В Петропавловске вынесен приговор по делу о махинациях с жильем при сносе частного сектора

Все четверо подсудимых, трое из которых ранее работали в городском акимате, признаны виновными и получили длительные сроки лишения свободы – от шести с половиной до восьми лет.

Все шло по плану

Об этой истории, получившей большой общественный резонанс, неоднократно рассказывалось на страницах нашей газеты. Напомним, речь идет о событиях, происходивших с 2014 по 2017 годы, когда в Петропавловске набирал обороты снос частного сектора, на месте которого возводились современные многоэтажки. Согласно материалам уголовного дела, ситуацией с изъятием земли для государственных нужд решила воспользоваться Балдырган Омирсеитова, исполнявшая обязанности руководителя городского отдела ЖКХ и являвшаяся лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций.

«Она совершила тяжкое уголовное правонарушение вопреки интересам государственной службы и государственного управления, - указывается в пресс-релизе суда. – Во исполнение преступного умысла, направленного на хищение чужого имущества, Омирсеитова разработала преступный план, направленный на приобретение прав на земельные участки и домовладения, подлежащие принудительному изъятию в связи с благоустройством нового микрорайона «Жас оркен». Вместе со своей подчиненной – инспектором сектора правовой работы и государственных закупок Жанар Есетовой, с которой находилась в дружеских отношениях, со своим супругом Кобланом Омирсеитовым, а также Медетом Сагди, приходившимся сожителем Есетовой, путем обмана совершили хищение чужого имущества в крупном размере».

Согласно материалам уголовного дела, они неоднократно приобретали право на чужую собственность, путем обмана входили в доверие граждан и незаконно оформляли на своих доверенных лиц частные дома и земельные участки, подлежащие изъятию для государственных нужд. После чего взамен сносимых строений получали благоустроенные квартиры или денежную компенсацию. Не останавливаясь на достигнутом, они привлекали в качестве формальных покупателей своих знакомых и родных, не посвященных в преступный замысел, убеждали их приобретать доли в сносимых домах для получения двух и более квартир в обмен на изымаемое имущество.

На основании постановления акимата Петропавловска данным формальным покупателям предоставлялось несколько благоустроенных квартир с учетом долей. В дальнейшем приобретенные формальными покупателями квартиры реализовывались. Следствие пришло к выводу, что своими действиями эта четверка причинила ущерб государству в размере более 213 миллионов тенге.

Корысти ради

Вот как об этом во время судебных прений рассказала представитель прокуратуры, государственный обвинитель Алия Муратова: «Вместо одного собственника и предоставляемого взамен одного жилья подсудимыми искусственно путем мошенничества было совершено разделение на двух собственников с предоставлением двух квартир гораздо большей площадью, чем одна вторая доля снесенного дома, что не соответствует понятию равноценности предоставляемого жилища и противоречит законодательству».

Подсудимые, которые непосредственно занимались уведомлением собственников изымаемых для нужд государства земельных участков и сносимого жилья, оценкой, согласительными процедурами и подготовкой договоров, умело использовали свои возможности. Владельцы сносимых домов вводились в заблуждение: подсудимые убеждали их, что у акимата денег на компенсацию или новое жилье нет.

В ходе суда одна из горожанок рассказала, что она получила уведомление о сносе старого частного дома, где произошел пожар. Женщина ходила в акимат, пытаясь узнать о сроках, однако Омирсеитова, с которой она откровенно делилась переживаниями, заверяла, что ни средствами для этого, ни квартирами акимат не располагает. А в октябре 2014 года сама позвонила, предложив вариант обмена сгоревшего дома на старую двушку.

Женщина сначала насторожилась, но акиматовская благодетельница сказала, что хочет помочь ей исключительно из жалости. Поскольку иного выхода горожанке не виделось, она согласилась, и буквально через день они оформили у нотариуса договор купли-продажи ее домовладения по явно завышенной цене – 9 млн. 900 тыс. тенге, а затем – и договор на точно такую же сумму по квартире, которая, к слову, была не только без ремонта, но еще и холодной (позже женщина была вынуждена ее продать).

Деньги не передавались, так как практически состоялся обмен. Всю свою недальновидность женщина осознала во время церемонии вручения новоселам ключей от квартир в недавно отстроенном доме. Как прозвучало в суде, «в этот момент она поняла, что Омирсеитова обманула ее, получив сама вместо сгоревшего дома квартиру в новостройке».

Другая свидетельница по фамилии Дробахина рассказала, что имела 4/5 доли в старом доме площадью 27 квадратных метров. Омирсеитова также убедила ее, что денег на компенсацию хозяевам сносимых построек у властей нет. Потом весьма кстати появилась покупательница Марина Сердюк, которая предложила за дом 1 млн. 600 тыс. тенге. Они оформили документы, а после того Дробахина узнала, что дом снесен и за него выдана новенькая квартира! Отсюда она сделала неутешительный вывод, что Омирсеитова ее просто обманывала, чтобы купить дом, а Сердюк была «ее человеком».

- Затем составлялись фиктивные договоры на подставных лиц из числа родственников и знакомых о купле-продаже 1/2 доли домовладения, - сказала гособвинитель. – Незаконно предоставлялись по две квартиры участникам долевой собственности. Подсудимые, заполучив мошенническим путем жилье, старались от него избавиться частично путем реализации добросовестным покупателям. Корысть и безнаказанность не позволяли остановиться и одуматься.

Предприимчивые люди

А вот сторона защиты настаивала на полном оправдании подсудимых, считая, что всю эту историю надо было рассматривать в гражданско-правовой плоскости. Мол, никакой преступной схемы не существовало, а равно и никакого хищения имущества.

- Органы уголовного преследования, заподозрив, что что-то есть неладное, решили начать уголовное производство, но перед этим толком не разобрались в нормах законов, которые регулируют жилищные отношения, - сказал во время прений адвокат Игорь Петровский. – Это и послужило основой незаконного, необоснованного привлечения наших подзащитных, действия которых лежат абсолютно все в плоскости гражданско-правовых отношений. И если какие-то сделки, совершенные ими, сторона обвинения считает фиктивными, то закон предусматривает порядок оспаривания сделок путем подачи соответствующих исков, либо протестом акиму города об отмене вынесенных им постановлений. Нельзя выносить приговор, руководствуясь общим понятием, что здесь что-то не так. Нужно сделать правовой анализ действий подсудимых. Я считаю, что они подлежат безусловному и полному оправданию, как по фактическим, так и процессуальным показаниям. Подсудимые обвиняются в хищении чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием. Но их действия не являются противоправными. И земельные участки, и дома приобретались на вполне законных основаниях, на основе письменных договоров, которые проходили нотариальное заверение. Ни один из владельцев земельных участков и домостроений не был обманут подзащитными относительно характера и цели совершаемых сделок. Все договоры заключались при добровольном волеизъявлении сторон, и все сделки по приобретению до настоящего времени не признаны судом недействительными. … Информация о сносе была открытой. А они – предприимчивые люди, хотели просто немножко подзаработать… Государство получило землю, люди - деньги, так что никакого хищения не было однозначно.

Признать виновными

Однако Фемида рассудила иначе. В минувшую пятницу в Петропавловском городском суде был вынесен приговор.

- Балдырган Омирсеитову признать виновной в совершении преступлений по статье 177, часть 3, пункт «б» и «г» УК РК, введенного в действие Законом РК от 16.07.1997 года, статье 190, часть 4, пункт 2, статье 218, часть 2 пункт 1 УК РК, - огласил судья Михаил Гусев. - Назначить наказание в виде восьми лет лишения свободы с пожизненным лишением права занимать должности, связанные с осуществлением государственных функций, в государственных органах и на государственной службе с конфискацией имущества, добытого преступным путем, либо приобретенного на средства, добытые преступным путем, а также являющиеся орудием или средством совершения уголовного правонарушения с отбыванием наказания в учреждении УИС средней безопасности.

Остальные подсудимые также получили реальные сроки: Коблан Омирсеитов - 6 лет 6 месяцев, Медет Сагди – 6 лет 8 месяцев, Жанар Есетова- 6 лет 8 месяцев. В качестве наказания для всех также предусмотрено лишение права занимать должности в госорганах на 10 лет и конфискация имущества, добытого незаконным путем.

Исковые требования акимата Петропавловска в сумме 213 миллионов 774 тысячи 146 тенге суд удовлетворил в полном объеме. Эта сумма будет взыскана в доход государства в солидарном порядке. Двух подсудимых взяли под стражу в зале суда после оглашения приговора, к другим такая мера пресечения была применена еще раньше. Кроме того, суд вынес частное постановление, предложив прокуратуре рассмотреть вопрос о возможном привлечении к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний двух свидетелей, проходивших по этому делу.

Впрочем, приговор не вступил в законную силу, и, значит, точка в этой нашумевшей истории еще не поставлена.

- Комментировать вынесенное судебное решение я не буду, - сказал адвокат Александр Зенковский. – Но скажу, что очень жаль… Да, мы обязательно будем обжаловать приговор.


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Квартирный вопрос испортил"
18.10.18

Поделиться статьёй: