В Петропавловске сносят гаражи

Конечно, это уже не новость. Где-то они портят облик новых микрорайонов, где-то нарушают санитарные нормы и правила, мешают установить детскую площадку, а где-то их убирают несмотря на то, что существованием довольны и сами владельцы, и окружающие. Однако то здесь, то там всплывают различные истории о сносе. Сегодня мы расскажем вам еще одну, причем весьма необычную.

Замкнутый круг

Потребительский кооператив «Лотос» почти 10 лет назад оформил для своего дома довольно большую территорию кондоминиума. Так получилось, что земля оформлялась постепенно, в результате в собственности жильцов оказалось три земельных участка. Много лет, еще до оформления, на них располагались металлические гаражи петропавловцев со всей округи.

Так как ПК «Лотос» является юридическим лицом, то может осуществлять коммерческую деятельность. Поэтому правлением было принято решение взимать плату за пользование землей с собственников гаражей. С теми, кого знали, даже заключили договоры. Все деньги шли в копилку дома и оплачивались в кассу ПК. На них кооперативу удалось хорошо подремонтировать девятиэтажку. К тому же, как считали люди, они использовали территорию, которая предназначена для обслуживания дома по назначению. Ведь средства как раз шли в нужное русло – на обслуживание дома.

- Мы посчитали, что это логично. Территория принадлежит всем жильцам. И каждый имеет на нее равные права. Думаю, всякий владелец автомобиля хотел бы иметь рядом с домом гараж. Машин у нас много, и если все наши жители решат воспользоваться этим правом, то им просто не хватит места. Чтобы удовлетворить потребность, собственники гаражей должны будут меняться, например, каждые пять-семь лет, а то и чаще, - рассказывает председатель ПК «Лотос» Вадим Иванов. - Поэтому мы решили, что убирать гаражи нецелесообразно, а лучше установить плату для желающих. Это будет вполне справедливо.

Так и повелось. Но время шло. Гаражи продавались. Собственники менялись, а новые договоры не заключали. К тому же во дворе появились так называемые «самозахватчики», которые несколько лет назад поставили «дома» для своих «железных коней» впритык к детской площадке и отказались платить аренду. Естественно, под гаражи сделали «подушки» из щебня. Они оказались выше, а детская площадка превратилась в болото, так как вся вода стала стекать именно сюда.

Гаражи с детской площадки решено было убрать. А недовольные жильцы обратились в земельную инспекцию. Результатами обращения стали проверка и многочисленные судебные разбирательства.

В результате было вынесено определение «…принять меры к собственникам гаражей», а иначе говоря - найти всех хозяев и принудить их убрать все(!) гаражи, которые располагаются на территории, принадлежащей ПК «Лотос», так как их установка не предусмотрена целевым использованием этих участков.

Пытаясь отстоять свои права, представители ПК «Лотос» отправили письмо в городской отдел земельных отношений с просьбой разрешить установку этих гаражей, но получили неоднозначный ответ: «… на основании п.2 ст. 62 Земельного кодекса РК порядок пользования земельным участком, расположенным вне (за пределами) фундамента здания, определяется соглашением участников кондоминиума с условием соблюдения общественных интересов, санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных, градостроительных и других норм». И такое соглашение вроде бы есть, но определение об освобождении участков было вынесено, исходя уже из другого документа: «…согласно генеральному плану застройки г.Петропавловска… и проекта детальной планировки в квартале Абая – Пушкина – Мусрепова – Жамбыла… данные гаражи расположены в зоне многоэтажной застройки, размещение которых на данной территории не предусмотрено».

При этом в п.3 ст. 49 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» говорится, что «в жилой зоне допускается размещение гостиниц, наземных и подземных гаражей, открытых стоянок автомобильного транспорта, а также производственных объектов, размещение и деятельность которых не оказывает воздействия на окружающую среду, требующего устройства санитарно-защитных зон». Но гаражи оставить не разрешили.

Сейчас возмущение у ПК «Лотос» вызывает не столько сам факт противоречия в законодательстве, которое, увы, не в пользу жителей, а то, что освобождать территорию, то есть «изымать ее из незаконного пользования» обязали именно кооператив. При этом во внимание не приняли того, что половины собственников никто даже в глаза не видел. Для исполнения решения установили четкие сроки, в которые ПК, естественно, не укладывается. Дежурить около гаражей, многие из которых используются под склады и владельцы появляются там очень редко, конечно, никто не будет. А с теми, кто исправно платил аренду, договоры расторгли, и сейчас идут судебные разбирательства.

- У нас нет столько денег, чтобы бороться с собственниками. Это же нужно на каждого из них подать в суд, заплатить госпошлину. Да и дело не только в деньгах! Я просто не могу найти хозяев. А как без ведома владельца я могу сдвинуть с места чужой гараж? Во-первых, хозяин потом найдется и скажет, что у него оттуда пропали миллионы, а во-вторых, куда я его поставлю? – недоумевает Вадим Иванов. – Да и на эвакуатор опять-таки нужны деньги.

Металлические гаражи - это легкие строения, они нигде не регистрируются. Владельцев нет ни в одной базе данных. К тому же многие используют их в качестве складов для хранения и появляются там очень редко. Караулить хозяев можно сутками и при этом никого не застать. К тому же Вася, Петя или любой другой человек, пришедший в гараж, может заявить, что он вовсе не его собственник, а просто взял ключи у соседа. И как тогда быть?

- Какие мы на данный момент приняли меры: я наклеил на каждый гараж объявление и предписание убрать. Дал объявление в газету «Северный Казахстан», что владельцам необходимо освободить территорию. И уже есть судебные решения по сносу нескольких гаражей, с владельцами которых были заключены договоры. Однако они могут подать на апелляцию, и пока их гаражи стоят. Один владелец убрал гараж добровольно, - рассказывает Вадим Иванов. – Так что дело продвигается очень медленно. А у нас уже вышли все сроки.

На данный момент снова идут судебные тяжбы. На кооператив хотят наложить штраф за неисполнение, и в судебном порядке решается вопрос об отсрочке. В случае если суд откажет продлить сроки, ПК будет вынужден заплатить за нарушения. Но с чего платить эти деньги - пока непонятно, ведь ежемесячной оплаты, которую вносят жильцы, едва хватает на заработную плату дворнику, бухгалтеру и председателю. Но самое печальное, что штраф проблемы не решит. Чтобы найти всех владельцев, подать на них в суд и пройти все инстанции, нужны время и деньги, и притом немалые.

- Странно, что по всей округе очень много гаражей, которые стоят на государственной земле. К ним претензии почему-то никто не предъявляет, хотя, я так полагаю, требования такие же, - возмущается Иванов. – Наверное, просто некому ходить и вычислять хозяев, тратить деньги, время. А здесь наша земля, значит, есть на кого взвалить груз ответственности.

Все меньше и меньше

Интересно, что в Петропавловске за последние 30 лет не было построено ни одного гаражного кооператива. Сегодня их в областном центре насчитывается порядка 190. Имеются в виду именно капитальные строения. И то процентов 60 из них хозяева просто бросили. Это связано с тем, что некоторые гаражи до сих пор остаются неоформленными, где-то их из-за отдаленности разбирают «на запчасти» неравнодушные граждане, а имущество разворовывается. Да и иметь гараж «за тридевять земель» сейчас просто нет необходимости. Во времена Советского Союза машины неделями стояли в своих «домах». Владелец доезжал до гаража, допустим, на автобусе или велосипеде и брал авто только на выходные, чтобы, например, съездить на дачу или на природу. Но сегодня «железный конь» уже не роскошь, а средство передвижения, без которого как без рук. Поэтому и находиться он всегда должен в шаговой доступности.

По словам председателя Союза гаражных кооперативов города Петропавловска Михаила Пыркина, за последние два десятилетия в городе вообще прекратило свое существование сразу несколько крупных гаражных кооперативов, не считая мелких. При этом период развала, то есть 90-е годы, гаражи «пережили» лучше, чем двухтысячные.

Металлические «дома» во дворах тоже убирают. Так, только в этом году из дворов областного центра планировалось убрать порядка 86 гаражей. Именно такое количество насчитали в городском акимате, основываясь на обращениях председателей КСК.

«На данный момент отдел земельных отношений ведет активную работу в этом направлении. И, если владельцы незаконных построек не станут доводить дело до суда (а это им грозит в случае, если городские власти начнут доказывать незаконный захват земельных участков), Петропавловск в скором времени станет опрятнее и чище. На месте многих таких стихийных застроек оборудуют парковки. Таким образом автомобилисты, много лет незаконно занимающие государственные земли, будут обеспечены местами для стоянки своего транспорта, а дворы города избавятся от ржавых коробок», - говорится в информации, опубликованной на официальном сайте городского акимата в начале июля.

И гаражи действительно убирают. Однако пока на их месте в некоторых дворах красуются пустыри и свалки. Обещанные парковки оборудовали не везде. А территории продолжают обрастать горами мусора.

А нужно ли?

Убрать – одно. А куда поставить? Куда девать эти «ржавые коробки» - петропавловцы понятия не имеют. Продать их даже за бесценок уже практически нереально. Ведь спрос на металлические гаражи в областном центре упал практически до нуля. Но переносят и капитальные гаражи. По словам Михаила Пыркина, в городской администрации даже почти решили куда.

- Места для переноса уже практически определили. Я так понимаю, что возможно два варианта. На каком остановятся власти - пока непонятно. Это либо территория за бывшим заводом Ленина (ныне ПЗТМ), либо около магазина «Интеркабель». Но пока точно неизвестно, – рассказал Михаил Федорович.

Он также добавил, что в некоторых уже имеющихся гаражных кооперативах есть пустующие места. Только в кооперативе «Магистраль», расположенном за пешеходным мостом между вокзалом и Рабочим поселком можно разместить порядка двух десятков в том числе металлических строений. Конечно, для этого нужно будет также взять разрешение в акимате на установку. Но с этим, думается, проблем не возникнет. Также придется вносить оплату в кооператив. Она в зависимости от размеров кооператива составляет до 2000 тенге в год. Там, где нет охраны и электричества, и вовсе платить ничего не придется. Желающие могут обратиться напрямую к Михаилу Федоровичу. Каждый вторник и четверг с 9 до 11 часов он принимает посетителей прямо в вестибюле городского акимата.

А недавно заместитель акима города Петропавловска по строительству и оперативным вопросам Кайролла Галеев дал комментарий относительно гаражей, расположенных на улице Жукова. Они располагаются в зоне охранных линий ЛЭП. Там размещено порядка 400 гаражей.

- Сейчас мы ведем работу по перемещению этих гаражей. Подбираем земельный участок для создания гаражного кооператива, чтобы потом собственники могли узаконить земельные участки, - рассказал Галеев. – На 400 гаражей нужно около двух гектаров земли. Этот район будет в шаговой доступности домов, расположенных по улице Жукова и Болатбаева. При необходимости мы будем оказывать помощь по переносу этих гаражей и по созданию гаражного кооператива и соответствующей инфраструктуры. Это подъездные дороги.

С окраинами все понятно. Там проще найти свободные площади. Но что делать людям в центре города? Переносить гаражи на те же окраины? Нужны ли петропавловцам гаражи «за тридевять земель» - неизвестно. А иметь их в суровых условиях севера очень хочется. Ведь, когда зимой столбики термометра опускаются ниже 30 градусов, «дома» машинам просто необходимы не только с точки зрения экономии бензина, времени, денег на запчасти, но и экологии. Греть машину 10 минут в гараже или 30 под окнами у соседей – большая разница! Да и вероятность, что автомобиль вообще заведется в мороз, в гараже значительно выше.

Конечно, терпеть «ржавые коробки» во дворах недопустимо, особенно там, где они мешают окружающим. Но, если их наличие никоим образом не сказывается на благоустройстве, может быть, стоит придумать какие-либо нормы и правила? Например, разработать единый стандарт, окрасить все в единый цвет, обязать владельцев ремонтировать подъездные пути, платить аренду за земельное пользование и так далее. Такая перспектива могла бы не только улучшить внешний вид дворов со «ржавыми коробками», которых все равно во дворах предостаточно, но и увеличить поступления в местный бюджет, сэкономить горожанам время и средства. Думаю, многие собственники были бы только «за». Владельцы хотели бы занимать земли законно. Просто разрешения на это сейчас не выдают.

В новых микрорайонах уже планируют строить крытые парковки или паркинги. Жителям же уже сформировавшейся части города «воткнуть» такие объекты просто некуда. А оставлять «железных коней» в мороз на улице тоже не очень хочется. Вот такой замкнутый круг.

А вы как считаете? Нужны ли городу гаражи?


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"Железный конь" теперь бездомный"
22.08.19

Поделиться статьёй: