В Петропавловске состоялись общественные слушания по обсуждению проекта генерального плана города

Присутствующие ждали, что им наглядно покажут схемы и слайды презентации, расставят все точки над «i» и дадут исчерпывающие ответы на возникшие ранее вопросы. Презентации не последовало, однако разработчики заверили, что создали все необходимые схемы и таблицы генплана, в том числе касающиеся коммуникаций и дорожной сети города.

Вот только выложить в свободный доступ эти документы пока не представляется возможным. Что касается пояснительной записки, о которой мы подробно рассказывали своим читателям, то ее обещали переделать, а руководитель управления строительства, архитектуры и градостроительства Серик Мухамедиев назвал этот документ «неудачным».

Он признал, что к генплану было очень много замечаний, с частью из которых чиновники согласны. Пояснительная записка не до конца раскрыла созданный документ, который состоит из 21 схемы и семи томов пояснительной записки. В общем доступе оказалось только две схемы, а записка была составлена очень кратко. Естественно, эти данные не смогли как следует раскрыть суть самого подготовленного проекта.

При разработке генплана было учтено строительство первой очереди до 2025 года, строительство на расчетный срок до 2035 года и прогнозная концепция до 2050 года. При этом за основу взят расчетный срок до 2035 года. Подрядчики разработали все схемы, в том числе архитектурно-планировочную и транспортной сети, которые больше всего волновали общественность. Также были проведены другие необходимые исследования.

Выступая на совете, С. Мухамедиев еще раз отметил, что основная работа, которая была проведена, касалась зонирования жилой, промышленной и рекреационной зон. Прошлый генеральный план был исполнен не полностью, и все обязательства, которые были утверждены на расчетный срок, автоматически переходят в новый.

Основные документы и схемы предоставить на общее обозрение оказалось невозможно, так как их предварительно необходимо согласовать с Комитетом национальной безопасности. Там укажут, какие объекты являются стратегическими, и «затушуют» для ограничения доступа. При этом на согласование предоставляются уже утвержденные документы. А генплан пока таковым не является.

- По закону мы должны были выставить на портале, ответить на вопросы и дальше отдать документ в маслихат. Но мы хотим, чтобы город участвовал в обсуждении. Мы хотим услышать людей. Но мы действуем по закону и мимо него пройти не можем. Мы просим задавать конкретно вопросы, говорить - вот это и вот это нас не устраивает. А мы будем соглашаться или не соглашаться, - сказал С. Мухамедиев.

Он также отметил, что прошлый генплан исполнен примерно на 70 процентов за счет того, что некоторые показатели, особенно касающиеся бизнеса, были перевыполнены до 200%. Генплан 2007 года был очень сильно изменен в угоду реализации проектов бизнеса. При этом идет отставание по социальным объектам. Они исполнены всего на 40-50%. Глава ведомства пообещал, что анализ и различие между старым и новым генпланом будут включены в новую пояснительную записку, и назвал прежнюю «неудачной».

БУДЕТ ЛИ ГОРОД «УМНЫМ»?

Возможность задавать вопросы и вносить свои предложения была у каждого из присутствующих. Этим правом воспользовалась член общественного совета Гулбахша Мусабаева. Она выразила мнение горожан о желании создать «умный город», где все необходимые объекты будут в шаговой доступности, в том числе расположены на первых этажах зданий.

По словам С. Мухамедиева, все это должно прорабатываться при разработке проектов детальной планировки конкретных районов. В генеральном же плане при определении зонирования указывается, только какие и в каком количестве соцобъекты нужно построить в данном районе.

Сказала общественница несколько слов и об озеленении города именно лиственными, а не хвойными деревьями. Ее поддержал член общественного совета Владимир Козлов. Он отметил, что в этом смысле велика роль тополей. Сегодня их вырубают из-за пуха. Однако есть несколько разновидностей этого дерева, в том числе пирамидальные тополя, которые бы отлично вписались в облик города и стали его «зелеными легкими».

СОГЛАСОВАЛИ ИЛИ НЕТ С КОММУНАЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ?

К сожалению, ни автор этих строк, ни другие присутствующие в зале так и не смогли до конца понять, как получилось, что генеральный план согласован с местными коммунальными службами, а они при этом озвучивают проблемы о недостатке мощностей, просят рассказать, где прокладывать магистрали и коридоры.

- Есть такое понятие - дальнее концептуальное развитие до 2035 года. Там без расчетов мы концепцию разработали и предложения внесли, что нужно им сделать, чтобы соответствовать. Но на расчетный период они все согласовали, - попытался объяснить ситуацию С. Мухамедиев. Однако этот вопрос так до конца и остался непонятым.

Член общественного совета Сергей Худяков посоветовал еще раз обратить внимание на проблемы, о которых говорили энергетики. Кроме того, горожан очень волнуют вопросы, касающиеся парковок и ливневой канализации. Поэтому нужно, чтобы они получили развитие в генплане. Ну и, конечно, разработчикам посоветовали обратить внимание на решение проблемы разлива реки Ишим.

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД СНОС?

Жители, присутствующие на слушаниях, подняли животрепещущий вопрос, который не совсем касался утверждения нового генплана. Дело в том, что те, кто попадает под снос, до 2035 года не будут иметь возможность узаконить новые строения и расширять имеющиеся площади. А это целых 15 лет.

- Когда генплан будет утвержден, то зоны сноса по первой и второй очереди будут названы. Есть проблема с отделом архитектуры города. Он не сможет дать разрешение на строительство нового объекта. При этом капитальные ремонты жилья разрешаются, но с документами может быть проблема, - прокомментировал ситуацию С. Мухамедиев.

А юрист Олег Хрупин пояснил: чтобы избежать подобных ситуаций, нужно прописать в генплане конкретные очереди застройки.

- Эти объекты с такого-то года будут под снос уходить, другие - с такого-то. А до этого срока разрешить людям жить по-человечески. Делать реконструкции, строить бани и все, что они хотят. У нас город уже был заложником с 2007 года, - сказал О. Хрупин.

НУЖНЫ ЛИ НАМ ГАРАЖИ?

Мнения присутствующих, касающиеся гаражей, разделились. Одни считают, что гаражи – это пережитки прошлого, другие - что они нужны, но их предстоит облагородить. Сегодня многие владельцы используют их в качестве сараев для хранения хлама. Однако в нашем северном регионе очень сложно прогревать автомобиль в мороз, так что его гораздо выгоднее ставить не на открытой стоянке, а в помещении. Поэтому присутствующие предложили разрабатывать в зоне жилой застройки двух-трехэтажные гаражи и паркинги.

- Мы паркинги не разрабатываем в зоне жилой застройки. Их должны учитывать планы детальной планировки. Сейчас частный застройщик вышел на нас с предложением, чтобы построить многоэтажный паркинг. В принципе, это первый шаг, - сказал С. Мухамедиев.

При этом он отметил, что отводить под паркинги первые этажи зданий - очень дорогое удовольствие. Сегодняшняя цель - строить доступное жилье, а со строительством паркингов цена станет намного выше.

О том, что паркинг – удовольствие не из дешевых, говорил и председатель регионального совета Палаты предпринимателей Олег Иванов. Он рассказал, что себестоимость подземного паркинга на 30 машин составила порядка 218 млн. тенге. У нас очень близко расположены грунтовые воды. Поэтому все, что касается подземных паркингов и пешеходных переходов, нужно основательно проанализировать, решить, насколько это экономически обоснованно и нужно городу. Что же касается парковок, то существуют нормы, согласно которым застройщик должен определять количество парковочных мест при строительстве дома. При этом неважно, будут это наземные парковки или подземные паркинги. Именно застройщик должен соблюсти все нормативы. Так что этот вопрос не относится к генеральному плану.

- В составе генплана разрабатывается схема транспорта и улично-дорожной сети. Наши специалисты рассчитали весь городской парк личных автомобилей, внешний транспорт, в том числе аэропорт, железную дорогу, внешние экономические перевозки, все нагрузки на автодороги и, согласно нормам СНиП, сделали прогнозные расчеты по очередям строительства до 2025 и до 2035 года. В том числе сюда вошли естественные потоки и гаражи. Мы даем количество необходимых машиномест по всему городу, - рассказала главный архитектор проектов ТОО «Градкомплекс» Сауле Ералина.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ СТАДИОНУ В ПОДГОРЕ?

Подняли вопрос строительства стадиона в Подгоре. По словам Владимира Козлова, в городе есть огромные площади, занятые рынками. Однако через 5-7 лет мы уже не будем ходить по рынкам, а будем большинство товаров приобретать в Интернете. Подгора - это тупиковое место, куда вряд ли будут идти горожане. Возможно, целесообразнее было бы запроектировать стадион где-нибудь в центре города. Так же считает и член общественного совета Виктор Бондаренко. Однако проектировщики придерживаются мнения, что социальные объекты, в том числе стадионы, должны быть в каждом районе города, а не только в центре.

- Стадион и многоэтажная застройка Подгоры находятся в концепции после 2035 года. Что касается площади возле церкви, она в краткосрочной перспективе, но там остается индивидуальное жилищное строительство с сохранением архитектурного облика. Если горожан не устраивает такая концепция - это можно отменить. Но в каком состоянии будет Подгора после 2035 года - сейчас никто не знает, - сказал С. Мухамедиев.

Сауле Ералина рассказала, что генплан предусматривает две очереди на строительство. В первую очередь до 2025 года включены микрорайоны Солнечный, «Береке», Копай, Зайсан и «Жас Оркен». Проектировщики учитывали возможности самого города, ведь развитие микрорайонов требует больших финансовых вложений. А здесь уже начаты кое-какие работы, тянутся сети, есть зачатки строительства социальных объектов.

До 2035 года предлагается реконструкция центральной части города, в том числе инженерных сетей и транспортной сети. В это же время планируется снос одноэтажных домов и строительство многоэтажек по улице Караванной, а также приведение в надлежащий вид кварталов расположенных здесь гаражей.

ЧТО НАДО ИСПРАВИТЬ?

Подводя итоги заседания, Александр Казанцев отметил, что много вопросов по генплану возникло потому, что были некачественно подготовлены материалы, которые сегодня доступны к обсуждению. Он озвучил ряд предложений, которые выработали члены общественного совета и которые просят учесть при вынесении документа на обсуждение в городской маслихат.

- Мы бы хотели услышать, какие гарантии дает нам генплан. Например, по наводнению, чтобы оно не было стихийным, а было управляемым, чтобы город с учетом развития не остался без тепла. Волнует жителей, не остановимся ли мы все в пробках, - сказал А. Казанцев.

Также среди предложений им были озвучены:

- создание схемы ливневых канализаций;

- строительство четырехполосных магистральных улиц в новых микрорайонах;

- разработка парковок и паркингов исходя из расчета «одна квартира – одно место для машины»;

- возможность сокращения санитарно-защитных зон промышленных предприятий в зоне жилой застройки;

- реновация бездействующих предприятий, на территории которых находятся железнодорожные тупики;

- дополнительное рассмотрение вопроса ликвидации дачных участков с учетом перспективы мероприятий, предотвращающих наводнение.

Были и другие предложения. Но самое главное из них - предусмотреть этапы застройки таким образом, чтобы изначально к объектам были подведены инженерные сети. А не наоборот, как это делается сейчас.

- Пояснительная записка не отобразила все вопросы. Мы ее поменяем с учетом всех замечаний. На сессии маслихата раскроем документы с ограниченным доступом, без съемок. Там уже все увидят и смогут отследить, насколько исполнены те замечания, о которых сегодня говорили, - подвел итоги встречи Серик Мухамедиев.

Он также отметил, что и на этом этапе у депутатов будет возможность вносить в проект свои коррективы.


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"Генплан: совершенно секретно?"
08.04.21

Поделиться статьёй: