В селе Покровке Пригородного сельского округа прошли состязания наездников - кокпар

В них участвовали всадники из Аккайынского, Есильского, Жамбылского, Айыртауского, им. Габита Мусрепова и Мамлютского районов.

Аксакал села Закир Мухаметкулов рассказал гостям праздника, что идея возродить традиционную народную игру принадлежит переселенцам с юга и ранее прибывшим в село кандасам, которые решили в честь знаменательных дат района организовать это мероприятие. Все они - большие труженики: работают на земле, занимаются животновод-ством. А еще бережно и трепетно относятся к традициям и обычаям предков, стараются сохранить и передать их будущим поколениям как бесценную реликвию богатого культурного наследия своего народа.

Вначале по казахской традиции гостеприимства был устроен той в этноауле «Жас каиң», где в четырех юртах накрыли щедрые дастарханы с угощениями для приглашенных. Подкрепившись бесбармаком, пловом, чаем из самовара с баурсаками и сладостями, участники конных состязаний приступили к экипировке. Мужчины переодеваются в специальную одежду - высокие кожаные сапоги с защитой для коленей, которые при необходимости дополнительно фиксируют, перематывая наколенники закрепляющим материалом. Колени - одно из самых травмируемых мест кокпаршы. Можно надевать под одежду специальные щитки, чтобы себя обезопасить. Еще один немаловажный элемент снаряжения - это борик, традиционная казахская шапка, которая защищает голову всадника при падении на землю.

Готовят и лошадей, на которых отрабатывают специальные приемы, требующие силы, ловкости и скорости.

Напомним, что кокпар - одна из древнейших конных игр тюркских народов. Ее суть заключается в том, что наездники пытаются завладеть тушей козла и отвезти ее в назначенную точку, например, в свой аул, или же забросить в казандык - так называются своеобразные ворота. История кокпара насчитывает тысячи лет, но точных дат его появления никто не знает. В древности игра носила не только развлекательно-спортивный характер, но имела и практическое назначение как тренировка наездников и лошадей перед участием в битвах. Учитывая вес туши, который может достигать 50-70 килограммов, а также быстрый темп игры, упражнялись одновременно как наездники, так и скакуны. Нарабатывались навыки борьбы верхом на конях, управления ими в экстремальных условиях настоящего сражения.

В те времена в состязаниях одновременно могли принимать участие сотни и даже тысячи наездников, каждый из них стремился завладеть тушей - такой вариант кокпара называется «жаппай кокпар». На юге Казахстана он практикуется до сих пор. Чаще всего такие игры организуются на близлежащих к аулам крупных полях и жайляу.

…И вот наступило время состязаний. Всадники собрались на широком поле на въезде в Мамлютку. Рядом не должны стоять зеваки, так как стремительный бег лошади все сметает на своем ходу, поэтому близко стоящих просят отойти на безопасное расстояние. Десятки всадников готовы ринуться в бой. Заинтригованы будущим состязанием и болельщики - местные мальчишки и старшего возраста аульчане, наблюдающие за происходящим на высоком и большом, вместительном кузове «КАМАЗа», борта которого украшают яркие баннеры с названием мероприятия. Происходящее фиксируется как на многочисленные фотокамеры, так и с помощью квадрокоптера, появившегося в небе над широким полем.

Всего участвует в игре 20 наездников.

Самый опытный из их числа - Нуржаик Иманжанов из Жамбылского района, который выступал на коне по кличке Таскын. Любовь к народным играм мужчине привил отец, состязаниями занимается с 6 лет. Успешно выступает как в региональных играх, так и в республиканских, которые проводятся в Шымкенте, Жамбыле, Кызылорде. Кроме того, побеждал в байге, в аударыспаке - еще одном конном виде спорта. Является профессиональным коневодом и сам разводит породы спортивных лошадей для выступлений. Дело отца и деда продолжает дочь Еркегуль, активно участвующая в конных народных играх.

…Игра началась. Бросается тушка животного - козла, и каждый из участников борется за то, чтобы ухватить его с места и доставить в условный круг. Тот, кто это сделает, получает премию, которая раз за разом растет. Общий призовой фонд составляют 800 тысяч тенге и четыре барана.

Как такового одного победителя в игре не определяют, каждому всаднику хотя бы раз удается удостоиться аплодисментов зрителей и вознаграждения.

Кокпар продолжался до вечера. Этот сентябрьский день выдался солнечным и теплым, что позволило собрать много участников и болельщиков, сделать мероприятие зрелищным.

Думается, конные состязания станут в районе традиционными и положат начало возрождению различных видов народных игр, займут свою достойную нишу в современной жизни сельчан, обогащая ее новыми впечатлениями и победами.


Халида Шагвалеева
газета "Северный Казахстан"
"Ловкость, сила, азарт"
10.09.22

Поделиться статьёй: