В Петропавловске продолжаются разбирательства вокруг скандально известного дома, построенного по госпрограмме

Оказывается, новостройку действительно возвели на земле, принадлежащей частному предпринимателю. Сейчас дальнейшая судьба строения решается в суде.

Мы уже рассказывали нашим читателям о том, что собственники квартир дома по адресу: ул. Жамбыла, 53, построенного по программе «Нурлы жер», на протяжении нескольких месяцев не могут отпраздновать новоселье. Новостройка была сдана в эксплуатацию, однако заселить в нее пока никого не могут.

Еще в конце прошлого года жители недостроенной многоэтажки подписали договоры и начали платить ипотеку. Им говорили, что дом практически готов и жильцов заселят в самое ближайшее время. Но, как выяснилось, к нему не были подведены инженерные коммуникации, кроме тепла. Об этом будущим покупателям, видимо, сообщить забыли.

А тем временем жильцы выяснили, что дом якобы построен на участке, который еще находится в частной собственности, а суд первой инстанции вообще постановил снести строение. И эта информация подтвердилась. Мы встретились с частным предпринимателем и выяснили, как же получилось, что дом возвели на его территории.

Как оно было

Тимур Нурланович Сарсембаев - довольно известный в городе предприниматель. Именно ему сейчас принадлежит почти треть территории, на которой возвели новостройку. В свое время он и сам хотел строить здесь жилые дома по госпрограмме, но не получилось…

По словам Тимура Нурлановича, история началась еще в 2015 году. Тогда его пригласили к себе аким области Ерик Султанов и аким города Марат Тасмаганбетов. В то время Петропавловск готовился к форуму, который должен был пройти в 2016 году. Поэтому предпринимателю предложили изменить неблагоприятный вид частного сектора на въезде в город. По плану на его месте в течение года должны были появиться малоэтажные строения, то есть двух- и трехэтажные дома.

- В 2015 году мне пообещали выделить земельный участок на бесплатной основе, чтобы я построил здесь дома, которые потом можно было бы реализовать по госпрограмме. Буквально спустя месяц мне сообщили о том, что бесплатно выделить участок не могут, но строить нужно срочно. Так что предложили выкупать участки самостоятельно и пообещали свою поддержку, - рассказал Тимур Сарсембаев. – Мы даже подписали меморандум с акимом города о том, что власти будут всячески помогать мне.

Затем форум перенесли на неопределенный период времени. Интерес у всех сразу пропал, а Сарсембаеву пришлось оформлять документы в общем порядке. В то время с жильцами контакт он уже наладил, подписал соглашение с собственниками всех участков. Кроме того, заключил договоры намерения о том, что выкупит их, как только приведет в порядок все необходимые документы, так как выяснилось, что у многих они были получены еще при Советском Союзе. На эту стандартную процедуру у предпринимателя ушло целых полтора года.

А время шло, и о форуме вновь заговорили. Однако новый аким области решил к мероприятию кардинально изменить облик ДСРа и обустроить на въезде в город другую «входную группу» - уже из многоэтажек.

В январе 2017 года Сарсембаеву позвонили из городского акимата и предложили выкупить этот земельный участок. Он согласился отдать его за символическую сумму, которая должна была покрыть его расходы, связанные с оформлением земли. Однако об этом поговорили и забыли. А в середине 2017 года вопрос возник снова. Тогда предпринимателю предложили взамен другой участок. Тимур Нурланович опять согласился, но попросил показать, что именно ему предлагают.

На этом все и закончилось. По словам Сарсембаева, больше никаких предложений от властей к нему не поступало. А потом предпринимателю вручили постановление о начале принудительного изъятия участка для государственных нужд. Однако до конца процедуру тоже не довели. А еще спустя полгода Тимур Нурланович увидел, что на его территории снесли забор и начали строительство.

- В январе я обратился в частную компанию, чтобы они определили координаты моего земельного участка, чтобы понять, не произошло ли наложение. И уже в начале марта написал претензию в отдел строительства акимата и компанию застройщика - ТОО «Стройкомпания», - рассказывает Тимур Нурланович. - Подтверждения еще не было, но так как, по предварительным данным, стройка шла на моей земле, я решил не ждать и добиться справедливости, пока в доме еще только делают фундамент. Это сейчас меня пытаются выставить крайним, якобы я молчал до последнего и только когда дом уже практически был готов, начал предъявлять свои права на землю.

Тогда Сарсембаеву ответили, что дом строят на основании постановления акима города на проектирование(!). И это настоящий абсурд. То есть, по сути, им разрешили только сделать проект, а на этом месте уже начали возводить здание. Получив такой ответ, предприниматель понял, что на конструктивный диалог с ним идти не хотят, и обратился с иском в суд.

КТО ПРАВ, А КТО ВИНОВАТ?

28 апреля 2018 года Тимур Сарсембаев обратился в суд с иском к ТОО «Стройкомпания» и КГУ «Отдел строительства города Петропавловска», требуя, чтобы на его земле прекратили строительные работы, освободили территорию земельного участка от строительных материалов и провели рекультивацию земельного участка по восстановлению ландшафта.

Решением суда №2 города Петропавловска СКО от 4 июля 2018 года Сарбсембаеву в иске было отказано. Но уже 22 октября этого же года Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Казахстанского областного суда РК пришла к выводу, что процедуры принудительного отчуждения земельного участка не были выполнены, а потому изменила первое решение и удовлетворила иск практически в полном объеме, за исключением пункта о восстановлении ландшафта участка.

- На протяжении всего времени, что шло судебное разбирательство, стройка не останавливалась. На момент, когда мы заканчивали судиться, то есть 22 октября, со слов застройщика, готовность дома была только 80%, не считая коммуникаций. При этом дом ввели в эксплуатацию спустя всего два дня после решения суда, то есть уже 24 октября. Но об этом стало известно уже позднее, - рассказал Тимур Сарсембаев.

- Согласно нашему законодательству, к дому, не введенному в эксплуатацию, применяются нормы строительного материала. А попросту говоря, фактически он подлежит сносу. Тогда решение суда обжаловать никто не стал. Однако ответчик подал на отсрочку с просьбой не исполнять решение суда до 31 декабря 2018 года, ведь, чтобы здание не испортилось, его нужно достроить и успеть ввести в эксплуатацию. Однако это противоречило всякой логике. Несмотря на то что суд фактически постановил снести дом, эту отсрочку, а затем и вторую, им дали, - возмущается Сарсембаев.

Уже позднее выяснилось, что дом ввели в эксплуатацию 24 октября 2018 года. То есть фактически сразу же после вынесения постановления суда о прекращении строительства. При этом остается непонятным: если ответчик заявлял, что 22 октября дом был готов только на 80% процентов, то как его успели достроить всего за два дня? И зачем тогда нужно было брать отсрочку, а затем и вторую?

Кстати, об этих фактах Сарсембаев узнал буквально недавно из результатов проверки Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. Он обращался в Генеральную прокуратуру, которая направила запросы в соответствующие ведомства. По результатам внеплановой проверки выявлены нарушения требований Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК», которые направлены в Антикоррупционную службу.

Вот где собака зарыта

Сейчас Сарсембаев снова судится с акиматом. Вот только теперь уже он выступает там в роли ответчика. Помимо него, на скамье подсудимых оказались жильцы этих злополучных участков и представители земельного комитета, которые давали «добро» на совершение сделки.

Дело в том, что Сарсембаев согласно уговору выкупил у владельцев земельные участки не полностью. Как и было договорено, он помог жильцам поделить их на две части и приобрел только те, где планировал строить. Так как жилые дома в то время стояли по самую «красную линию», где строительство не предполагалось, их договорились оставить жителям для получения квартир, так как они все равно попадают под снос.

Согласно заключенному соглашению с жильцами, Тимур Нурланович помог каждому из них разделить участки земли надвое и выкупил одну из частей.

- В данном случае процедура изъятия была начата еще в 2014 году у предыдущих жильцов. Она не подразумевает того, что человек не имеет права продать свою недвижимость. Единственное - ему в справке о недвижимости ставится пометка либо «обременение», либо «юридическое притязание». «Обременение» согласно закону ограничивает действия с имуществом, а «притязание» позволяет производить с ним различные манипуляции, в том числе продавать или делить, - говорит Тимур Сарсембаев. - К данным участкам применялись «юридические притязания», поэтому по закону они были делимыми и их можно было продать. Так что мы ничего не нарушили.

Сейчас сотрудники акимата пытаются через суд признать незаконными сделки о купле-продаже и манипуляции по разделению земельных участков. Однако в материалах суда, некогда вынесшего решение в пользу Сарсембаева, говорится о том, что «на момент приобретения данных земельных участков ограничений в регистрирующем органе не имелось».

- Теперь мне говорят о том, что я ввел жильцов в заблуждение и обманул их. При этом сделку я заключал с собственниками, а не с акиматом, но никто из них в суд на меня не подал. Участки я брал у людей не даром: пускай за символическую цену, но я их выкупал и потратил кучу времени на их оформление. С жильцами у меня была предварительная договоренность, что я беру на себя все заботы, связанные с документацией. Я все выполнил, как и обещал. Все чеки, все документы у меня есть. При том все это время я платил за землю налоги. Если уж на то пошло, кто в этой ситуации остается обманутым: жильцы или я? – недоумевает Сарсембаев.

Суд да дело

А суд уже состоялся. 4 мая приговор огласили, однако его точную формулировку предприниматель пока не знает. Решение сторонам до сих пор не выдали. Сейчас Тимур Нурланович вместе с адвокатами готовит жалобу о нарушении сроков. В любом случае, каким бы ни был вердикт, предприниматель намерен идти до конца и отстаивать свои права. Если требования акимата удовлетворят, он будет подавать апелляцию и согласно законодательству пройдет все инстанции: областной, Верховный суд, даже готов обратиться в ОБСЕ.

- Меня сейчас деньги вообще не волнуют, меня интересует правда. Я готов подарить эти земельные участки городу в том случае, если накажут действительно виновных. И в данном случае это конкретные лица, которые подписывали документы. Ни на обмен, ни на компенсацию никакую я уже не соглашусь. С 2015 года я только и делал, что соглашался со всем, что мне предлагали. Ничего не мешало акимату изъять участки. Если бы они все сделали по закону, я бы даже не смог сопротивляться. Нужно было просто соблюсти все необходимые требования. Времени для этого было достаточно. В отношении меня такую процедуру изъятия возбуждали четыре(!) раза. Однако, так как все происходило с постоянными нарушениями, у них до сих пор ничего не получилось, - говорит предприниматель.

- Нарушены мои конституционные права. У нас есть представительство ОБСЕ в Астане, так что мне не нужно даже ехать за границу. Напишу заявление, предоставлю все документы, факты - и пускай на международном уровне разбираются. Мне, по сути, ничего даже делать не нужно. Если и в последней инстанции мне скажут, что я не прав, тогда я, наверное, соберу вещи и уеду в другую страну, где есть справедливость, - резюмировал Сарсембаев.

Все может быть

Кстати, с потенциальными жителями злополучной новостройки Сарсембаев уже также встречался. Он никому ничего не доказывал, а просто показал им все свои документы, от которых они пришли в настоящий ужас. Сроки заселения и так уже неоднократно переносили. А тут еще выяснилось, что дом вообще может попасть под снос. И это при том, что люди с начала года уже начали выплачивать ипотеку за приобретенные в нем квадратные метры и большая часть из них продолжает жить на съемном жилье.

Последним сроком заселения значилось 20 мая. При этом заселят людей в этот срок или нет - еще непонятно. А если и заселят, то пока будут продолжаться суды, его обитателям придется жить там, по сути, на птичьих правах. Конечно, никто не берется сейчас судить о том, сможет ли Сарсембаев в случае чего отстоять свою правоту в вышестоящих инстанциях или в том же ОБСЕ. Однако, если это все-таки случится, что будет с домом и - главное - с людьми, которые уже приобрели в нем квартиры?


Евгения Кочевая
газета "Добрый Вечер"
"Строим воздушные замки?"
16.05.19

Поделиться статьёй: