В Петропавловске прошел телепоказ постановки алматинского театра «АРТиШОК» - «Ұят»

Познакомить горожан с творчеством креативной команды из южной столицы Казахстана решили представители ОФ «Еркіндік қанаты» при поддержке Фонда Фридриха Эберта.

«Ұят» поставлен по пьесе украинского драматурга Натальи Ворожбит российским режиссером Галиной Пьяновой. В главных ролях - казахстанские актеры: Чингиз Капин, Екатерина Дзвоник, Виктория Мухамеджанова, Азиз Бейшеналиев и многие другие.

Пьеса поднимает остросоциальные для Казахстана темы, о чем говорить порой в обществе не принято. Из явных раскрытых в спектакле проблем - отношения между «городскими» и «аульными», вопросы сексуальной непросвещенности одной категории молодежи и, напротив, выпячивание этой темы другими. Из подтекста можно извлечь куда более глубокие смыслы. Например, само восприятие «стыда». Что-то смертельно страшное для одних, для других же просто «хайповая» тема.

К таким людям относятся сотрудники выдуманного телеканала «АулТВ», которые в погоне за рейтингами готовы копаться в чужом грязном белье. Созданный ими новый телепроект «Ұят» как раз нацелен на этот зрительский интерес. Парадокс вот еще в чем. Казахстанский зритель такие темы очень любит, однако, когда подобная проблема сваливается на типичную среднюю семью, то ими щекотливые вопросы воспринимаются жестко в штыки. В этом и особенность такого понятия, как «ұят».

Одна из главных героинь спектакля, сценарист из Украины, как раз и приехала в нашу страну, чтобы дать старт скандальному проекту. В Казахстане она за короткое время сталкивается с несколькими типами ментальности - свободные нравы сотрудников редакции, жителей города и крайне закрытые, своеобразные сельские жители, кажется, застрявшие в консервативном мироощущении.

В центре внимания история сельской девушки Асель, которая при крайне странных обстоятельствах в 17 лет ушла из жизни. Когда гостья из Украины пытается дознаться у родственников о причинах ее смерти, она сталкивается с крайне враждебной реакцией. В итоге ситуацию она домысливает сама, исходя из ощущений от увиденного и «допинга» в виде марихуаны. Ей видится, как Асель лежит и мучается на смертном одре, как родственники бегают вокруг и пытаются смягчить ее муки. В своем видении она предполагает, что девушка, соблазненная одним из строителей, родила ребенка на жайляу и истекла кровью. О своих предположениях она рассказала двоюродному брату умершей - типичному «городскому казаху». Тот даже ввязывается в драку с предполагаемым соблазнителем.

Так ли это было на самом деле, не известно. Но полученных впечатлений хватило для создания основной фабулы программы, первой героиней которой стала домработница одной из сотрудниц телеканала. Приехавшая из села девушка, даже не знавшая в свои 19 лет, в силу своего строгого воспитания, «откуда дети берутся», познакомилась в городе с парнем, от которого забеременела. Назвав девушку «грязной», молодой человек равнодушно бросает ее. Девушка откровенно рассказала об этом в передаче и попросила прощения перед своими родственниками.

Продюсер телепередачи похвалил коллектив за успех. Все тут же бросаются «обмывать» новую рейтинговую программу, моментально забыв про несчастную героиню. То, что для нее является тяжелым грузом на душе, для шоуменов становится лишь средством для привлечения зрительского интереса. Как девушка будет жить дальше, простят ли ее родители, сможет ли она устроиться в обществе - недавних бойцов с консервативным понятием «ұят» уже не волнует.

Петропавловская аудитория, в основе которой была молодежь, спектакль приняла очень тепло. Зрители отметили актуальность пьесы, жесткое игнорирование общепринятых стандартов театральных постановок - язык пьесы по-настоящему живой, тот самый, что мы слышим ежедневно, даже без бранной лексики не обошлось. Главная мысль пьесы проста и понятна - многие молодые люди живут в ловушке стереотипов и предрассудков, созданных не ими. И это касается не только сельской молодежи. Значительная часть городских уверена, что они куда выше, умнее и цивилизованнее тех, кому не посчастливилось родиться в крупном областном центре. Конечно же, все это далеко от истины. И пока мы сами создаем два параллельных мира, соприкосновение которых нередко приводит к конфликту, ничего хорошего не случится.

И как мудро отметил в одном из интервью актер спектакля Азиз Бейшеналиев, сейчас в обществе много стыда, а вот совести как раз не хватает...


Павел Притолюк
газета "Северный Казахстан"
"О чём принято молчать"
23.08.18

Поделиться статьёй: