В ПЛЕНУ НЕТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМА: КАК ДОЧЬ СТАЛА САЛАФИТКОЙ

С решениями, которые принимают дети, родители часто не согласны. Но что делать, если дети добровольно становятся сторонниками салафизма? История одной семьи.

Нет, такого не пожелаешь ни одной матери. У входной двери стояла классный руководитель Назима Сапарбековна, которая сообщила, что ее дочь стала проявлять интерес к салафитской идеологии. Но именно это и произошло с Алией Осиповой. Сейчас женщина с ужасом вспоминает тот день, когда это случилось. Однако, это была не единственная ситуация, которую пришлось пережить Алие Осиповой. Ее дочь стала сторонницей салафизма, решила носить никаб - мусульманскую одежду, закрывающую лицо. Затем она начала искать мужа, который разделял бы ее религиозные взгляды, на интернет-сайтах и, в конечном итоге, даже поговаривала о выезде в мусульманскую страну.

История Томирис

Алие Курманове чуть больше 60 лет. Она врач. Живет в одном из городов Северного Казахстана. Женщина участвует в одном из проектов, направленных на предотвращение радикализации подростков.

«Молодые люди должны включить мозг, чтобы никто не смог их уговорить встать на этот опасный путь», - говорит Алия. Она имеет ввиду то, что «радикализация может привести к полной изоляции и распаду семьи», - говорит Алия. В понимании Алии, радикализация – это проявление крайних и нетерпимых взглядов в Исламе и, в первую очередь, это связано с приобщением к салафизму.

Ее семье этого избежать не удалось. Алия Осипова постоянно поддерживает контакт со своей дочерью Томирис. Они каждый день разговаривают друг с другом по телефону, находятся в постоянном контакте через социальные сети, приезжают друг к другу в гости. Но так было не всегда. Были этапы, когда дочь Алии прекращала с ней контакт. На протяжении месяцев мать ничего не знала о том, что происходит с Томирис.

Приход к салафизму

Причиной того, что Томирис, которой сейчас 27 лет, еще в подростковом возрасте обратилась в нетрадиционное течение ислама, ее мать Алия называет «травматические события в истории семьи». Было это связано с уходом отца из семьи. Особенно сильно об этом переживала Томирис, которая являлась самым маленьким ребенком. Со слов Алии, после ухода мужа, жить стало труднее, денег не было, приходилось много работать. Три дочери, которых воспитывала Алия, были предоставлены сами себе. В школе дети насмехались над Томирис, говорили, что ее мать неудачница, раз мужчина бросил ее. Это очень сильно повлияло на 12-летнюю Томирис. С тех пор красной нитью в жизни Томирис проходит желание находиться под защитой, быть в безопасности.

«Она вбила себе в голову, что должна принять ислам, потому что эта религия якобы обеспечит ей большую защиту, чем та, в которой она выросла» - жалуется Алия.

Сначала это происходило тайно. «В ее окружении были только девочки из мусульманских семей, имеющие непосредственное отношение к казахской культуре», - рассказывает Алия Осипова.

Когда в 14 лет Томирис решила читать намаз и носить хиджаб, в семье начались конфликты. «У Томирис есть две сестры. У нас были постоянные дискуссии, ссоры. Она обзывала нас «неверными». Всегда носила с собой Коран или книги о том, какой должна быть жена-мусульманка», - рассказывает мать Томирис. Алия не могла понять, что случилось и откуда эти мысли у Томирис. Со слов Алии, она признавала, что мало времени уделяла дочери, так как приходилось много работать, но она никогда не учила такому свою дочь. Позже стало известно, что Томирис посещала мечеть, где и познакомилась с так называемыми "сестрами по вере". Они то и объяснили и научили ее, как надо жить по Исламу, кто правоверный, а кто нет.

Вскоре девушка покинула родительский дом. Она вышла замуж за парня из турецкой семьи. Но этот брак быстро распался, вспоминает Алия Осипова: «Для мужа она была недостаточно послушной. И она снова вернулась к нам домой. Тогда мы подумали, что наконец все закончилось. Она взялась за ум. Но нет. Это был не тот случай».

Томирис начала искать мужа в интернете. Но такого, который бы разделял ее салафитские взгляды. Ситуация в семье вновь накалилась. Мы отобрали у нее телефон. Она в ответ бросила учебу за несколько недель до окончания колледжа. Затем Томирис во второй раз ушла из дома. «Спустя короткое время мы узнали, что она живет недалеко от Павлодара и там вышла замуж за салафита. На тот момент она уже носила никаб», - продолжает свой рассказ Алия Осипова.

Сейчас у Томирис двое детей. Она ждет третьего. Мать рассказывает о том, какую жизнь сейчас ведет ее дочь: «Она сидит дома. Заботится о детях и муже, чтобы у него всегда была на столе еда, когда он возвращается домой». Со своим зятем Алия старается поддерживать нейтральные отношения. Она описывает его как человека, который придерживается нетрадиционных взглядов в Исламе. Сам зять также на дистанции держит Алию и не приезжает в гости. Со слов Алии, в семье Томирис запрещено смотреть телевизор, петь и слушать музыку.

Алия считает хорошим знаком то, что на некоторых семейных мероприятиях Томирис стала появляться без никаба. Но, она неоднократно наблюдала, как относятся к ее дочери на улице, если она выходит в черной одежде, скрывающей лицо, то за ее спиной люди насмехаются над ней. Со слов Алии, она понимает людей, но с другой стороны ей как матери обидно за дочь. Томирис сама виновата в этом, так как ее одежда очень примечательна и не соответствует традициям и культуре казахстанского общества. Алия считает, что это все произошло из-за пагубного влияния салафитских учений на ее дочь.

В последующем, после нескольких лет уговоров и бесед, Томирис все же сдалась, послушала свою мать, сняла никаб и стала одеваться в более светлые хиджабы.


Багдад Муканова
None

14.11.19

Поделиться статьёй: