В Петропавловске затопленный паводком дом инвалида-колясочника признали пригодным для жилья

Но как жить в разрушающемся доме, где невозможно дышать из-за плесени и грибка, семья просто не знает...

Супруги Кудабай и Жбек Мусраумовы переехали в Петропавловск из села. Купили небольшой домик в Подгорье. Потом вместе с детьми накопили денег и своими силами построили большой, теплый и красивый дом общей площадью почти 100 квадратов. Старый домик тоже оставили, превратив его в летнюю кухню. В обоих домах сделан септик, проведен водопровод, стоят водонагреватели, в общем, все удобства – живи и радуйся. Но радость была недолгой.

"Папа (он инвалид первой группы), мама-пенсионерка и ее брат, тоже инвалид, прожили в новом доме пять лет. А тут случился катастрофический паводок, которого здесь никогда не бывало, и дом затопило. Грязная вода была в доме на уровне почти два метра, стояла три недели. Когда мы сюда зашли, просто в шоке были – красивый дом с новой мебелью превратился в грязные руины", - рассказывает дочь супругов Орынбасар Жолашканова.

Она вспоминает, что экспертов-техников, которые определяют, пригоден ли дом для жилья, ждали больше недели.

"Техническая проверка дома была только визуальная, никаких замеров специалисты не делали, не вскрывали стены, даже обои, отставшие от стены, не подняли, чтобы посмотреть на состояние стен. Просто прошли по комнатам и сфотографировали. Я потом уже узнала, что есть более серьезная экспертиза – инструментальная, но она стоит намного дороже, и ее для пострадавших домов не делают. Потом наши документы вообще городской акимат потерял – гоняли нас то в штаб, то в акимат, наконец, нашли, и вызвали на жилищную комиссию. Там нас просто шокировали: согласно техническому заключению, дом хоть и с "наличием дефектов и повреждений, приведших к снижению несущей способности", но подлежит восстановлению. А если мы не согласны, то, мол, обращайтесь в суд", - рассказывает Орынбасар Жолашканова.

Мы проходим в дом, уже с порога обдает волна холода и сырости. В доме, несмотря на открытые окна, очень сложно дышать.

"Мама с папой как здесь побудут, потом плохо себя чувствуют от этой плесени, болеют. Мы написали обращение в СЭС, чтобы они взяли пробы плесени, но нам ответили, что проверка невозможна, так как не существует нормативов по грибку и плесени в частных домах. По логике, их вообще в помещении быть не должно. Вот теперь хотим хотя бы нормы влажности измерить, это платно, но мы сделали заявку. Как жить в таком доме инвалидам, у которых и так нет здоровья?" - недоумевает Орынбасар.

Она демонстрирует признанные пригодными для жилья комнаты: на стенах грибок и плесень разных цветов, форм и размеров, пол вздулся, даже ходить по нему невозможно. Но самое страшное, отмечают хозяева, не это, и показывают гнилой брус, который рушится просто от прикосновения.

"Эксперты даже не смотрели состояние бруса. А он за три недели в воде сгнил. Почему на это внимание не обращает техническая комиссия? Ведь стена дома рано или поздно обрушится..." - уверены хозяева дома.

С момента эвакуации родители проживают в квартире дочери и зятя: на 40 жилых квадратах ютятся пять взрослых и двое детей.

"К тому же отцу очень тяжело физически и выходить из квартиры, и обратно подниматься по лестнице, так как он неходячий. На днях нам удалось попасть на прием к акиму города, отца пришлось затаскивать на четвертый этаж на себе. В итоге аким сказал, что помочь не может, все решает комиссия. Мы готовы были самостоятельно оплатить полную экспертизу, а не просто визуальную, на что получили ответ, что в этом смысла нет, так как ее просто не примут", - сетует Орынбасар Жолашканова.

Девушка записала видеообращение к правительству с просьбой помочь отцу-инвалиду и вместо утраченного из-за паводка дома выделить ему квартиру.

"Большинство домов по нашей улице уже сносят… У родителей был очень хороший и крепкий дом, и в такое состояние он пришел не по их вине. Нам дефектолог сказал, что для восстановления дома необходима очень большая и кропотливая работа: гнилой брус будут поднимать домкратом и выпиливать, а вместо него вставлять новый, который будет держаться только на пене. Разве будет надежным дом, состоящий из таких кусков? Да уже когда его поднимать будут, какая-нибудь стена треснет. И сушить дом нам нужно самим, а как это сделать в наше короткое дождливое лето? Здесь жить невозможно!" – заключила Орынбасар Жолашканова.

Жильем брать

Эта семья далеко не единственная, кто не согласен с результатами технической экспертизы домов. На днях аким Петропавловска Серик Мухамедиев, отвечая на вопросы пострадавших в результате паводка, рекомендовал обо всех упущениях технадзора заявлять на встрече с комиссией.

"Если дом признали пригодным для проживания, будет сметная документация разработана, вас пригласят на комиссию и ознакомят с этой документацией. Вы посмотрите виды работ, и, если посчитаете, что где-то есть упущения, указывайте комиссии на свое несогласие, говорите, что не все работы учтены. Мы будем приглашать компанию, которая делала у вас технический осмотр, и требовать от них провести полноценную работу, повторное обследование", - подчеркнул Серик Мухамедиев.

Он также отмечает, что все компании, которые проводят оценку технического состояния дома - лицензированные, и они несут уголовную ответственность за достоверность оценки.

"Мы не вмешиваемся в процесс их работы. Они предоставляют акты, мы в рамках этих актов работаем. Если дом признан пригодным, несущие конструкции не нарушены, мы его передаем в работу дефектологам. Дефектологи и сметчики осматривают здание, определяют виды работ и дают смету. Когда смета будет готова, приглашаем владельцев, ознакамливаем… Если владельцы не согласны с заключением специалистов, они могут подать в суд, тогда будет проводится судебная экспертиза. Нам иногда самим легче купить квартиру, чем ремонтировать дом, но мы работаем по закону, по тем документам, которые нам предоставляют", - объяснил градоначальник.

Аким Северо-Казахстанской области Гауез Нурмухамбетов в ходе пресс-тура в мае этого года рассказывал журналистам, что жители пострадавших от паводка микрорайонов задаются вопросом: почему бы не снести все затапливаемые дома, и всех жителей не перевезти в более безопасное место.

"Все это строили в течение 50-70 лет советского периода. Освободить все поймы и перенести все дачные участки невозможно. Даже по этому году вы видите, какая большая работа проводится. Поэтому все дома, даже дачные, которые признаны единственным жилищем, а таких у нас 75, если будут признаны непригодными, будем сносить. Взамен люди получат квартиры или дома. Те строения, которые пригодны для жилья, но люди не хотят в них проживать, мы не имеем права признать негодными. За это несут ответственность технические эксперты и оценщики. Если они признали жилье годным, мы будем его ремонтировать", – объяснил Гауез Нурмухамбетов.

По официальной информации, в Северо-Казахстанской области во время паводка пострадало 3 898 домов. По предварительным итогам обследования пострадавшего жилья, по области ремонту подлежат 2 178 домов, 1 720 домов не подлежат восстановлению.

Для жителей, чьи дома признаны аварийными, идет строительство 520 домов в микрорайоне Солнечный-2, 50 из них завтра уже сдадут. Всего там будет построено 700 домов.

"Первые 53 дома в новом микрорайоне, который назвали «Бірлік», построены всего за пять недель - на средства фонда "Қазақстан халқына". Финансовые средства в данный фонд, направленные на строительство и покупку жилья, выделили «капитаны» отечественного бизнеса. А именно: председатель совета директоров «Kaspi.kz» – Вячеслав Ким, председатель совета директоров корпорации «Kazakhmys» – Эдуард Огай и председатель правления «Kazminerals management» – Эльдар Мамедов, председатель правления фонда «Қазақстан халқына» Болат Жамишев и акционер группы компаний «ЦАЭК» - Сергей Кан.

Также нужно отметить, что североказахстанский завод «ЗИКСТО» в лице учредителя предприятия Сергея Павлингера оказал помощь и приобрел бытовую технику и мебель для новосёлов.

На сегодня уже около 300 семей подали заявку на получение новых домов в микрорайоне «Бірлік», где будут проживать до 3 тысяч человек. Это будет настоящий мини-городок с развитой инфраструктурой. На средства меценатов уже начато строительство детского сада. Идет возведение комфортной школы», - сообщили в областном акимате.

Как ранее рассказывал аким города Серик Мухамедиев, сейчас одна школа строится в микрорайоне Орман, рассчитывают, что пока этой школы будет хватать. В перспективе есть строительство объектов социальной сферы и в самом Солнечном-2.

- Развитие данного микрорайона было учтено в генплане, рассчитанном до 2036 года. Помимо ИЖС, предусмотрено многоэтажное строительство от 2 до 9 этажей и социальные объекты: школы, поликлиники, детские сады, а также скверы, спортплощадки и так далее. Документация разработана до 2036 года, но с ИЖС мы уже идём с опережением: должны были только в этом году начать реализацию земель, а получается, уже реализуем. И, скорее всего, многоэтажную застройку здесь уже начнем планировать, тем более, что в городе земель не очень много. Сейчас идет реконструкция тепломагистрали №5. Как только получим в этот район центральное теплоснабжение, начнем многоэтажное строительство, — сказал аким Петропавловска Серик Мухамедиев. – Что касается автобусного сообщения, уже обращаются к нам строители. Ведём переговоры с перевозчиками. Будут продлены конечные автобусные остановки. При заселении района пустим дополнительные маршруты…

Также для пострадавших от паводка приобретаются квартиры на вторичном рынке. По последним данным, приобретено 100 квартир, еще 240 заявок обработаны для оплаты.

К слову, горожане жалуются, что из-за ситуации с паводком квартиры значительно подорожали. Власти же заверяют, что никакого роста цен на жилье нет.

"Чтобы не росли цены на квартиры, они зафиксированы, с риелторами заключены соответствующие меморандумы. На начало паводка средняя цена за один квадратный метр жилья по городу составляла 328 500 тенге, в рамках этой цены мы и работаем. Чтобы не завышали цены сами владельцы, проводится независимая оценка – сколько стоит такая квартира, делается оценочный акт, который продавец должен предоставить. Все равно цена будет привязана к средней цене на рынке, по-другому не получится", - заверил аким Петропавловска.

В то же время некоторые владельцы домов, которые пошли под снос, рассказывают, что при покупке квартиры их хозяева или риелторы предлагают им доплатить определенную сумму к тем деньгам, которые выделяют на жилье из бюджета, иначе в сделке просто отказывают.

Отметим, что владельцев домов, которые будут ремонтировать, волнует вопрос – как им жить, если вокруг большинство домов снесут…

"Дома, которые подлежат ремонту, мы отремонтируем, те что не подлежат – снесем. Но ни в коем случае там разруху мы не оставим, будем благоустраивать территорию на месте снесённых домов. Где-то будет посадка деревьев, где-то разобьём скверы, возможно, где-то детские площадки установим", – рассказал о планах Серик Мухамедиев.

И главный вопрос – по дамбам…

«Что с ними будет? Мы начинаем восстанавливать дома, нам страшно, что паводок может снова повториться», – признаются пострадавшие из микрорайона Подгора.

«Сейчас уже отрабатываем этот вопрос и по дамбе на Ущева, и по объездной дороге, – сказал аким города. – У нас был проект по дамбе на Ущева, мы должны были оставить эту же высоту, потому что она 2017 год выдержала, хотели просто усилить ее бетоном и исправить шандоры, которые протекали в 2017 году. Эта работа была заложена, мы уже собирались летом эту работу сделать, но произошла вот эта трагедия. В связи с этим мы сейчас должны пересмотреть высоты, поскольку вода в этом году была гораздо выше. И плюс, есть размывы на дамбе. Дамба 1960-го года, она старая. Мы сейчас уже начали корректировку проекта с учётом новых высот. Планируем в этом году начать проект. Там сейчас дамба разрушена, чуть река поднимется – уже вода пойдет в Подгоре. На Кожзаводе тоже будем работы проводить», - заключил Серик Мухамедиев.


Елена Бережная
газета "Неделя СК"
"Как здесь жить?!"
06.06.24

Поделиться статьёй: