В Петропавловске прошел международный фестиваль «Qyzyljar music fest»
И хотя фестиваль уложился всего в один день, его программа по-прежнему была насыщенной и разнообразной. Жарко было на сцене и от выступлений хореографических коллективов, и от классических исполнителей.
Танцевальное искусство представляли как профессиональные коллективы из филармонии («Туған жер», «Әдемі-ау», «Мәңгілік»), «Sensitive», так и детские («Diamonds», «Қуанамын») на народную и современную тематику. И если на этот раз из зарубежья артисты не приехали, никто и не заметил их отсутствия из-за широкой географии номеров, выбранных местными талантами для фестивальной программы. У наших руководителей ансамблей наработан большой интернациональный опыт в постановке танцев народов мира. Целый каскад казахских танцев есть у каждого коллектива: стилизованные «Өрлеу», «Мен қазақпын», «Қазақ елі» - у «Туған жера», «Той думан», «Нәзіктік», «Шебер» - у «Әдемі-ау», «Томирис» - от «Diamonds», «Тоқтамай биле» - это «Қуанамын», «Қара жорға» («Мәңгілік»), хореографическая композиция «Абай» представлена театром танца «Sensitive». Палитра танца засверкала еще ярче, когда подключились, показывая наипопулярнейшие у публики композиции, все ансамбли: корейский «Чонджи» («Туған жер», М.Тонков, балетмейстер С.Жумажанов), уйгурский «Ай пари» (студия танца «Қуанамын», А.Ушакова, Р.Гайнанова, М.Хамзина), бальный танец «Танго» (О.Ростовщикова), русский танец «Ромашка» («Мәңгілік», М. и О.Лахтины), «Я танцую» («Diamonds», В.Романченко»), «Дагестаночка» («Әдемі-ау», Р.Сучкова, Б. Макина).
Сборник танцевальных хитов включал и такие номера, как «Арташат», «Кишмиш», «Халай», «Шодиена», цыганский «Нунта», таджикский, закарпатский… Ох и жарко было на петропавловской сцене от эмоций исполнителей вперемешку с аплодисментами гостей и жителей города! Если бы включить в фестивальную программу и другие полюбившиеся поклонникам танца номера, то танцоры бы отобрали у других участников фестиваля все время. «Unreal! Нереально!» - композиция от «Туған жера» лучше всего характеризовала атмосферу начавшегося праздника.
- Праздник состоялся, такие встречи с участием в больших концертных программах разноплановых танцевальных коллективов одновременно интересны и ответственны, - говорит заслуженный деятель РК, хореограф Расима Сучкова. - Я приглашала гостей - подруг из Омска - показать, как наши горожане участвуют в таких мероприятиях. Их мнение: жители города просто на удивление активно реагируют на выступление артистов: участвовали и в танцевальном марафоне, и вечером на встрече с классикой. Да еще при такой жаркой погоде! Конечно, фестиваль не такой объемный, как хотелось бы, не все жанры в силу ряда обстоятельств представлены, но все прошло ярко и незабываемо!
Конечно, и вечер классики собрал большую аудиторию. Классическая музыка - это гармония, совершенство звука. Разве какой другой жанр искусства может сравниться с ее благотворным влиянием на человека! А какие гости собрались на фестиваль, чтобы порадовать любителей музыки! Симфонический оркестр Государственной академической филармонии им. Е.Рахмадиева г.Астаны (дирижер - заслуженный деятель РК Абзал Мухитдин), оперные певцы - из Италии Ivanna Speranza, из Аргентины - David Piaggio. Москву представлял исполнитель классической музыки и симфонического рока Денис Шаповалов.
Соответствующий, лирический тон задали танцоры из петропавловского ансамбля спортивных бальных танцев под «Русский вальс» Д.Шостаковича под аккомпанемент одного из профессиональных коллективов столицы, отличающегося разнообразием программ и высоким уровнем исполнения. Симфонический оркестр Государственной академической филармонии им. Е.Рахмадиева под управлением художественного руководителя и дирижера Абзала Мухитдина исполнил симфоническую поэму «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова, написанную композитором под впечатлением от арабских сказок «Тысяча и одна ночь».
Оркестру удалось захватить внимание слушателей восточным колоритом, имитацией звучания восточных инструментов, ведь в составе инструментов и арфа, и колокола, и целая группа ударных инструментов. Слушать такую музыку – одно наслаждение – читалось в наступившей при ее исполнении тишине и внимании. Рад и дирижер: Абзал Мирасбекович тщательно подбирал фестивальный репертуар с расчетом на разные вкусы аудитории и остался доволен ее реакцией. Звучали и другие музыкальные откровения - «Павана» Габриеля Форе, «Танго» Алмаса Серкебаева.
Кстати, оркестр по составу музыкантов молод и перспективен. Среди них – ученики нашего музыканта и педагога Болата Ультаракова по классу «Ударные инструменты», о чем он с гордостью сообщил. И не только его воспитанники. Альтист оркестра Алихан Кулибеков учился у А.Подолян:
- Я родом из Петропавловска. Девять лет получал музыкальное образование в Петропавловске, затем окончил КазНУИ (класс Н.Каримова). В оркестр столичной филармонии прошел прослушивание, с прошлого года работаю в нем. Гастролей с оркестром пока не было, но в университете были: Германия, Австрия, Италия, куда ездили вместе с Айман Мусаходжаевой. На фестивале увидел много знакомых, в том числе своего первого преподавателя Альфию Васимовну Подолян, пришли родственники. Всегда приятно вернуться на родину, домой. Публика шикарная, хорошо встречали. Дома всегда приятно играть. Кстати, в оркестре есть еще североказахстанцы, думаю, мы достойно представляем свой регион!
Становилось все жарче от сверкающих на фестивальном небосклоне имен. Мы тоже этого ждали: после первоклассного выступления оркестра из Астаны на сцену вышли хозяева фестиваля – эстрадно-симфонический оркестр Северо-Казахстанской филармонии имени Ақана сері, чтобы составить компанию нашим и зарубежным вокалистам. Асхат Таушев, обладатель почетного знака «Мәдениет саласының үздігі», звания «Ерен еңбегі үшін», мужественно взял на себя первый выход с песней Абая «Айттым сәлем, Қаламқас», чтобы потом волноваться уже за жену Динару: «Бұлбұл» в исполнении лауреата международных конкурсов и тоже «Мәдениет саласының үздігі» всегда приятно слушать, как и их дуэт из оперетты Ф.Легара «Страна улыбок». Наконец, на сцену поднимается импозантный аргентинский тенор, «золотой голос» из Сантьяго Давид Пьядджо и сразу берет высокие оперные ноты: арии Каварадосси из оперы «Тоска» Пуччини, неаполитанская песня «Core 'ngrato», ария Калафа из оперы «Турандот» Пуччини. Конечно, блестяще! Обладательница лирико-колоратурного сопрано, страстная, оптимистичная итальянка Иванна Сперанца доказывает еще раз: ее страна недаром считается самой поющей, это в ее исполнении и вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта», вальс Мюзетты из оперы «Богема» Пуччини, «Поцелуй» Л.Ардити, ария Виолетты (Верди, «Травиата»). «Брависсимо, Иванна!» – поддерживают оперную диву в красном зрители.
- Конечно, певцы очень хорошие, приветливые, у них высокий уровень профессионализма, сложный репертуар, - утверждает солистка филармонии Василя Габидуллина, исполнившая песню «Ақшағала» Н.Тлендиева. - Но мы не уступаем!
Думается, с этим все согласятся, зная, как легко справляется с тем самым вальсом Джульетты сама Василя, и услышат, как поют все вместе в «Застольной» из «Травиаты» Дж.Верди.
Есть и те, кто вернулся после окончания вуза Астаны в родной город, – это скрипач Дамир Кабденов. Он явный лидер в своем амплуа страстного кабальеро и тоже выступил с оркестром соло с «Испанским танцем».
Интересное наблюдение выдал музыкант нашего оркестра Болат Ультараков:
- Никогда так не волновался! Как на экзамене. Только в этот раз сдавал его своим ученикам (смеется), сейчас работающим в оркестре Астаны. Представляете, играл и знал, что они слушают, как я сыграю, мою партию назубок знают, как бы сыграть хорошо, не ошибиться…
Не помешает узнать и мнение о фестивале Асхата Таушева, выходившего на сцену вместе с приезжими звездами:
- Фестиваль проходит так же, как в прошлом году, только солисты поменялись. Сложно ли петь? На свежем воздухе добавляются разные звуки, слушатель должен сосредоточиться, поэтому нужна хорошая аппаратура, здесь она отличная. Нам всегда интересно работать, мы выбрали эту профессию, мы обязаны выступать на 100%. На репетиции все отрабатывается. Два дня репетировали с оркестром. Сегодня только увидел зарубежных солистов, тенор Давид Пьядджо хорошо поет: дал бы ему 110 баллов, а мне 115 – он на нашем не поет (смеется). А я пою на его языке. С удо-вольствием участвую в фестивале «Qyzyljar music fest», жду каждое лето, как праздник. Мы сюда рвемся. Это праздник, который проходит один раз в год. Для нас, для горожан шикарный праздник! Отличное оформление и организация! Желаю ему долгих лет существования на постоянной основе. С каждым годом зрителей становится все больше, приезжих много из других ст-ран, городов. Они поедут к себе, в свою страну и будут говорить об этом фестивале. Здесь звучат все шедевры мировой классики. Люди не были в Милане, в «Ла Скала», кто-то приехал из деревни. Для них это большой подарок. К популярности отношусь как к должному, у меня своя публика. («Браво, грация!» – услышал Асхат от проходившего мимо него Давида Пьядджо, - вот и пообщались, это же все понятно»). У меня своя публика. У нас, конечно, не так много фестивалей, певцов, как, например, в Италии. Но мы готовим учеников, мои ребята учатся в Москве, Алматы, Астане. Продолжатели...
Выступления виолончелиста, дирижера, композитора, профессора, члена Союза композиторов России Дениса Шаповалова ждали, пожалуй, не меньше, чем других, если не больше. Он представил две авторские симфо-рок-композиции – «Tribute to Pink Floyd» и «Рок-вариации на тему Рококо». Интрига сохранялась: рок и классика, как совмещается? Беседовать с Денисом Шаповаловым – как побывать на другой планете, где все тебе рады, где бездна юмора, доброй иронии и умения посмеяться над собой… вместе.
- Я могу все. Это надо использовать. И везде гениально. Сочинять и дирижировать. И рок, и классику. Надо же публику воспитывать. Есть программы, когда рок против рококо, в первом отделении классическая, во втором - роковая, все смешивается. Кто не слушал рок, тот послушает классику, и наоборот. Можно слушать любую музыку, но в хорошем исполнении. Можно испортить любую хорошую музыку.
Как рок начал играть? Я любил рок с юности, у меня даже был свой проект. Моя любимая британская рок-группа «Pink Floyd», я решил сделать трибьют (музыкальный альбом или концерт, посвященный творчеству какого-либо композитора и состоящий из его песен, записанных другими музыкантами), семь лет уже езжу с этой программой - и она пользуется популярностью. Приглашают именно с этой программой. Половина классическая, половина – мои роковые произведения, рок-симфония, трибьют. Может быть и Шуман, и Бетховен. Переходить из одного стиля в другой – это вопрос профессионализма. Настоящий профессионал может спеть все что угодно: и Онегина, и «Эй, ухнем», и «Вдоль по Питерской»…
- Вы оптимист по натуре?
- Когда с вами общаюсь - конечно!
- Вы всегда говорили: нужно идти по жизни, всему радуясь…
- Никто же не знает, что будет через минуту: раз – и все. Знаете анекдот: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?» - «Ку...» - «А что так ма...».
- А что будет в этой программе?
- Сегодня я исполняю рок – классика, «Pink Floyd» почти 70 лет на пике, почти Моцарт стал. Часовой трибьют. Разные композиции, в необычной обработке для симфонического оркестра, поднимаем эту музыку на другой уровень. Я выйду, оркестр мне будет аккомпанировать, а я буду шоуменить. Все будет грандиозно!
- Вы состоите в каком-нибудь оркестре?
- Я же большая звезда, солист, никогда не состоял и не собираюсь. Маршалов на рядовых не обменивают.
- А как оркестр?
- Хороший. Зал полный.
- Потому что вы выступаете?
- Ну нет. Вы же, например, впервые приходите: что за волосатый вышел? А потом за час все - и слушатель ваш. Задача артиста – увлечь, обменяться энергией, а иначе зачем это все?
- Вы должны были весной приехать…
- Что-то не срослось, но сейчас получилось.
- Вы сейчас везде – и там, и там…
- После этого фестиваля поеду в Макао. Это Гонконг. Потом Стамбул, Милан…
- Музыкант мира. Ваш педагог?
- Наталья Николаевна Шаховская. 10 лет играл с Ростроповичем. Учеников у него много. Все хорошие и все лучшие. Все идут по жизни кто куда. Нужен характер, желание. Характеры разные. Если нет драйва, ничего не придумаешь...
…Он вышел, и публика была вместе с его эмоциями. Пели, даже «ла-ла-ла», как он предлагал, если не знаешь слов. Танцевали. Каждый хотел быть с ним на одной волне… Его виолончель, как настоящий друг, была с ним заодно…
Абзал Мухитдин, один из организаторов фестиваля и его главный герой, еще не остыв после бурного выступления оркестра Астаны с Денисом Шаповаловым, которым он дирижировал, сказал:
- Подготовка шла в несколько этапов, потому что было три больших блока. Выражаю огромную благодарность дирижеру эстрадно-симфонического оркестра СКО филармонии Евгению Сафронову. Молодец, подготовил программу, аккомпанемент, сегодня мы впервые прошли с солистами утром и вот вечером ее выдали. С Денисом мы были позавчера в Астане, давали концерт в два раза больше, «Шехеразада» - это наш конек в честь 25-летия симфонического оркестра филармонии, который я создал в 1999 году. Это первый оркестр Астаны. Он стал родоначальником всех оркестров столицы. После него уже появились многие другие оркестры. Сегодня имели возможность доставить удовольствие публике Петропавловска и себе тоже (улыбается). Оторвались, так сказать, на полную катушку. Публика довольная, думаю. Дай Бог, чтобы фестиваль продолжался. Третий выпуск: три раза прошел он и должен идти дальше!
газета "Северный Казахстан"
"Впечатления яркие и… жаркие!"
18.07.24
Поделиться статьёй: