В Петропавловске вынесли приговор по громкому делу о смертельном ДТП, в котором погибли супруги и чудом остался жив их ребенок

Это происшествие, случившееся летом прошлого года, шокировало североказахстанцев. 5 августа, в 23 часа 40 минут, в дежурную часть отдела полиции района Магжана Жумабаева поступило сообщение о том, что на обочине автодороги между селами Каракога и Надежка лежат два человека без признаков жизни.

"На месте полицейские обнаружили тела мужчины и женщины - жителей данного района 1985 и 1988 годов рождения. Неподалеку в детской коляске также был обнаружен малолетний ребенок, который был доставлен в центральную районную больницу на машине скорой помощи. При осмотре у малыша 2022 года рождения травм не обнаружено", - проинформировали тогда в полиции.

Между тем знакомые погибших в социальных сетях тогда написали, что погибшие супруги чинили на обочине колесо, а их восьмимесячный сын в это время был в машине, в автокресле.

"Теперь он и две его старшие сестренки остались без родителей", - написали знакомые.

Водителя полицейские нашли не сразу. Автомашина Toyota Land Cruiser с характерными механическими повреждениями была обнаружена в ходе оперативно-розыскных мероприятий в селе Образец. Был установлен и задержан владелец автомашины: 39-летний житель Петропавловска. Мужчина признался, что совершил наезд на двух пешеходов, после чего скрылся с места ДТП.

Факт был зарегистрирован в Едином реестре досудебных расследований по части 4 статьи 345 Уголовного кодекса РК (Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами), статье 347 (Оставление места дорожно-транспортного происшествия) и по части 1 статьи 119 (Оставление в опасности). Назначены экспертизы, идет следствие.

"8 августа в отношении 39-летнего жителя города Петропавловска судом санкционирована мера пресечения в виде содержания под стражей сроком на два месяца", - проинформировали тогда в пресс-службе областного департамента полиции.

Смерть на обочине

Дело рассматривал Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Северо-Казахстанской области. Подсудимый обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ст.345 ч.4 (Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) и 347 УК РК (оставление места дорожно-транспортного происшествия). Статья «Оставление в опасности» из обвинения была исключена.

Как следует из приговора, 5 августа 2023 года, около 23 часов 30 минут, на автодороге между населенными пунктами Каракога и Надежка района Магжана Жумабаева СКО подсудимый, управляя автомобилем марки Toyota Land Cruiser 100, на большой скорости сбил мужчину и женщину, которые находились на обочине, возле сломанного автомобиля.

"Двигаясь по правой полосе проезжей части, несмотря на наличие по ходу его движения препятствия в виде автомашины марки Аudi-80, припаркованной на обочине с включенными аварийными габаритными огнями, не принял меры к снижению скорости и безопасному объезду препятствия, при этом не соблюдая необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. Совершил наезд на потерпевших, а также совершил столкновение с автомашиной Аudi-80. В результате дорожно-транспортного происшествия потерпевшие от полученных телесных повреждений скончались на месте происшествия, что повлекло по неосторожности смерть двух лиц", - говорится в приговоре суда.

А после подсудимый просто скрылся с места преступления.

«После совершения наезда на потерпевших, нарушив требования п.2.1.8 ПДД, согласно которому: «при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) в соответствии с требованиями пункта 2 раздела 7 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, государственный регистрационный номерной знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия; сообщить незамедлительно о случившемся в ближайший орган внутренних дел, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников органов внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 раздела 1 Правил» подсудимый не принял возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, не вызвав скорую медицинскую помощь, не сообщил о случившимся в ближайший орган внутренних дел, при наступлении по неосторожности смерти потерпевших, а с целью избежать уголовной ответственности оставил место дорожно-транспортного происшествия, скрывшись с места преступления», - следует из приговора суда.

Сделка о признании вины

В судебном заседании подсудимый ходатайствовал перед судом о предоставлении возможности для заключения с прокурором процессуального соглашения.

В соответствии со статьей 613 УПК, обязательным условием для заключения такого соглашения является согласие потерпевших.

В ходе судебного разбирательства между прокурором района Магжана Жумабаева и подсудимым заключено процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины. Потерпевшие на заключение процессуального соглашения также дали согласие. Поэтому дело рассмотрено в согласительном производстве, без исследования доказательств по делу.

Кроме того, в процессуальном соглашении оговорено, что прокурор в суде будет ходатайствовать о назначении подсудимому окончательного наказания по совокупности преступлений в виде пяти лет лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами сроком на семь лет.

По условиям соглашения, подсудимый обязан принять меры к выплате процессуальных издержек и принудительного платежа в Фонд компенсации потерпевшим.

В итоге прокурор ходатайствовал перед судом о назначении подсудимому наказания, указанного в процессуальном соглашении.

Сторона защиты поддержала процессуальное соглашение и наказание, которое просил прокурор.

Обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность и наказание подсудимого, суд признал наличие малолетних детей, добровольное возмещение имущественного ущерба, причиненного в результате уголовного правонарушения, а также заглаживание морального и иного вреда, причиненного уголовным правонарушением, признание вины и чистосердечное раскаяние в содеянном.

Отягчающих ответственность и наказание обстоятельств не установлено.

Отметим, что санкция ч.4 ст.345 УК предусматривает наказание от 5 до 10 лет лишения свободы; ст.347 УК, помимо лишения свободы на срок 2 года, предусматривает иные виды наказания, такие как штраф, исправительные, общественные работы и ограничение свободы.

Согласно ч.3 ст.55 УК, по делам, по которым выполнены все условия процессуального соглашения, срок или размер основного вида наказания за совершенное уголовное правонарушение не может превышать половину максимального срока или размера, а также суд не вправе назначить более строгое наказание, чем предусмотрено соглашением о признании вины.

"Суд приговорил: признать подсудимого виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 345 ч.4, 347 УК РК. Назначить наказание по ст.345 ч.4 УК РК в виде пяти лет лишения свободы, с лишением права управления транспортными средствами сроком на семь лет, по ст.347 УК РК в виде одного года лишения свободы, с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год.

На основании ст.58 ч.2 УК РК по совокупности преступлений окончательное наказание назначить путем поглощения менее строгого наказания более строгим в виде пяти лет лишения свободы, с лишением права управления транспортными средствами сроком на семь лет, с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности.

Меру пресечения в виде содержания под стражей до вступления приговора в законную силу оставить прежней.

Срок наказания исчислять со дня вступления приговора суда в законную силу", - зачитал приговор судья Дастан Исмаилов.

В срок наказания подсудимому будет зачтено время содержания под стражей с 6 августа 2023 года до вступления приговора суда в законную силу, из расчета один день содержания под стражей за два дня отбывания наказания в учреждении уголовно-исполнительной минимальной безопасности, то есть в колонии-поселении.

С подсудимого в Фонд компенсации потерпевшим взыскан принудительный платеж в размере 15 МРП, то есть в сумме 51 750 тенге.

Приговор не вступил в законную силу.

Слишком мягко…

Между тем сообщение о приговоре по данному громкому делу вызвало бурное обсуждение в социальных сетях. Большинство североказахстанцев считают приговор чрезвычайно мягким.

«Колония-поселение на пять лет - слишком мягкое наказание за убийство двоих человек. Ладно, дорога, все бывает… Но он уехал и бросил людей в опасности!» - пишет жительница СКО Алина.

«Да уж, точно наш суд - самый гуманный суд в мире..... Ну правильно, зачем вам люди, да, государство? Никакой они ценности не представляют, да? Подумаешь - два человека, трое сирот, да ещё и водитель срулил с места. Пять лет поселения! А там и по УДО быстро освободиться», - пишет Александра.

«Ну то есть у детей отобрал родителей, лишил нормальной жизни трех детей, и ему всего пять лет колонии-поселения и всего на семь лет лишили прав? Ну то есть пальчиком погрозили выходит? То есть можно давить людей и за это ничего не будет!» - отмечает Елена.

«Он сбежал потому что, наверное, пьяный был? Разве нет? Почему это не учли?» - недоумевает Азамат.

«Оставил ребёнка без родителей, двоих убил. Покинул место ДТП, осознавая, что натворил. А ему пять лет, да в минимальной безопасности. А это значит, что отсидит максимум 2,5 года и по УДО выйдет. И это ещё в лучшем случае. Да он обязан сирот теперь до совершеннолетия содержать! Жутко просто!» - пишет Жанна.

«Да у нас всё по «справедливости». Украл - 10 лет. Убил – пять... За отстрел косуль недавно дали 11 лет, а за жизнь двух людей – пять?! Ну как так?» - недоумевает Олег.

«Получается, через пять лет он полностью освободится, через семь снова сядет за руль своего джипа и вполне может еще кого-то оставить сиротами… Слов нет!» - заключают североказахстанцы.


Елена Бережная
газета "Неделя СК"
"Два трупа и младенец в коляске"
14.03.24

Поделиться статьёй: