В Северном Казахстане незаконно выдали разрешения на вырубку нескольких тысяч кубометров леса

Полигоны ТБО не отвечают необходимым требованиям, а выбросы ими вредных веществ в атмосферу превышают допустимые нормы и пределы. Но самое главное - выплаченные штрафы за совершенные правонарушения не всегда идут на восстановление ущерба, нанесенного окружающей среде. Об этих и других экологических проблемах региона говорили на брифинге по результатам внешнего анализа коррупционных рисков в сфере экологии.

Департамент Агентства РК по противодействию коррупции по СКО провел анализ таких рисков в деятельности Северо-Казахстанской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира и департамента экологии по Северо-Казахстанской области. Выяснилось, что в некоторых случаях сотрудники этих ведомств могут принимать решения «на свое усмотрение», тем самым сгладив вину, а то и вовсе уведя от ответственности лицо, совершившее правонарушение.

Например, госинспектор территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира наделен полномочиями самостоятельно изымать незаконно добытые объекты животного мира. Он же самостоятельно рассчитывает причиненный государству ущерб и в дальнейшем привлекает нарушителя к ответственности с выбором наказания. Однако первый заместитель руководителя департамента Агентства РК по противодействию коррупции по СКО Нурлан Жахин считает такой подход неправильным и предлагает наряду с полицейскими оснастить инспекторов видеокамерами. Тогда уже точно ничего не скроешь.

- Так в 2019 году на территории Северо-Казахстанской области было зарегистрировано 12 фактов уголовных правонарушений с причиненным ущербом на сумму 28,2 млн. тенге, из них возмещено только 3,5 млн. тенге, - рассказал Нурлан Жахин. Со слов егерей, так происходит потому, что не отработано взаимодействие с органами досудебного производства. Но самое главное - они не всегда могут установить виновных.

Он привел пример, что до сих пор не найдены лица, незаконно отстрелившие на территории Жамбылского рай-она пять особей дикого кабана. Примечательно, что во время охоты браконьеры использовали различные модификации автомата Калашникова. Сумма ущерба составила порядка 4,5 млн. тенге.

Такие случаи возможны, потому что пока в регионе «хромает» техническое оснащение инспекторов и егерей. Оно, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Но ситуация должна кардинальным образом поменяться уже в этом году. По словам руководителя Северо-Казахстанской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Ережепа Жанатаева, в 2020 году на эти цели выделены «небывалые средства».

- Должны выдать семь единиц легкового автотранспорта. 41 млн. тенге выделяют на закуп планшетов и другого оснащения для инспекторов. Также выдадут четыре мощных снегохода объемом двигателя 1200 кубов. Каждый инспектор будет обеспечен видеокамерой, - рассказал глава ведомства.

ПРОДОЛЖАЕМ ЗАГРЯЗНЯТЬ

Аналогичной функцией по расчету и возмещению причиненного ущерба также наделены и инспекторы экологического контроля. По итогам проверки нарушителей привлекают, фактически не подтверждая, какой реальный вред они нанесли окружающей среде. Кроме того, «благодаря» несовершенству нормативно-правовой базы, не предусмотрен расчет ущерба горения лесных массивов, полигонов ТБО, несанкционированных свалок. Это позволяет оставаться безнаказанными за систематические нарушения. То есть не возмещать ущерб за выбросы в воздух продуктов горения. Но такие послабления действуют не для всех.

Так, ТОО «КазДрев Уголь» возместило ущерб за превышение норм в воздухе по оксиду серы и азота при производстве древесного угля в размере 59953 тенге, а для ТОО «Кызылжар Тазалык» с постоянно тлеющим полигоном ТБО расчет ущерба не предусмотрен. А ведь именно последнее предприятие – основной источник запаха и причина появления дымовой завесы в городе.

В прошлом году на ТОО проводились внеплановые проверки, где выяснилось, что к возгоранию приводит несоблюдение технологии складирования твердых бытовых отходов. Были внесены предписания для уст-ранения нарушений, но они не исполняются из-за отсутствия технической оснащенности предприятия. В общем, на него наложили штраф в размере порядка 500 тысяч тенге, но проблема от этого не решилась. И вряд ли когда-то решится, если свою лепту не внесут местные исполнительные органы.

Аналогичная ситуация и в Бескольском сельском округе Кызылжарского района, где существует несанкционированная свалка с периодическим тлением ТБО. Впрочем, такой проблемной свалкой она стала относительно недавно и, как считают представители антикоррупционного ведомства, «благодаря» преднамеренному уходу от ответственности отдельных должностных лиц.

Дело в том, что изначально аким района выделил сельскому округу два земельных участка. На одном из них уже располагались бытовые отходы, а на втором должен был быть построен полигон для ТБО. Однако акимат Бескольского сельского округа своевременно не зарегистрировал эти участки в управлении юстиции. А затем и вовсе отменил постановление о передаче участка с ТБО, оставив себе только один – свободный от отходов.

Эти факты стали известными при привлечении к административной ответственности должностного лица Бескольского сельского округа за нарушение норм экологического законодательства. Они свидетельствуют о том, что местные исполнительные органы не желают решать проблемы, связанные с хранением и утилизацией ТБО. Сейчас материалы по итогам анализа направлены в областную прокуратуру и департамент юстиции.

По словам руководителя департамента экологии Ерболата Умарова, на территории СКО существует 458 условно организованных свалок (из которых только 265 оформлены в земельные участки) и 17 действующих полигонов ТБО. В регионе постоянно ведется работа по обнаружению и ликвидации несанкционированных свалок. В прошлом году по результатам четырех проверок выявили 854 несанкционированных места размещения отходов. Из них в 2019 году ликвидировано 213, или 25%. К административной ответственности привлечены 8 акимов сельских округов, три заместителя акимов районов и заместитель акима города Петропавловска. И эта работа продолжается.

Кстати, руководитель ведомства также сообщил, что проблема организации полигона ТБО в Кызылжарском районе сдвинулась с мертвой точки. На эти цели были выделены дополнительные средства.

А ЗАЧЕМ ПЛАТИТЬ?

Но самое печальное, что взыскиваемые суммы поступают в бюджет страны и расходуются не на конкретный регион и конкретно на восстановление экологии, а могут быть потрачены на различные нужды государства. Да и взыскать ущерб удается далеко не всегда.

Так, в 2019 году департаментом экологии был рассчитан ущерб на сумму более 58 млн. тенге, из них добровольно оплачено только порядка 12 млн. и около 7 млн. тенге находится на принудительном взыскании через судоисполнителей.

Более половины от общей суммы, то есть свыше 30 млн. тенге, составляет ущерб, причиненный ГКП на ПХВ «Очистные, водоотводные и водопропускные сооружения» акимата г. Петропавловска в результате самовольного сброса сточных вод с загрязняющими веществами в р. Ишим в объеме более 150 тысяч кубических метров. Однако исковое производство в отношении этой организации не проводится в связи с ее ликвидацией, хотя предприятие должны были ликвидировать еще в декабре 2018 года. А потому департаменту экологии было рекомендовано до 31 марта инициировать исковое производство в судебном порядке.

Ерболат Умаров рассказал, что ведомство уже направило письмо на имя акима города Булата Жумабекова с требованием добровольно возместить сумму нанесенного ущерба. Он также подчеркнул, что в случае отказа материалы будут переданы в суд. Ущерб в любом случае взыщут, пусть даже в судебном порядке. Срок исковой давности этого дела по Гражданскому кодексу еще не истек. Так что проблем не возникнет.

ЛЕС РУБЯТ – ЩЕПКИ ЛЕТЯТ

По словам Ережепа Жанатаева, лесной массив нашего региона насчитывает 537 га. Они находятся в ведомстве 19 лесовладельцев. В 2019 году в СКО было зафиксировано 57 случаев самовольной вырубки, в девяти из них виновных установить не удалось. Дела переданы в районные отделы полиции. По остальным приняты законные меры.

Скрыть преступление в любом случае не удастся. Ведь если срубить дерево, от него обязательно останется пень. А потому и «замести следы» никогда не представляется возможным. Вырубку в любом случае обнаружат, виновных накажут. Во всяком случае, постараются это сделать. Надеяться на то, что в отдаленных районах, в глубине леса или, наоборот, на опушке, никто не бывает и пропажу не заметят, сегодня бессмысленно. Слежение за состоянием зеленого фонда сейчас осуществляют из космоса. Сравнив картинки, даже невооруженным глазом можно увидеть, что чего-то здесь не хватает.

- По снимкам из космоса установили факты незаконной вырубки леса в Аккайынском районе (170 кубометров). Интересно, что сделал это специалист лесного хозяйства, воспользовавшись отдаленностью участка. Этот сотрудник, конечно, был уволен, он добровольно возместил сумму ущерба государству и учреждению. Аналогичный случай произошел в Кызылжарском районе, где вырубили более 300 кубометров древесины. Снимки позволяют определять даже небольшие объемы вырубки. Например, в районе Шал акына обнаружили вырубку трех кубов леса. Разрешительных документов не было. Виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, - рассказал Е. Жанатаев.

Есть и другие примеры, когда на зеленые насаждения покушаются не только рядовые граждане, но и сами «защитники леса»: в 2019 году в производстве антикоррупционной службы находились уголовные дела в отношении сотрудников КГУ «Лесное хозяйство «Кызылжарское», подведомственной организации управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата СКО. Лесники с целью личной наживы отдавали под сплошную санитарную вырубку фактически здоровый и качественный лес.

Так, директор одного из ТОО за 225 тысяч тенге оформил правоустанавливающие документы на беспрепятственную вырубку 600 куб. м древесины в Соколовском лесхозе. В результате суд обязал директора лесхоза выплатить штраф в размере 6,75 млн. тенге, а также лишить его права занимать определенные должности. Предприниматель же отделался просто штрафом порядка 3,5 млн. тенге.

А вот директора КГУ «Лесное хозяйство «Кызылжарское» за аналогичное правонарушение приговорили к 6 годам лишения свободы с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления. На его счету, кстати, не одна провинность. Он получил 951 тыс. тенге за выдачу разрешения на вырубку древесины площадью 1,5 тыс. куб. м. Кроме того, за аналогичное разрешение от индивидуального предпринимателя получил 280 тыс. тенге за 468 куб. метров древесины.

- Приведенные факты свидетельствуют о наличии коррупционных предпосылок в системе лесопользования и необходимости строгого контроля со стороны инспекции, - сказал Н. Жахин. Он также подчеркнул, что до сих пор процедуры согласования перевода земель лесного фонда в иную категорию осуществляются напрямую путем подачи письменного обращения. Это создает коррупционные риски, а потому эту услугу необходимо перевести в цифровой формат.


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"Природа - это вам не шутки"
19.03.20

Поделиться статьёй: