В Петропавловске состоялся литературно-музыкальный вечер, посвящённый Петру Ильичу Чайковскому

Организовала его правнучка покровительницы и друга великого композитора, представившая уникальные документы из семейных архивов.

О Наталье Римской-Корсаковой уже неоднократно рассказывалось на страницах нашей газеты. Напомним, она – правнучка знаменитой меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк, которая была первооткрывательницей таланта и настоящим ангелом-хранителем Чайковского. Вдова миллионера, хозяина первых частных железных дорог России, она предложила композитору солидную ежемесячную субсидию, сделав гения свободным от мирской суеты.

Одна из ее дочерей вышла замуж за Алексея Римского-Корсакова, дальнего родственника другого известного композитора. Их сын Георгий в начале Великой Отечественной войны был сослан в Казахстан, в Петропавловск, где основал первую музыкальную школу. Его дочь Наталья стала продолжательницей семейных традиций, больше 40 лет жизни посвятив музыкальному образованию подрастающего поколения.

Сейчас она возглавляет Русскую общину Северо-Казахстанской области, ведет большую просветительскую работу, регулярно организуя мероприятия, посвященные русским писателям, поэтам, композиторам. На этот раз в Доме дружбы прошел вечер памяти Чайковского, где прозвучали его произведения в исполнении талантливых пианистов, скрипачей, вокалистов. Кроме того, многочисленные гости смогли услышать отрывки из переписки Петра Ильича и Надежды Филаретовны.

- Необычность этой переписки состоит в том, что между ними никогда не было личного общения, таковым было условие фон Мекк, - сказала Наталья Римская-Корсакова. - Они не увиделись даже тогда, когда сын Надежды Филаретовны – Николай женился на племяннице Чайковского. При этом между ними сложились доверительные отношения, как между лучшими друзьями. Темы их переписки касались не только музыки, но и религии, литературы, философии, семьи. Значение их дружбы велико. Началась она, когда Чайковскому было уже почти 40 лет, им были написаны пять опер, четыре симфонии, балет «Лебединое озеро», а он не получал от критиков заслуженной оценки. В журнале «Галерея замечательных людей» тогда писали, что он пока… не написал ничего стоящего! Надежда фон Мекк разглядела в нем гения, поставив рядом с Моцартом, и в течении 14 лет вселяла в него уверенность, силы, всячески поддерживала.

«Вы написали музыку, что уносит человека в мир ощущений, стремлений и желаний. Сколько наслаждения и тоски доставляет эта музыка. Но от нее не хочешь отрываться, в ней человек чувствует свои высшие способности, в ней находит надежду, ожидание, счастье, которых жизнь не дает», - это отрывок из письма Надежды Филаретовны композитору.

А вот строки из письма Чайковского, адресованного ей: «Что я могу сказать Вам, чтоб выразить мою благодарность? Скажу только одно: до встречи с Вами я еще не знал, что могут существовать люди со столь непостижимой, нежной и высокой душой. Каждая нота, которая отныне выльется из-под моего пера, будет посвящена Вам».

Он писал, что хочет посвятить ей Четвертую симфонию, рассказывал о путешествии по Италии и работе над оперой «Евгений Онегин», просил совета в сложных ситуация, в том числе после неудачной женитьбы. Эта переписка сохранилась благодаря родственникам с той и другой стороны и впервые была опубликована в 1935 году. Однако тогда письма подверглись жесткой цензуре, и только через много лет стали известны широкому кругу читателей в первоначальном виде.

Потомки знаменитых фамилий – Чайковских, Римских-Корсаковых, фон Мекк, Давыдовых ежегодно собираются в доме-музее великого композитора в Клину. Они становятся гостями международных конкурсов имени Чайковского в Москве. На одном из них довелось побывать и Наталье Георгиевне, которая поделилась со своими земляками впечатлениями, показала немало интересных фотографий и видеозаписей.


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Открывая гения"
15.11.18

Поделиться статьёй: