В причинах ЧП на Петропавловской ТЭЦ-2, из-за которого погиб человек, разбираются в суде

Подсудимых трое, это - директор теплоцентрали, главный инженер и начальник котельного цеха, проработавшие в этих должностях меньше года. Само же акционерное общество «Севказэнерго» признано пострадавшей стороной.

Напомним, 20 марта прошлого года в Петропавловске отвалилась верхняя часть одной из трех труб ПТЭЦ-2 (трубы №1) на отметке от 95 до 105 метров. В результате повредилась часть строений и оборудования теплоэлектроцентрали, нарушилось теплоснабжение жилых домов Петропавловска, генерация электроэнергии снизилась с 207 МВТ до 61. А самое главное – погиб человек, машинист-обходчик котельного цеха ПТЭЦ-2 Наталья Чефонова. Ее мама и супруг признаны потерпевшими по делу. Как и само и АО «Севказэнерго», единственным учредителем которого является АО «Центрально-Азиатская Электроэнергетическая Корпорация».

В уголовном деле указано, что одним из структурных подразделений АО «Севказэнерго» является «Петропавловская теплоэлектроцентраль - 2» (ПТЭЦ-2), расположенная по адресу: СКО, г. Петропавловск, ул. Я. Гашека, 28. Это основной источник тепловой и электрической энергии Северо-Казахстанской области. Теплоцентраль состоит из 19 различных корпусов и цехов, в которых расположены 12 котлоагрегатов, а также имелись три дымовые трубы, каждая высотой 150 метров от земли. Руководителями ПТЭЦ-2 являются директор и главный инженер.

«Дымовые трубы ПТЭЦ-2, в том числе и дымовая труба № 1, являются оборудованием котельного цеха, - отмечено в деле. - К котельному цеху также относятся котлоагрегаты, как основное оборудование, а также газоходы и борова от дымовых труб, здание котельного цеха и другие здания и сооружения. Котельный цех является самостоятельным структурным подразделением ПТЭЦ-2 АО «Севказэнерго»».

***

Итак, за все случившееся отвечают не хозяева, не учредители, а начальник котельного цеха, главный инженер и директор ПТЭЦ-2. Надо сказать, что все трое подсудимых проработали в своих должностях меньше года. 60-летний Ержан Конырбаев был назначен на должность директора ПТЭЦ-2 в мае 2021 года, то есть занял это кресло примерно за 10 месяцев до ЧП. 52-летний Сергей Торохтий стал главным инженером теплоцентрали и того позже, в октябре 2021 года, а 34-летний Сергей Марченко начал исполнять обязанности начальника котельного цеха с 1 сентября 2021 года.

Но именно их обвиняют в обрушении железобетонной дымовой трубы, которая была введена в эксплуатацию в 1961 году и «перерабатывала» положенный ей срок примерно лет десять. Последнее ее техническое обследование было в 2013 году, по его результатам в период с 2014-го до 2017 год включительно проводились ремонтные работы по устранению выявленных недостатков. Однако в последующем обследование технического состояния дымовой трубы № 1 не проводилось.

В отопительный сезон 2021-2022 годов эта дымовая труба осуществляла удаление продуктов горения от четырех котлоагрегатов (№ 1, 3, 4, 5), второй котлоагрегат с мая 2021 года был выведен на реконструкцию. Из-за неудовлетворительного состояния котлов происходили их частые аварийные остановки и простои, связанные с ремонтом. Так, почти 2,5 месяца из шести на дымовую трубу № 1 работало 1-2 котлоагрегата, что привело к ухудшению аэродинамических и температурно-влажностных режимов её работы, возникновению и ускорению протекания низкотемпературной коррозии, ведущей к разрушению футеровки и железобетонного тела трубы.

Кроме частых аварийных остановок котлов, наблюдалось снижение температуры и объема уходящих газов ниже нормы. Несоблюдение температурного режима по температуре точки росы давало значительное увеличение количества конденсата, образовывающегося в газовом тракте и в дымовой трубе. Конденсат при взаимодействии с оксидом серы (составляющая часть дымовых газов) образовывал серную кислоту, которая значительно увеличивает скорость коррозии стальной конструкции дымовой трубы. При прохождении влаги через бетон в холодный период, она кристаллизировалась в лед, оказывая разрушающее воздействие на бетон.

«В ноябре 2021 года при отрицательной температуре окружающей среды с наружной стороны трубы стал образовываться конденсат, который преобразовывался в лед в виде вертикальных потеков, - отмечено в обвинительном акте. - При повышении температуры они исчезали (таяли и высыхали), данный факт был виден невооруженным глазом».

С января до конца февраля 2022 года на дымовой трубе наблюдался рост площади образования конденсата в виде мокрых пятен по наружной окружности трубы на высоте от 100 до 150 метров. С конца февраля до 20 марта практически весь пик дымовой трубы на высоте от 95 метров вверх до высоты 150 метров по всей окружности стал мокрым по причинам, указанным выше. Данное явление наблюдали все работники ПТЭЦ-2, так как это было очевидно, тем более, что на двух других дымовых трубах таких явлений не было.

***

Все трое подсудимых обвиняются в недобросовестном отношении к своим обязанностям.

«Конырбаеву было достоверно известно о выделении водяного конденсата на дымовой трубе №1, о данном факте ему в устной форме докладывали его подчиненные сотрудники, а именно главный инженер, заместитель главного инженера, начальник управления безопасности и охраны труда и другие лица, с целью принятия Конырбаевым в силу занимаемой им должности первого руководителя станции и его должностных возможностей каких-либо организационно-распорядительных мероприятий, направленных на установление причин образования водяного конденсата и наледей на дымовой трубе, - указано в обвинении. - В свою очередь Конырбаев, являясь ответственным должностным лицом станции, имея высшее техническое образование, большой опыт работы на энергетических предприятиях РК, общий трудовой стаж в 42 года, из них 33 года в области энергетики, в том числе на руководящих должностях, действовал халатно. Достоверно зная о частых аварийных остановах котлоагрегатов, подключенных к дымовой трубе №1, должным образом не изучил проблему образования конденсата на дымовой трубе и возможные последствия, ограничившись лишь устным обсуждением возникшей проблемы с Торохтием и другими лицами. При надлежащем выполнении Конырбаевым своих должностных обязанностей он должен был дать распоряжение своим подчиненным либо лично изучить образовавшуюся проблему, для чего тщательно изучить Производственную инструкцию по эксплуатации железобетонной дымовой трубы и газоходов (ИП 28.007/03), техническую документацию, проанализировать выполненные ремонтные работы на дымовой трубе №1, проверить соблюдение режима работы котлов. Однако Конырбаев, действуя халатно и безответственно, довольствовался лишь установлением того факта, что на лето 2022 года, согласно инвестиционной программе АО «Севказэнерго», запланировано техническое обследование трех дымовых труб. Действуя самонадеянно, он не сообщил руководству АО «Севказэнерго» о появлении аномального водяного конденсата, а также не отдал распоряжение подчиненному персоналу станции на выводе трубы в ремонт либо временном приостановлении её эксплуатации для определения причин образования водяного конденсата. То есть Конырбаев не провел мероприятия, направленные на снижение опасностей и рисков».

Главный инженер Торохтий, по мнению следствия, достоверно зная о частых аварийных остановках котлоагрегатов, подключенных к трубе №1, что влияло на перепады температуры в ее стволе, также ограничился устным докладом директору теплоцентрали, действовал халатно и безответственно, и, «нарушая требования должностной инструкции, предполагая возможные риски, не настоял перед руководством «Севказэнерго»…».

Примерно такая же оценка дана действиям начальника котельного цеха Марченко: «в связи с ненадлежащим выполнением должностных обязанностей, должностной инструкции произошло обрушение трубы, повлекшее смерть человека и иные тяжкие последствия в виде аварии».

Что грозит подсудимым, если их признают виновными? Статья 254 УК РК предусматривает наказание в виде ограничения свободы до пяти лет или лишения свободы на такой же срок. Но приговор еще не вынесен и о вине подсудимых говорить вообще еще рано.

***

В обвинительном акте содержится заключение эксперта №252 от 29.07.2022 года, где указаны причины и механизм обрушения верхней части дымовой трубы №1 ПТЭЦ-2.

«При эксплуатации дымовой трубы не соблюдались сроки планово-предупредительных ремонтов и сроки проведения очередного обследования, - указали эксперты. - Не соблюдался режим работы котлов в части температуры уходящих газов за котлами. Высокая аварийность котлов и частые пуски с использованием мазута после аварийных остановок. Это привело к ухудшению условий работы газового тракта и дымовой трубы в отношении образования конденсата и низкотемпературной коррозии».

Здесь же указано, что последнее техническое обследование 150-метровой трубы, которую ввели в эксплуатацию больше 60 лет назад, было в 2013 году, и осуществляло его ТОО «Промышленное обследование». На основании результатов обследования (технического отчета) с 2014 года по 2017 год должны были устранить все выявленные недостатки.

Как указано в заключении, «определить экспертным путем, устранены ли АО «Севказэнерго» дефекты футеровки звена дымовой трубы, на котором произошло обрушение, отраженные в техническом отчете № 19/2013 ТОО «Промышленное обследование», не представилось возможным по причине ее обрушения на момент проведения осмотра». Здесь же говорится, что «безаварийная эксплуатация трубы без устранения дефектов и повреждений, выявленных в 2013 году, была бы невозможна».

«Установить, чем обусловлено несоответствие класса железобетона ствола трубы проектному - применение при строительстве бетона не соответствующего класса, воздействие агрессивной среды на протяжении длительного периода, превышение нормативного срока эксплуатации - не представляется возможным, - отмечено в документе. – Это связано с превышением нормативного срока эксплуатации исследуемого объекта и невозможностью проверки прочности бетона на момент ввода объекта в эксплуатацию, также согласно представленным данным «прочность бетона ствола трубы имеет значение, близкое к проектной и нормативной только в середине поперечного сечения ствола трубы».


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Дело о рухнувшей трубе"
23.03.23

Поделиться статьёй: