптируя объекты для пользования людьми маломобильных групп, они не учитывают важные нюансы, а потому эту работу зачастую приходится переделывать. Да и новые здания строят таким образом, что и они требуют внесения изменений.

Отсутствие поручней, пандусы, словно взлетная полоса, узкие дверные проемы, высокие пороги - это только малая часть того, с какими препятствиями приходится сталкиваться людям с ограниченными возможностями, проживающим в самом северном регионе Казахстана. Но самое главное препятствие - отсутствие желания у многих североказахстанцев войти в положение маломобильных людей, пойти им навстречу и не просто посочувствовать, но и предпринять какие-то хотя бы маленькие шаги для того, чтобы сделать пребывание инвалидов в нашем обществе как можно комфортнее.

Доступность социальных объектов рассмотрели на заседании комиссии СКОФ партии «Нур Отан».

НЕ МОГУТ И НЕ ХОТЯТ

Областная группа общественно-партийного мониторинга проводит оценку доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями с 2012 года.

- К сожалению, вынуждена констатировать тот факт, что на местах не в полной мере реализуются мероприятия по созданию беспрепятственного доступа инвалидам к имеющимся и строящимся жилым, общественным и производственным зданиям, объектам социальной инфраструктуры, - рассказала заведующая отделом политического контроля СКОФ партии «Нур Отан» Гульнара Халыкова.

Она отметила, что для большинства граждан, в том числе для руководителей учреждений, организаций, субъектов малого и среднего бизнеса, доступность объекта означает наличие пандуса и кнопки вызова. Однако зачастую даже соблюдение этих требований не приносит должного результата. А все потому, что не учитываются необходимые нормы, а все эти элементы устанавливают просто для галочки.

- Пандусы у нас, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Угол уклона порой превосходит все мыслимые и немыслимые показатели, - рассказала Гульнара Халыкова. - Согласно нормативам с изменениями, внесенными в 2018 году, продольный уклон пандуса не должен превышать 5 градусов, в исключительных случаях, в затесненных местах - не более 8. В большинстве же случаев, на обследованных нами объектах уклон пандуса превышает 12 градусов. Порой доходит до 20-40. Это же самая настоящая взлетная площадка. Кем надо быть, какой силой в руках обладать, чтобы взобраться по такому пандусу!

Также она отмечает, что не всегда точно рассчитаны поручни, высота и ширина между ними. Есть пандусы, и вовсе не имеющие поручней. Кнопки вызова имеются не на всех объектах. То есть инвалид, передвигающийся на кресле-коляске, не может даже вызвать персонал для оказания помощи.

В качестве доказательства она привела сразу несколько примеров. Так, например, три года подряд группа ведет мониторинг районных прокуратур. То есть именно тех государственных органов, которые сами ведут проверку по соблюдению Законов РК, в том числе Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан». Однако не везде членов группы встречают адекватно и с пониманием относятся к ее деятельности.

- Были моменты, когда прокурор сам выходил и на повышенных тонах разговаривал с членами нашей группы, это происходило в присутствии посторонних. Были моменты, когда нас не запускали на территорию, сославшись на то, что никого нет (кроме охранника). И это в разгар рабочего дня. Но, хочу отметить, что было два-три подобных случая. В основном прокуроры правильно воспринимают замечания, реагируют положительно, но, к сожалению, происходит ротация кадров и зачастую работу приходится начинать заново, - рассказала Г. Халыкова.

В качестве наглядного примера она привела анализ доступности прокуратуры Есильского района, отметив при этом, что объект совершенно не адаптирован. Так, например, угол уклона пандуса не соответствует СНИП (20°). Поручней нет. Высота ступеней входного лестничного марша (6 ступеней) разноуровневая, от 4 до 15 см. Ширина ступеней - от 27 до 29 см, а ведь по нормам ширина проступей наружных лестниц должна быть не менее 40, при этом все они должны быть одинакового размера и одной высоты. А еще здесь нет кнопки вызова, заужены входные двери, слишком высоко расположено окно дежурного, нет тактильной направляющей, адаптированной уборной, вывески с рельефно-точечным штифтом Брайля. Да что говорить, здесь отсутствует даже парковочное место для автотранспорта инвалидов и попасть на территорию также не представляется возможности.

Часто недоступными оказываются и учреждения здравоохранения. Здесь есть определенные сдвиги, однако еще есть над чем работать, ведь пандусы во многих из них оставляют желать лучшего.

- В типовых поликлиниках это огромные «монстры», не выдерживающие никакой критики. Ни угол уклона, ни поручни, ни ширина пандуса не соответствуют нормативам. Я уже не говорю о внешнем виде этих сооружений. Разрушающаяся плитка, расшатанные поручни и т.д., - печально констатировала Г. Халыкова.

Она также отметила, что данные группой рекомендации не исполняются и в учреждениях образования. При этом директора школ, завучи, педагоги позволяют себе пренебрежительные высказывания по поводу пребывания в их школе детей-инвалидов. И в большинстве своем говорят о том, что их детский сад, школу, колледж и так далее дети с особыми потребностями не посещают.

- И, кстати, не только работники образования говорят такие вещи, предприниматели также высказываются о том, что к ним в магазины, в торговые центры, аптеки и т.д. инвалиды не ходят. Так потому и не ходят, что заведомо знают об отсутствии доступа, - говорит Г. Халыкова.

А между тем участники встречи предположили, что препятствием для исполнения всех рекомендаций служит не столько нежелание соблюсти все необходимые нормы, сколько финансовая составляющая. Не всегда для этого бывают свободные или специально заложенные деньги. Во многих случаях их находят только после наложения штрафов.

СДВИГИ ЕСТЬ

Ведут мониторинг и проводят работу для улучшения доступности социальной среды для лиц с инвалидностью и государственные органы. Об этом присутствующим рассказала заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ акимата СКО Гульмира Маулетбаева.

С 2012 по 2015 годы была проведена паспортизация порядка 2300 объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Из них подлежало адаптации 1730. Однако в данный момент эти процедуры провели. А в прошлом году разработали и утвердили Региональную дорожную карту, согласно которой велась работа. Сейчас идет ревизия объектов, по итогам которой будет составлен план-график адаптации на 2020 год.

Также Г. Маулетбаева рассказала, что в Казахстане создан портал «Интерактивная карта доступности», в которую заносятся данные о доступности паспортизированных объектов. На сегодняшний день там опубликовано 1986 объектов, 20 находятся на доработке.

Однако создание доступной среды для инвалидов включает не только оборудование вспомогательными средствами объектов социальной инфраструктуры, но и предусматривает поддержку инвалидов в виде обеспечения техническими средствами реабилитации. Так, в 2019 году было обеспечено порядка 6 тысяч инвалидов. В текущем планируется обеспечить свыше 8 тысяч человек.

ТРАНСПОРТ

Одно из важнейших направлений в формировании безбарьерной среды жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями - транспортная доступность. На территории области в настоящее время функционирует 28 объектов транспортной инфраструктуры, из которых доступными являются только 25.

Услуги «Инватакси» на сегодняшний день фактически дей-ствуют только в городе Петропавловске. Ведь перевозить инвалидов нужно на специальном переоборудованном транспорте. Таковой в районах отсутствует: стоимость одной подобной транспортной единицы составляет порядка 10 млн. тенге. А потому этой услугой сель-ские жители воспользоваться не могут.

В то же время в Айыртауском и Кызылжарском районах заключены меморандумы о сотрудничестве по вопросам социальной поддержки инвалидов с местными таксопарками. Здесь инвалидов бесплатно перевозят на обычных легковых автомобилях. В настоящее время возможность организации подобной схемы прорабатывается и в остальных районах области. А пока транспорт там остается недоступным.

Не лучше ситуация и с пассажирскими перевозками в областном центре. Из практически 300 единиц автобусов, которые курсируют по городу, низкопольными являются только 12, которые оснащены оборудованием для облегчения посадки и высадки инвалидов. Правда, общественный транспорт города полностью оборудован громкоговорящей системой объявления остановочных пунктов, здесь увеличены трафареты с номерами автобусов и микроавтобусов для лиц с нарушением слуха и зрения. Также во всех автобусах имеются места для инвалидов, оборудованные соответствующими табличками, есть кнопки для подачи сигнала водителю о намерении произвести остановку по требованию пассажира. Планируется, что решить вопрос посадки и высадки инвалидов удастся после приобретения новых автобусов, которое ожидается в ближайшее время.

Говоря о транспортной доступности, нельзя не сказать и о социально значимых объектах, таких, как вокзалы и аэропорт. Так, например, в последнем реконструкция взлетно-поса-дочной полосы и пассажирского терминала была проведена в 2015-2016 годах. В это же время здесь были установлены пандусы, общественные туалеты для лиц с ограниченными возможностями, кнопка вызова и приобретены коляски для маломобильных пассажиров. Однако, по словам советника акима СКО по вопросам адаптации инвалидов Светланы Бусыгиной, реконструкторы все-таки не учли некоторые нюансы, а потому необходимо исправить эти недочеты.

По словам заместителя руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог СКО Асхата Бакеева, при реконструкции дей-ствительно были допущены некоторые нарушения, в том числе и касающиеся адаптации объекта для инвалидов. Шли суды, ответчик выплатил штрафы, но исправить положение не смог в связи с банкротством. Сейчас аэропорт планируют принять в коммунальную собственность. После этого будет подана бюджетная заявка, где рассмотрят варианты ГЧП и учтут все моменты.

«НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ»

Прежде чем попасть на какой-то социальный объект, инвалиду необходимо сначала выйти из дома. Но, к сожалению, в большинстве домов не предусмотрены пандусы, поручни и прочие необходимые элементы.

- Приходится обращаться за помощью к спонсорам либо искать возможности солидарного финансирования установки подъемных средств, где часть денег вкладывают сами жильцы с инвалидностью, - говорит Г. Маулетбаева. - Происходит это потому, что практически весь вторичный жилой фонд находится в частной собственности жильцов и поэтому жильцы сами несут финансовые обременения, связанные с расходами по содержанию, эксплуатации и ремонту домов.

Однако подобные проблемы возникают не только у инвалидов, проживающих в старых домах. С аналогичными трудностями сталкиваются и жильцы новостроек. А потому с августа 2019 года управление входит в состав комиссии по приему вновь вводимых в эксплуатацию зданий.

Также на объекты выезжают мониториговые группы в составе специалистов заинтересованных государственных органов и областного филиала партии «Nur Otan», по окончании проверки в случае выявления нарушений даются рекомендации для их устранения.

За 2019 год департамент труда, социальной защиты и миграции по Северо-Казахстанской области провел 61 проверку, из них 27 - профилактического контроля и 34 - внеплановые. По итогам было выдано 61 предписание с указанием выявленных нарушений и сроками их устранения. На конец года из них исполнено 53 (82%), остальные находятся на исполнении. По результатам проверок 8 субъектов привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму порядка 1,5 млн. тенге за необеспечение доступа инвалидов к объекту.

Однако ни штрафы, ни проверки эту проблему полностью не решают. Вносить изменения и исправлять недочеты на уже построенных объектах достаточно сложно. При этом просьбу включить представителей соцзащиты в состав комиссии не по приемке сооружений, а еще на стадии разработки их ПСД, чтобы учесть все необходимые нюансы, почему-то не удовлетворяют.

Найти виновных в том, что новые здания строятся не по нормам, на заседании так и не удалось. Как не удалось выяснить, почему такие объекты с одними и теми же повторяющимися ошибками проходят экспертизу. Подрядчик строит по ПСД, по нему же принимают уже построенный объект. А вот документы проверяет соответствующий орган, вмешиваться в деятельность которого ни отдел строительства, ни кто-либо другой не может.

- У нас существует тенденция - строить по типовым проектам для уменьшения расходования бюджетных средств на проектирование строительства, - говорит руководитель организационно-правового отдела управления строительства, архитектуры и градостроительства акимата СКО Серик Махметов. – Эти проекты разрабатываются центральным уполномоченным государственным органом. Потом они проходят экспертизу, куда госорганы не могут вмешиваться. Все «болячки» оттуда. Ведь если проект прошел экспертизу, мы можем требовать только соответствие ПСД.

Однако присутствующие считают, что контролировать и устанавливать требования к проекту должен именно заказчик - отдел строительства акимата. Проведение экспертизы – это уже следующий этап.

В общем, представители различных ведомств валят все друг на друга. Так что непонятно, кто тут что недосмотрел и кто что не предвидел. А на деле страдают самые обделенные – инвалиды. В очередной раз будем надеяться, что принимаемые меры дадут хотя бы какой-то положительный результат. Всего в Северо-Казахстанской области проживает порядка 27 тысяч лиц с ограниченными возможностями. Из них более 2000 – дети.


Евгения Кочевая
газета "Северный Казахстан"
"Вне зоны доступа"
05.03.20

Поделиться статьёй: