В проектном офисе «Қызылжар - адалдық алаңы» обсудили экологические проблемы региона

В каждом регионе и городе есть такие экологические «изюминки», которые испортят любой кекс. СКО - не исключение.

По правилам и нет

Пожалуй, тема номер один на каждом «круглом столе» и в каждой дискуссии об экологии СКО - это отходы. Экологи региона проблемы не скрывают, признают, что большая часть свалок СКО не оформлена должным образом, да и с законными полигонами проблем хватает.

В области насчитывается 459 организованных мест размещения отходов. Из них только 17 имеют разрешительные документы и все нормативно-правовые акты, 252 участка имеют только госакты на землю, - рассказал Азамат Бауржанович. - Эта проблема находится в реестре и широко освещается на всевозможных площадках.

Возле Петропавловска - два полигона ТБО (один в районе села Шаховского - в доверительном управлении ТОО «Кызылжар тазалык», второй немного дальше от города и меньшего размера - в ведении ТОО «Дорожник»). По признанию А. Бектасова, чаще всего на задымление и горение на большом полигоне жалуются жители «Береке» и Рабочего поселка. Напомним, полигону уже 24 года, он заполнен на 75%. Нижний слой отходов постоянно тлеет.

Поступило порядка пяти письменных и более 10 устных обращений. По всем фактам назначается внеплановая проверка, все факты подтвердились, наложены административные санкции и предписания об их устранении. Сам факт горения происходит потому, что не соблюдается технология захоронения. Есть санитарные правила по захоронению отходов. Их нужно уплотнять, засыпать инертными материалами зимой раз в неделю, летом – чуть ли не каждый день. Это нужно для того, чтобы перекрыть доступ кислорода, - рассказал А.Бектасов. - Поджоги ни одна из служб на полигоне не фиксировала. В журнале, который ведется на полигоне, практически на каждой строчке написано «самовозгорание». У ТОО «Кызылжар тазалык» есть карьер для добычи грунта, который можно использовать в качестве инертного материала, но отсутствует техника. Нет средств. Мы неоднократно писали письма акиматам города и области, ведь это экологическая проблема. Поступает много нареканий со стороны жителей. Однако работа по выделению денег или техники ведется слабо. Мы также предлагали организовать на полигоне снежную свалку, чтобы частично решить проблему.

Не стоит думать, что дальше предупреждений в отношении ТОО «Кызылжар тазалык» дело не двигается: в прошлом году провели четыре проверки на полигоне, выносили предупреждения, а после уже суд наложил штраф на организацию.

Уже этим летом в работе полигона должны произойти существенные перемены: здесь заработает сортировочная линия. Так как по закону запрещено складировать отходы из пластика, полиэтилена, макулатуры, стекла на полигонах, их будут сортировать, чтобы отправить на переработку.

Азамат Бауржанович также рассказал о том, что сейчас в рамках обсуждения проекта Экологического кодекса есть предложение изменить требования к сельским свалкам. Ведь их организация и законное оформление стоят немалых денег, но при введении моратория на захоронение отходов, которые можно повторно перерабатывать, на таких свалках останется, по сути, только органика.

Дышите, не дышите...

На заседании проектного офиса его руководитель Амангельды Сатанов поднял еще одну важную тему - загрязнение городского воздуха выхлопными газами автобусов и маршруток.

Азамат Бауржанович пояснил, что активное обсуждение вопроса в соцсетях - это не повод для проверки госоргана.

Государственный экологический контроль проводится по Предпринимательскому кодексу, в нем пошагово расписано, как проводится проверка. Специалисты департамента не могут по негативным публикациям в соцсетях взять лабораторию и остановить транспорт, провести замеры. Любое проверочное действие регистрируется в уполномоченном органе. В 2018 году предъявили 15 административных штрафов за превышение дымности, в 2019-м выявили только два таких факта, - рассказал он. Снижение цифр не означает, что наши автобусы стали новее или экологичнее. Просто оборудование лаборатории госоргана устарело: по новому госстандарту приборы для замеров должны относиться к нулевому и первому классам точности (для бензиновых двигателей). У наших экологов оборудование второго класса, поэтому теперь они могут замерять только выхлопы двигателей на дизеле (для них требования не изменились). Еще одно ограничение связано с нашим климатом - при температуре ниже -5 градусов прибор для замеров попросту не работает.

Новое оборудование уже внесли в список госзакупок на этот год, но пополнят ли они лабораторию, пока не известно, ведь департамент финансируется из республиканского бюджета.

Впрочем, в мае экологи в любом случае выйдут на совместное оперативно-профилактическое мероприятие «Чистый воздух» с местными полицейскими. Ожидается, что замеры будут делать на конечных остановках в течение месяца, это позволит выявить и нарушителей-рецидивистов.

Ну и запах...

И, конечно, «ароматная вишенка» на торте экологических проблем города - это Поганка (накопитель сточных вод), зловоние от которой особенно разносится весной.

Зимой биопруд покрывается коркой льда, во время таяния лед опускается вниз, иловый осадок поднимается вверх. В результате весь город чувствует запах от залповых выбросов сероводорода, - рассказал А.Бектасов. - Мы проводили замеры с апреля по июнь, постоянно наблюдалось превышение по сероводороду, мониторинговые станции Казгидромета тоже его фиксируют. В 2018 году Петропавловск даже отнесли к ряду самых загрязненных городов из-за этого показателя (было зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации сероводорода в 3600 раз), мы оказались на уровне с Темиртау.

По словам заместителя руководителя управления, решить эту проблему должна была модернизация канализационно-очистных сооружений ТОО «Қызылжар су» (биопруд - на их балансе), в рамках которой была бы налажена механическая и биологическая очистка сточных вод, но средств на завершение проекта не хватило. Эксперты утверждают, что все предлагаемые способы очистки водоема стоят колоссальных денег, речь о сотнях миллионов и даже миллиардах тенге.

А североказахстанские ученые предложили свой вариант решения проблемы. Директор ТОО «Научно-технологический центр воды» Александр Рейбандт рассказал о разработках, которые позволят устранить запах сероводорода и изменить состав воды в накопителе.

- В «Кызылжар су» сначала все приняли скептически, устроили нам несколько проверок. Но сейчас мы пришли к тому, что способ рабочий, теперь отрабатываются механизмы финансирования. Суть нашей технологии состоит во внесении в биопруд определенного штамма микроводорослей (водоросли есть в каждой луже, пруде, котловане). Наш штамм приспособлен именно к воде в биопруде, - рассказал Александр. - Водоросль вносится зимой под лед, не позже марта. После того как лед сходит, она ест вредные вещества, перерабатывает и, как любое растение, поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Он вступает в реакцию с сероводородом и нейтрализует его. Механизм довольно простой. Штамм работает, у нас были натурные эксперименты в баках с водой, которые стояли под открытым небом. Размножается водоросль быстро. Через 25-27 дней ее будет в достаточном количестве - и она начнет работать. Дальше все будет зависеть от того, насколько загрязнен биопруд.

Цена вопроса - 48,2 миллиона тенге. И проблема с дурным запахом, по словам ученых, будет решена раз и навсегда (для этого потребуется единичное внесение). Теперь главное - найти деньги.

- Минимальная сумма для очистки водоема от илового осадка - 6-18 миллиардов тенге. С этим методом одна из экологических проблем решится, - комментирует замруководителя областного департамента экологии Азамат Бектасов. - Ежегодно в бюджет области по платам за эмиссию в окружающую среду поступает 1,8 млрд тенге. Из этой суммы, думаю, возможно выделить необходимые средства.


Наталья Чумакова
газета "Северный Казахстан"
"Есть поводы поволноваться"
13.02.20

Поделиться статьёй: