В Северном Казахстане увеличился дефицит врачей

Не помогают даже выросшие выплаты подъемных. Записаться на прием к имеющимся специалистам тоже фактически нереально. Не все медицинские объекты соответствуют санитарным нормам. Они обеспечены медицинским оборудованием только на 60%. А жители области ощущают нехватку медучреждений и лекарственных препаратов. О состоянии и проблемах регионального здравоохранения говорили на очередном заседании областного общественного совета.

Проблем в здравоохранении накопилось действительно много. Едва ли не у каждого жителя СКО есть к ведомству свои конкретные нарекания. Несмотря на то что чиновники не перестают отчитываться об улучшениях в этой сфере, о приобретении нового оборудования и других положительных моментах, на деле жители продолжают высказывать свое недовольство в социальных сетях. О состоянии и проблемах регионального здравоохранения присутствующим доложил руководитель управления Нурлан Айманов.

Основные показатели состояния медицины - рождаемость и смертность. Первая за год снизилась на 3,5%, вторая же увеличилась на 13,4%. К слову, возрос и показатель младенческой смертности. 65 малышей умерли, не дожив до года. А еще СКО занимает лидирующую позицию в стране по индексу старения, который в регионе составляет 62,1 против 26,7 среднереспубликанского.

Но есть и положительные показатели. Так, например, в СКО снизилось количество сердечно-сосудистых заболеваний, случаев туберкулеза и рака. Возросла выявляемость злокачественных новообразований. Зато стало больше ВИЧ-инфицированных и увеличился рост смертности от болезней системы кровообращения.

При этом проводить скрининги в районах области по-прежнему затруднительно ввиду отсутствия кадров и несовершенства имеющегося оборудования.

НЕКОМУ ЛЕЧИТЬ

О том, что в СКО не хватает врачей, знают все. По данным Нурлана Айманова, общий показатель укомплектованности в сравнении с 2020 годом снизился еще на 2%. При этом в медучреждениях продолжают работать 13,1% пенсионеров. На конец 2021 года в СКО не хватало 285 врачей (128 дефицит врачей закрыт за счет совместителей). Наибольший дефицит ощущается в областных и городских организациях. При этом в 2021 году в наш регион прибыло 156 специалистов. 121 врач получил подъемные на общую сумму 220,5 млн. тенге. 150 специалистов получили подъемные по программе «С дипломом - в село!» в районных больницах. На текущий год на подъемные пособия выделено 250 млн. тенге.

Но даже такие кардинальные меры не могут решить проблему, ведь система выплат действует уже не первый год.

- Ранее желающим работать в сельской местности выплачивали по полтора миллиона тенге. А дефицит врачей в том же 2019 году составлял примерно 230 специалистов. Прошло пару лет, выплаты взлетели до 2,5 млн., а нехватка кадров только возросла – до 285 человек на конец 2021 года. Да и какого уровня приезжают эти специалисты? Насколько они компетентны и грамотны, еще неизвестно. Нередко пациенты замечают, что диагнозы молодые специалисты ставят по… Интернету, - говорит общественник Павел Афанасьев.

Он также отмечает, что в области нет врача-гематолога и многих других профильных специалистов. А чтобы записаться на прием к тем, кто есть, нужно пройти целый квест. При этом очередь может растянуться не то что на дни, а на целые месяцы. Это подтверждают публикации в социальных сетях, которые на совещании дословно зачитал П. Афанасьев. В одной из них говорится, что 11 апреля женщину записали на прием к гастроэнтерологу только на 27 мая. «За это время можно умереть и даже 40 дней справить… Наверное, это игра какая-то… Не знаешь, выживешь или нет…», - говорится в публикации.

А еще североказахстанцы жалуются на некомпетентность медицинского персонала и непрозрачную запись к врачам. Ведь бывают случаи, что когда начинаешь скандалить, тогда стандартное «Записи нет» сменяется на «Можете подойти сегодня после обеда».

ВСЕ НУЖНОЕ ЕСТЬ, НО ЕГО КАК БЫ НЕТ

По данным Н. Айманова, на уровне первичной медико-санитарной помощи освоено лекарств на общую сумму 7,1 млрд. тенге. На текущий же год заявка составила 8,3 млрд. тенге.

- Общая сумма договоров закупа лекарственных средств у единого дистрибьютора на стационарном уровне за 2021 год составила 9,1 млрд. тенге. По договорам 2021 года лекарства отгружены на 100%. На 2022 год заключены договоры между медицинскими организациями и единым дистрибьютором на общую сумму 5,3 млрд. тенге, - рассказал Н. Айманов.

В цифрах все звучит четко и красиво. А вот общественники считают, что население, особенно в сельской местности, испытывает трудности с получением и приобретением лекарств из-за их дефицита или элементарного отсутствия самих аптечных пунктов. А впрочем, не хватает медицинских учреждений не только в районах, но и в областном центре.

- Чрезвычайно бедствуют без наличия поликлиник отдаленные микрорайоны г. Петропавловска – Рабочий поселок, Подгора, Заречный, Хромзавод, «Жас Оркен», не достроена и заморожена поликлиника в микрорайоне «Береке», - говорит П. Афанасьев.

А, по словам Н. Айманова, в СКО значительно улучшилось техническое медицинское оснащение организаций. Закупили 128 единиц медицинской техники на общую сумму 843,5 млн. тенге за счет трансфертов общего характера. Из местного бюджета выделены средства на приобретение 97 единиц медицинской техники, 30 единиц санитарного автотранспорта. За счет местного бюджета купили реабилитационное оборудование для Тайыншинской многопрофильной межрайонной больницы и больницы района им. Г.Мусрепова.

Благодаря комплексному плану развития области закупили еще 26 единиц медоборудования на сумму 1,5 млрд. тенге. Поставили аппарат МРТ в онкологический центр. Но полностью проблему оснащенности региона это не решило. Сейчас оснащенность медицинской техникой составляет только 60%.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС

В своем выступлении член общественного совета Павел Афанасьев напомнил присутствующим о череде скандалов, которые последний год сотрясают систему здравоохранения области. О некоторых из них мы рассказывали нашим читателям. Например, сокрытие ранней смертности многодетной матери Айгерим Казезовой. Как известно, женщина умерла от пневмонии спустя несколько дней после кесарева сечения. Но, по документам, ее якобы перевели из областной в районную больницу, где еще «лечили» в течение месяца. Таким образом врачам удалось переквалифицировать случай «ранней материнской смертности» в просто «материнскую смертность», чтобы избежать разбора на высоком уровне. Но тайна открылась.

Жаркие дискуссии вызвала смерть двух женщин с COVID-19 после их транспортировки из Кызылжарской районной больницы в ковидный центр г. Петропавловска. Долго обсуждали смерть врача-гинеколога Василия Чеснокова, который предположительно скончался от коронавирусной инфекции и при этом до последнего дня продолжал работать. Были и другие случаи, где не обошлось только общественным резонансом, вынуждены были вмешаться сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, шли судебные разбирательства.

- Мы не успевали следить за этим многосерийным сериалом, наносящим областной медицине непоправимый репутационный ущерб. Этот перечень скандалов чрезмерен, и эту вакханалию и безобразие нужно прекращать. Управление здравоохранения СКО должно сделать определенные выводы о недопустимости такой ситуации впредь и что-то кардинально поменять в своей работе, - говорит П. Афанасьев.

Он считает, что в системе здравоохранения СКО отсутствует единая, слаженная команда, где каждый член выполнял бы специальные действия по достижению конечной цели. Существует разрыв между управленцами и специалистами, выполняющими лечебно-диагностический процесс. При этом управленцы не обеспечивают процесс, а занимаются отписками, учетом и отчетностью, в том числе и ненужной.

Он также рассказал, что на сайте Министерства здравоохранения есть результаты общественного мониторинга о качестве оказания государственных услуг, в том числе и здравоохранения. В опросе приняли участие и жители Северо-Казахстанской области. Например, в разделе «Вызов скорой медицинской помощи» они оставляли комментарии о медлительности бригад, нехватке специалистов, нехватке медикаментов. При этом работу медперсонала оценили на 4,85 балла по пятибалльной шкале. В 4,84 балла оценили доступность и удобство услуги, в 4,72 балла – сроки ее оказания.

Помимо скорой помощи, оценивали и доступность лекарственных препаратов и других медсредств отдельным категориям граждан, где все показатели были не ниже уровня 4,5 балла, но при этом были и различные замечания.

По лекарственному обеспечению Павел Афанасьев выделил несколько основных проблем, в том числе отсутствие препаратов в аптеках из-за частого срыва поставок. Длинные очереди и отсутствие врачей, недостаточный доступ жителей отдаленных районов к услуге и ее неполная автоматизация. Также существуют проблемы с системой закупа лекарств.

ПРОБЛЕМЫ ШИРОКОГО МАСШТАБА

Выступил на заседании и главный санитарный врач области Асет Жуматаев. По его данным, в прошлом году на контроле департамента санэпидконтроля находилось 952 объекта здравоохранения. Но многие из них не отвечают необходимым требованиям.

78 объектов здравоохранения не имеют собственного здания. На десяти объектах нет центральной стерилизационной станции, в 118 объектах отсутствует водоснабжение. Остро стоит вопрос обеспечения помещений вентиляцией.

Но волнуют санэпидслужбу и проблемы более широкого масштаба, а именно: качество питьевой воды в населенных пунктах, которые не обеспечены централизованным водоснабжением. Фактически 20% сельского населения Северо-Казахстанской области вынуждено использовать воду из колодцев и скважин.

Например, жителям села Надежка Кызылжарского района приходится пить желтую воду. Да и вообще более 10% сельчан не имеют доступа к качественной воде. При этом в прошлом году 20 проб (3,7%), взятых из децент-рализованных объектов водоснабжения, не соответствовали нормам по бактериологическим показателям, 50 – превышали допустимые нормы по жесткости, запаху, цветности и общему железу.

Существует проблема и у старых водоводов. Когда тает снег, частичное подтопление или подсос талой и грунтовой воды могут привести к загрязнению и, как следствие, к массовому отравлению. Напомним, аналогичный случай был в ауле Бесколь, когда по этой причине более 150 человек оказались на больничной койке. Всего в области централизованного водоснабжения не имеют жители 229 населенных пунктов с общей численностью 49,5 тысячи человек.

Подняли общественники и еще одну наболевшую проблему. По словам П. Афанасьева, сейчас она назревает буквально на наших глазах.

- Это массовая захламленность мусорных контейнерных площадок, несвоевременный вывоз мусора и некачественная очистка прилегающей территории. Растут горы мусора, разводятся и плодятся крысы и мухи. К сожалению, санитарно-эпидемиологическая служба остается к этому глухой и безучастной, - сказал П. Афанасьев.

ЭПИДСИТУАЦИЯ

Отдельно затронули вопрос, касающийся коронавирусной инфекции. В СКО общее количество коек КВИ-ин-фекционных отделений составляет 859. А всего с учетом резервных в области имеется 2823 койки. При этом в конце прошлой недели пресс-служба ведомства сообщала, что из инфекционного стационара выписали последнего пациента.

Продолжается кампания вакцинации и ревакцинации населения. Первую дозу вакцины получили почти 304 тысячи североказахстанцев, из них полный курс завершила 291 тысяча человек. Ревакцинировано почти 100 тысяч человек.

По данным департамента статистики, за 2021 год от КВИ в области умерло 437 человек. Пик пришелся на август, октябрь и ноябрь, когда заболеваемость и смертность от КВИ составляла свыше 70 человек в месяц. В возрасте старше 60 лет умерло 320 человек, или 78,4%. Почти все пациенты имели сопутствующие заболевания.

Поговорили и о профилактике других инфекционных и опасных заболеваний. По данным главного санврача региона Асета Жуматаева, эпидемиологическая ситуация по большинству инфекций остается стабильной. Но отмечается рост показателей по заболеванию острыми кишечными инфекциями, сибирской язвой, гнойным менингитом, столбняком, острыми вирусными гепатитами, клещевым вирусным энцефалитом и сифилисом, педикулезом и т.д. При этом не все жители торопятся ставить прививки, чем только усугубляют ситуацию.

- В области за 2021 год достигли требуемого охвата иммунизацией целевых групп населения, вакцинацией против дифтерии, коклюша, столбняка, законченной вакцинацией против вирусного гепатита В, гемофильной инфекции, кори, краснухи и эпидемического паротита, - рассказал А. Жуматаев.

При этом он отметил, что не достигли необходимого порога по вакцинации против полиомиелита и пневмококковой инфекции. В области зарегистрировано 375 отказов от профилактических прививок детей до 18 лет, 109 из которых в дальнейшем все-таки привили.

- В прошлом году отсутствовала регистрация случаев вакциноуправляемых инфекций, за исключением одного случая столбняка в районе им. Г. Мусрепова. Также зарегистрирован один случай заболевания сибирской язвой в Акжарском районе. Уровень заболеваемости туберкулезом снизился на 15%, зарегистрировано 183 вновь выявленных случаев. В целом эпидемиологическая ситуация по большинству инфекционных заболеваний и особо опасных инфекций остается стабильной, - сказал А. Жуматаев.


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"Медицина хромает"
28.04.22

Поделиться статьёй: