В Петропавловске прошел концерт 60-го сезона Северо-Казахстанской филармонии имени Ақана сері

Автор амбициозного проекта, дирижер, обладатель звания «Мәдениет саласының үздігі» Адлет Азбаев снова в Петропавловске, чтобы показать свое креативное детище - национальные инструменты в новом, современном и мощном звучании - в содружестве с оркестром казахских народных инструментов имени Сегіз сері (художественный руководитель и дирижер К.Гафуров).

Наблюдается устойчивая тенденция роста зрительского интереса к проектам фолк-формата гостя из Астаны: собрать за два дня на свои двухразовые концерты полный зал - рекорд! И уже все подробно наслышаны о достижениях выпускника Государственной консерватории им. Курмангазы и КазНУИ: лауреат международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт», лауреат международного конкурса им.Коркыта, лауреат республиканских конкурсов им. Курмангазы, им.Таттимбета, XXV республиканского конкурса молодых исполнителей, дважды лауреат республиканских конкурсов им. Нургисы Тлендиева, «Мәңгілік сарын». И с удовольствием расскажут об изюминке его фолк-шоу: популярно донести до каждого слушателя игрой на народных инструментах традиционные кюи, классику в современной, эстрадной обработке. И замрут перед каждым номером в ожидании сюрприза...

Открывается прозрачный занавес с танцующими девушками из ансамбля танца «Туған жер» под ритмы «Ақсиса-интро» в исполнении казахского оркестра и в сопровождении хора колледжа искусств. Внезапно внимание публики переключается на резко выскочившего из рядов домбристов М.Гайнуллина с энергичной композицией «Queen Мedley», и дальше шоу, не сбавляя быстрого темпа, идет по нарастающей. Несколько зарубежных хитов - нежная, предназначенная для фортепиано и оказавшаяся не менее благозвучной и в исполнении казахских национальных инструментов «Баллада для Аделины» Поля де Сенневиля из репертуара Ричарда Клайдермана, «Тattoo», взятая у шведской победительницы «Евровидения» Loreen, а также «Feelling Good», позаимствованная у певицы Нины Симон, и вы чувствуете себя в приподнятом настроении, как декларируется в одном из них. И расслабьтесь, дамы и кавалеры, под «Русский вальс» Д.Шостаковича: на сцене танцоры «Туған жера», неожиданно и дирижер А.Азбаев, сделав знак музыкантам играть без него, ведь он уверен в их поддержке, с домбристами подключается к танцу. Зал очарован скользящими на счет «раз-два-три» парами и вдохновляющими звуками бессмертного вальса…

Впрочем, дирижер, продолжая создавать своей бесподобной энергетикой соответствующую атмосферу, постоянно держит в тонусе, завораживая задорным ритмом исполняемых произведений. Как же: звучит популярная мелодия «Тiсо Тiсо», когда ни музыканты во главе с дирижером, ни зал не могут сдерживать эмоций и… движений в такт бразильским ритмам.

Можно ощутить себя на сеансе в кино, у экрана телевизора, по которому идет любимый сериал, или в зале игровых автоматов, когда автор проекта учитывает вкусы и интересы той части аудитории, что привержена к этой сфере досуга. Почувствовать, убедившись в том, что именно музыка делает их узнаваемыми. Естественно, под качественный и профессиональный аккомпанемент оркестра с артистическим воплощением замысла дирижера. Так и хочется сказать: в действующих лицах «Фолк-шоу» во главе с дирижером Адлетом Азбаевым и его единомышленником-оркестром – солисты-вокалисты филармонии Б.Жанай, И.Кадырбай, Н.Жолдасбеков, А.Сыздыкова и др. В авторской аранжировке и интерпретации в свежих красках преподносится и отечественная музыка: «Махамбет» Н.Тлендиева, KzHits, Қазақша тренд (хор колледжа искусств). Что-то невообразимое творится в зале, когда все слушают и поют, ностальгируя, песни Батыра, под величественные звуки солирующего кыл-кобыза словно внимают зову предков - до слез! - под песню «Мен қазақ», зашкаливают эмоции и колотится сердце под кюй Курмангазы «Адай». Создать возвышенный настрой традиционным казахским народным инструментам помогают скрипки, медные духовые, ударные инструменты, которые постоянно задействованы в шоу, в том числе своим соло. Пожалуй, фолк-шоу - это даже нечто большее, объединяющее и сплачивающее людей, понимающих: музыка, казахская музыка – это наша культура, традиции, образ жизни, наконец…

…Казалось бы, мы многое знаем о заставившем говорить о себе в самых лестных словах дирижере и авторе проекта «Фолк-шоу» Адлете Азбаеве. Но снова хочется его расспросить о деталях подготовки столь ярких программ. Причем Адлет, когда говорит о проекте, всегда выражает объединяющим его единомышленников словом «мы» свои мысли:

- Когда я говорю «мы», подразумеваю себя и мою супругу Ботагоз. Мы - авторы и организаторы всего проекта. Помимо этого, у нас есть еще постоянные солисты, с которыми мы работаем, и они с нами, в зависимости от программы, ездят по городам Казахстана. В Астане у нас есть самостоятельно нами организованный оркестр, который так и называется - «Фолк-шоу». С ним мы даем концерты в столице или близлежащих городах нашей республики. Сам я работаю официально военным музыкантом в центральном ансамбле Министерства обороны.

- Как вы выбрали профессию дирижера?

- Любой дирижер начинает сначала с освоения какого-либо инструмента. Моим таким инструментом стал кыл-кобыз, когда я поступил и учился в алматинской школе имени А.Жубанова, потом перешел со своим преподавателем в музшколу им.К.Байсеитовой. В старших классах мне давал мастер-класс один очень опытный, хороший музыкант - виолончелист Саркыт Ансарович Мансуров. Он и заметил во мне какие-то способности, предрасположенность к дирижированию и посоветовал стать дирижером, поступить в консерваторию по этой специальности. Я послушался его совета и поступил на «Оперно-симфоническое дирижирование». Так как все инструменталисты сидят в оркестре, то мне особенно нравилось звучание оркестра, звуковая палитра, которую выдает оркестр, все его возможности. Играя на одном инструменте, ты не можешь выразить свои внутренние желания. Так как его возможности - тембрально, по диапазону - немного ограничены, а оркестр дает все возможности, всю палитру, поэтому мне и понравилась профессия дирижера. Профессия, конечно же, непростая, требует очень много времени, труда, подготовки, теоретических, психологических и технических знаний. Ты должен быть как преподавателем, так и психологом, менеджером, что требует много сил и энергии.

- Проект задумывался в духе современности и для какого-то определенного возрастного контингента?

- Наш проект в целом подходит для любой возрастной категории и аудитории - как молодым, так и возрастным, но наша цель и миссия, считаю, звучит так: популярной, современной зарубежной музыкой, саундтреками из кинофильмов - тем, что нравится особенно молодежи, привлечь ее внимание к слушанию более серьезных шедевров, исполняемых на казахских народных инструментах. И мы бы хотели пропагандировать наши казахские инструменты, нашу казахскую музыку среди молодежи. Так как, помимо хитов и популярной музыки, у нас звучит и казахская музыка – кюи, песни и многое другое. Фолк-шоу – это что-то вроде моста между молодежью и взрослым поколением, молодежью и казахской культурой.

- Существуют ли секреты подготовки вашего проекта?

- Мы даем этот проект со многими коллективами, во многих городах, провели уже больше 20 концертов «Фолк-шоу». Бываем именно в Петропавловске неоднократно, с оркестром имени Сегіз сері сработались, хорошо знаем друг друга, это один из лучших коллективов, по моему мнению. Не секрет, а моя методика, мой подход к работе дирижера в том, что я более демократичен, не то чтобы мягок, я сам очень люблю свою музыку, то направление, в котором работаю, пытаюсь этим заразить музыкантов. Они видят мою искренность, по моему мнению, заряжаются моим позитивом, поэтому все происходит слаженно, они тоже горят, то есть моя задача - зажечь в них огонь желания, чтобы их не заставляли, а они сами хотели. В такой момент музыканты выдают больше, чем они могут, это как раз то, чего я добиваюсь.

- Какие качества дирижера требуются дополнительно?

- Профессия многогранная. Кроме того, что ты должен быть подкован теоретически, знать гармонию, анализ всех произведений, историю музыки, инструментовку, характер каждого инструмента, его возможности, ты должен быть психологом, так как ты работаешь с живыми людьми. Это большой организм, большой коллектив, ты должен понимать: каждый человек имеет какие-то слабости, какие-то сильные стороны, ты должен их убедить, увлечь за собой, иметь определенные организаторские качества, так как организовать большой концерт – это очень непросто. Я являюсь автором целого проекта и не только руковожу оркестром, то есть мы прописываем свет, работаем со звукорежиссером, со всеми работниками, с танцорами обсуждаем постановки, много вопросов, так как это формат шоу, требующий различных неординарных решений, много организаторских, менеджерских качеств. К составлению программы мы относимся очень серьезно, готовимся задолго до концерта. Мы стараемся не просто выбирать номера, а каждый из них преподносить, подавать с какой-то изюминкой, смыслом, посылом, неординарной подачей, чтобы удивить нашего зрителя. В целом программа обычно состоит из трех блоков: 1 – популярные зарубежные произведения, хиты, 2 - мировые саундтреки из различных фильмов Голливуда, корейских дорам, турецких сериалов, а также многих других фильмов. 3 – музыка казахстанских, казахских композиторов, будь то композиторы 18, 19 веков, современные композиторы, музыка казахстанских саундтреков.

- В чем черпаете вдохновение для своих проектов?

- В целом, как любой творческий человек, я нахожу вдохновение во многом, например, в книгах, я очень люблю читать, также люблю красивую природу, стараемся с семьей, друзьями выходить часто, люблю пересматривать фильмы. Все красивое меня вдохновляет!

Сейчас закончились четыре наших концерта, вчера было два сеанса, сегодня тоже. Все прошло замечательно, на высоком уровне, публика была очень теплой, нас хорошо приняли. Хочу всех поблагодарить и сказать: «До следующей встречи!», потому что, я думаю и надеюсь, что мы не раз к вам приедем...

Чтобы вдохновить музыкой…


Алма Абильмажинова
газета "Северный Казахстан"
«Все красивое меня вдохновляет!»
12.12.25

Поделиться статьёй: