В Петропавловске провели вечер памяти музыканта, педагога Александра Ромазанова

Этот человек привил любовь к классической гитаре сотням юношей и девушек, расширил пространство любителей этого инструмента.

В итоге классы по обучению игре на гитаре открылись во многих школах искусств города и районов.

Прекрасный вечер памяти в Доме дружбы провела известная общественница, музыкант, основательница школы искусств «Престиж» (ранее ее директор) Наталья Георгиевна Римская-Корсакова.

- Я познакомилась с Александром Ромазановым в 1998 году, когда он пришел в школу искусств «Престиж», где я была директором, спросил, не нужны ли нам педагоги по классу гитары, - поделилась воспоминаниями Наталья Георгиевна. - Конечно, нужны! Я не спросила, есть ли у него диплом, работал ли он с детьми… Приняла на доверии, но сказала, что у нас очень маленькая зарплата, а летом мы вообще четыре месяца в отпуске без содержания. Он удивился, узнав, что у нас 30 педагогов, и согласился, сказав, что ему интересно познакомиться с людьми, которые работают бесплатно. Александр Ромазанов вошел в наш коллектив легко, всерьез и, возможно, надолго бы…

Наталья Георгиевна рассказала, что проработала с Ромазановым 13 лет, но узнала его биографию только когда отмечали его юбилей - 60 лет в 2009 году. И ей пришлось его поспрашивать, где родился, где учился, чем занимался. И вот тогда она придумала поздравление в виде оды. А начиналась она так: «Если бы я была акыном, я сочинила бы кюй об Александре Ромазанове - талантливом музыканте, о его трепетной и фанатичной любви к гитаре»…

Уже через год после того, как в «Престиж» пришел Ромазанов, или как его называли ученики и друзья Сан Саныч, ансамбль гитаристов выступал на всех площадках города: в школах, в организациях, в парке, на праздниках. Сан Саныч стал проводить лектории «Грани гитарного искусства» в общеобразовательных школах, где знакомил ребят с гитарой. Он вел «Музыкальную гостиную» в музее изобразительного искусства.

- Александр Ромазанов много времени уделял ученикам, но и очень любил выступать перед любой аудиторией, - напомнила Римская-Корсакова. - У нас много было программ для выступления, мы даже придумали программу по арт-терапии и приняли в школу на бесплатное обучение детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и выступали с циклами концертов перед ними. Он с ними проводил беседы и говорил: «Никогда не теряйте надежды, будьте здоровы, смело двигайтесь к успеху. Мы с вами рядом, мы вместе!». Однажды, выступив в детской колонии, он так понравился аудитории, что они стали просить его почаще выступать у них. И он стал каждую неделю ездить к ним. Здесь он проявил себя не только как музыкант, но и как психолог, педагог. Он знал психику малолетних правонарушителей. Он знал, что они больше любят песенную музыку, где можно вывернуть душу, рассказать о своей мечте или боли.

Видео записей выступлений ансамбля гитаристов, созданного Сан Санычем, сохранилось крайне мало. Но гостям вечера показали несколько видеозаписей. На одной - выступление ансамбля на 25-летнем юбилее школы искусств «Престиж».

Уже на следующий год Александр Александрович предложил провести фестиваль классической гитары «Я гитару настрою…», который посвятил своему учителю Владимиру Василевскому.

«В 60-х годах Владимир Владиславович Василевский основал ансамбль гитаристов на базе ПЗТМ, - рассказывал Александр Ромазанов в одном из интервью. - Бывший фронтовой корреспондент, прошедший всю Великую Отечественную, он оказался тонким, талантливым музыкантом, педагогом. Писал переложения для классической гитары, сочинял. Моё первое знакомство с этим удивительным человеком произошло как раз в то время. Потом я поступил в Омский политех и продолжал заниматься гитарой. В ансамбле Василевского я оказался после окончания вуза в 1974 году. Это было очень плодотворное время, мы жили полной творческой жизнью, много концертировали, ездили по подшефным военным гарнизонам на границе с Китаем. К слову сказать, проблем с материально-технической базой у нас не было. Закупили дорогостоящие инструменты ручной работы. А за струнами я специально ездил в Москву»…

Этот фестиваль проводился в течение 12 лет. Первый фестиваль продолжался 2 часа 51 минуту. В нем принимали участие три городские музыкальные школы. Три педагога выставили своих учащихся со сложной программой - Надежда Кузнецова, Владимир Козлов и Александр Ромазанов. Звучали произведения композиторов Торреги, Милано, Леннона, Паганини, Орехова. В жюри фестиваля входили известные музыканты и поэты, а также тонкие ценители этого прекрасного инструмента: Владимир Омельяненко, Валерий Пиль, Олег Карпов, Юрий Родионов. А прекрасное оформление сцены, волнение ребят и организаторов фестиваля, репетиционные звуки гитар создавали особый настрой праздника.

Гостем этого фестиваля был и знаменитый мастер по изготовлению гитар, музыкант, ветеран Великой Отечественной войны Филимон Запорожец. Сан Саныч очень любил этого фронтовика, остроумного, доброго человека, мастера на все руки. Он знакомил с ним своих учеников, прививая тем самым уважение к истории страны, к ее героям.

Всех заслуг Ромазанова трудно перечесть, именно он привил любовь к классической гитаре множеству юных петропавловцев. Он был талантлив, и, как у многих талантливых людей, у него были свои незыблемые правила, которые не входят ни в какие административные рамки. Творческому человеку просто ненавистны отчеты, планы, списки, расписания занятий, собрания, вся бумажная бюрократия. Он не терпел фальши ни в чем и мог открыто об этом говорить. Увы, это понимают и принимают далеко не все…

Перемены со временем произошли в школе. Перемены произошли и в жизни самого Сан Саныча. Он стал играть на улице, на нашем петропавловском Арбате. Для маленького города это был очень смелый по тому времени акт.

Эту традицию продолжил ансамбль – Булат Жакупов и Игорь Саркисов, выступающие с солистом Алексеем Ржевиным. Это трио стало не просто украшением центральной улицы, а украшением нашей жизни.

- Александр Ромазанов любил не только сам играть, но и много слушал музыку. Причем не только гитару. Он очень любил слушать фортепиано, даже посещал уроки у пианистов-педагогов, - сказала Наталья Георгиевна. - Поэтому, когда Андрей Слезко давал сольные концерты в университете, Ромазанов всегда на них бывал.

На вечере выступили многие музыканты, сред которых ученики и последователи Сан Саныча, его друзья, коллеги.

- Он привил любовь к классической гитаре сотням юношей и девушек, - подвела итог беседы Наталья Римская-Корсакова. - Он расширил пространство любителей гитары, в связи с чем были открыты классы по обучению игре на гитаре во многих музыкальных школах и школах искусств не только в городе, но и в сельских районах: Бишкуле, Пресновке, Булаево, Сергеевке, Новоишимке, Явленке, Тайынше, Мамлютке. Он заложил традицию проведения ежегодных фестивалей классической гитары «Я гитару настрою», традицию уличного музыканта.


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Ода Сан Санычу"
01.09.22

Поделиться статьёй: