В Петропавловске потерпевшие по делу о рухнувшей трубе ТЭЦ-2 опасаются, что виновники трагедии уйдут от ответственности

В августе этого года городской суд признал троих подсудимых – бывших руководителей станции - невиновными. Кроме того, суд постановил уголовное дело направить прокурору области для установления и привлечения истинных виновных. Однако вместо этого прокуратура подала на оправдательный приговор апелляционное ходатайство.

Судебная коллегия по уголовным делам Северо-Казахстанского областного суда рассмотрела резонансное дело о рухнувшей трубе Петропавловской теплоэлектроцентрали. Апелляционное ходатайство на оправдательный приговор Петропавловского городского суда и частные постановления по делу поступило от прокуратуры.

Вердикт – оправдать

Напомним, процесс по делу о рухнувшей трубе проходил в городском суде Петропавловска с 10 января.

На скамье подсудимых оказались трое руководителей теплоэлектроцентрали - 61-летний Ержан Конырбаев, назначенный на должность директора Петропавловской ТЭЦ-2 в мае 2021 года, 35-летний Сергей Марченко, который приступил к обязанностям начальника котельного цеха с сентября 2021 года, и 52-летний Сергей Торохтий, который стал главным инженером ТЭЦ-2 в октябре 2021 года. Все трое обвинялись по статье 254 Уголовного кодекса (недобросовестное отношение к обязанностям).

В августе этого года судья Петропавловского городского суда Алмас Жумагазин полностью оправдал подсудимых. Разъясняя приговор, он подчеркнул, что суд, тщательно исследовав материалы дела, достоверно установил, что оправданные занимали руководящие должности на данном предприятии непродолжительное время, не проработав в качестве руководителей даже один отопительный сезон.

"В деле имеется заключение строительно-технической экспертизы, согласно выводам которой причинами обрушения дымовой трубы стала совокупность факторов, которые наступили не одномоментно и не внезапно, а в течение длительного промежутка времени. На это указывают и выводы других экспертов. То есть те факторы, что повлияли на разрушение трубы, возникли не в период работы именно подсудимых, а задолго до их вступления в должность. Поэтому в таких обстоятельствах делать подсудимых крайними нет никаких законных оснований", - подчеркнул судья Жумагазин.

Кроме того, по мнению суда, сторона обвинения проигнорировала то обстоятельство, что надломившиеся в марте 2022 года пояса трубы ранее не стали ремонтировать из-за нехватки времени.

"Рекомендации Технического отчета о состоянии дымовой трубы №1 от 2013 года не были выполнены, аварийная футеровка 11 и 12 звеньев не была восстановлена, капитальный ремонт трубы №1 ПТЭЦ-2 не был завершен. Однако со стороны должностных лиц, занимавших руководящие должности на предприятии, никакие меры по приостановлению эксплуатации дымовой трубы и выводу ее в ремонт в 2018-20 годах не предпринимались. Тогда как незавершение ремонтных работ в заключении эксперта указано как одна из причин обрушения дымовой трубы, и безаварийная ее эксплуатация без устранения дефектов была невозможна", - отметил Алмас Жумагазин.

Судья объяснил, что вынесено частное постановления о принятии мер по установлению лиц, совершивших уголовное правонарушение, то есть когда приговор вступит в законную силу, материалы дела вновь поступят в прокуратуру.

"Прокуратура взяла только одну версию, не дав оценку действиям других должностных лиц. Ведь предыдущие руководители работали в течение длительных сроков, один из руководителей, к примеру, 18 лет - с 2003 года. В период его работы проводились ремонты, он принимал ответственные решения о сокращение сроков и объемов ремонта, и как результат – труба надломилась на неотремонтированных звеньях. Но вопреки этому ставится вопрос о привлечении тех, кто только заступил на должности. Считаю, что должно быть принято процессуальное решение в отношении должностных лиц, которые руководили деятельностью данного энергопредприятия и не приняли мер к тому, чтобы своевременно проводить обследования и ремонты", - заключил после вынесения оправдательного приговора Алмас Жумагазин.

Уж виноваты тем…

Однако прокуратура искать новых виновных не стала, а вместо этого вынесла апелляционное ходатайство на приговор Петропавловского городского суда.

Государственный обвинитель Тимур Кульжанов на заседании судебной коллегии областного суда вновь настаивал, что на скамье подсудимых сидят именно те люди, которые виновны в обрушении трубы №1 вследствие халатного отношения к своим служебным обязанностям.

Он настаивал, что в ходе досудебного производства и судебного разбирательства достоверно установлено, что Конырбаев, Торохтий и Марченко, являясь руководителями ТЭЦ-2, недобросовестно отнеслись к своим обязанностям, ненадлежащим образом выполнили свои управленческие функции, что повлекло смерть человека и иные тяжкие последствия.

"Несмотря на доказанность фактов, суд сделал необоснованный вывод, который, по нашему мнению, не соответствует фактически установленным обстоятельствам. Изначально под председательством судьи Жумагазина все судебное следствие проведено в одностороннем порядке с принятием позиции подсудимых, что отчетливо прослеживается из аудио и видео протоколов судебных заседаний. Оценивая доказательства, суд без достаточной мотивировки и оснований изложил в приговоре только противоречивые доводы о невиновности", - отметил Тимур Кульжанов.

Он считает, что ссылка на иной временной промежуток совершения преступления и других лиц, ранее занимавших данные должности, сделана судом ошибочно.

"Действия по ремонту 2013-2017 годов, несомненно, могли стать одной из причин обрушения, что обвинением не отрицалось, так как данные выводы были изложены в заключении экспертизы. Однако неверно делать из этого вывод о непричастности к преступлению нынешнего руководства ТЭЦ-2. При этом органом следствия вопрос о качестве ремонта в данный период был выделен в отдельное производство", - отметил Кульжанов.

Отметим, что судья Алмас Жумагазин в ходе судебного разбирательства давал распоряжение участвующему прокурору о предоставлении результатов расследования выделенных материалов дела по факту некачественного ремонта дымовой трубы, но данное распоряжение прокурором не было исполнено. В итоге суд вынес частное постановление: "Довести до прокурора области о формальности выделения материалов в отдельное производство по факту некачественного ремонта дымовой трубы №1".

Между тем государственный обвинитель на заседании судебной коллегии подчеркнул, что сущность обвинения Конырбаева, Торохтий и Марченко состоит в том, что изменения на трубе почти за полгода до ее обрушения были настолько очевидны и известны последним, что требовали обеспечения минимальной безопасности сотрудников предприятия.

"С начала ноября 2021 года верхняя часть трубы по всей окружности была мокрая и на трубе образовывались наледи в виде сосулек. При наличии этих признаков подсудимые с ноября 2021 года по 20 марта 2022 года имели возможность инициировать проведение соответствующего обследования либо осмотра дымовой трубы, выявить разрушение футеровки, избежать ее самостоятельного обрушения и предотвратить смерть работника. Они должны были своевременно приостановить эксплуатацию дымовой трубы для ее обследования с целью установления причин образования конденсата и возможности ее дальнейшей эксплуатации. Однако подсудимые не предприняли никаких подобных мер", - считает государственный обвинитель.

Тимур Кульжанов также привел довод, что, мол, свидетели обвинения Ягодин, Семахин и Айтикеев на суде утверждали, что они бы, видя серьезные повреждения на трубе в виде конденсата и обледенения, предприняли бы меры к приостановлению эксплуатации трубы и обратились бы к специализированным организациям по обслуживанию.

К слову, эти самые свидетели обвинения - это бывшие руководители ТЭЦ-2, при которых и проводился тот самый недоделанный ремонт и которые один за другим уволились перед трагичным отопительным сезоном 2021-22 годов.

И один из этих свидетелей Андрей Семахин на суде заявлял, что срок ремонта сократили по указанию директора ТЭЦ Бармина, так как в связи с недовыработкой электрической энергии назрела необходимость запуска первой турбины и двух котлов. Значит, и труба должна была выйти раньше из ремонта.

"Я закладывал весь объем работ, но было дано указание, что мы не можем ремонтировать трубу два месяца, только 30 дней. Было принято решение - и его принял не я - сделать лишь то, что можно в этот срок. А замена 11-го и 12-го поясов предполагала их полную перекладку, что было невозможно сделать за месяц просто физически, поэтому от них и отказались", - заявлял Семахин в суде.

Тем временем государственный обвинитель посчитал, что суд первой инстанции искажает позицию обвинения и обсуждает комплекс мероприятий по предотвращению падения трубы, делая необоснованные выводы о виновности предыдущего руководства, проводившего ремонт.

"Просим оправдательный приговор Петропавловского городского суда в отношении Конырбаева, Торохтий и Марченко отменить и вынести новый приговор, назначив в пределах статьи 254 Уголовного кодекса РК следующие сроки. Ержану Конырбаеву - 4 года 6 месяцев ограничения свободы с установлением пробационного контроля на весь срок и принудительный труд, Сергею Торохтию - 3 года 6 месяцев ограничения свободы, Сергею Марченко, с учетом смягчающего обстоятельства, а именно: наличия малолетних детей, - 2 года 6 месяцев ограничения свободы, для всех - с лишением права занимать руководящие должности в коммерческих и финансовых организациях и на государственной службе сроком на три года", - обратился к председательствующему судье Тимур Кульжанов.

Вынесенные судом частные постановления он просил также отменить.

Просим справедливости

Руководитель юридического управления АО "Севказэнерго" Наталья Джаманчалова на заседании коллегии заявила, что предприятие, признанное потерпевшим по делу, полностью согласно с оправдательным приговором суда первой инстанции.

"Считаем приговор законным и обоснованным. И нам до сих пор не понятно, почему государственный обвинитель поддерживает свое обвинение. Уже даже рядовому обывателю понятно, что эти люди не виновны в том, что произошло на станции, что проблема гораздо глубже, а не лежит на поверхности, как это трактует прокурор. То ли он действительно убежден в виновности этих лиц, то ли не хватает смелости признать ошибочность своих выводов и доводов", - отметила Наталья Джаманчалова.

Она подчеркнула, что о том, что на станции будут выбывать тепловые и электрические мощности, сама станция предупреждала задолго до того, как произошло обрушение трубы.

"Начали писать сначала в местные исполнительные органы, потом в государственные территориальные департаменты, которые утверждают тарифы. Писали о том, что недостаточно средств для инвестиций, для обычных текущих ремонтов, чтобы поддерживать оборудование, что нужно повышать тарифы, иначе невозможно будет дальше проходить отопительные сезоны. Но чиновники придерживались такой позиции, что вроде как проблема есть, но повышения тарифов опасались. В результате получили то, что получили. И это не только в Петропавловске такая ситуация", - говорит представитель предприятия.

Она констатировала, что в том, что оборудование изношено и выходит из строя, виноваты не оправданные, а те, кто устанавливает тарифы, кто определяет, достаточны ли они для выполнения тех или иных ремонтов.

"Если была бы другая ситуация, что тарифов было достаточно, что можно было бы менять оборудование, а не просто его латать. Например, полностью заменить котел, а это порядка 20 млрд тенге. И произошло бы такое ЧП, тогда можно было бы сказать, что они плохо выполняли свою работу, у них было все исправное, а они не организовали все должным образом. Но не было у них таких условий, при которых они смогли бы обеспечить надлежащую эксплуатацию оборудования. Произошел такой износ, при котором дальнейшая работа была невозможна", - отметила Наталья Джаманчалова.

Она добавила, что прокурор предполагает, что какие-то мероприятия оправданные могли бы разработать, но на деле никто не может сказать, что нужно было сделать в этой ситуации.

"Если бы они остановили трубу, когда появились эти пятна конденсата, то есть в ноябре, они бы просто заморозили город и не обеспечили бы его теплом. И самое важное – если бы они остановили работу трубы, что бы произошло с этой неработающей трубой? Может быть, она упала бы гораздо раньше, и жертв могло быть больше. Строить свое обвинение на предположениях, не зная, как оно должно было быть на самом деле, неправильно", - считает представитель потерпевшей стороны.

Она также подчеркнула, что, по их мнению, есть главная причина разрушения этой трубы – это недовыполненный ремонт, который проводился после того технического обследования 2013 года.

"Но какое отношение к этому ремонту имеют оправданные? Никакого. И вопросы – почему ремонт не был выполнен до конца, а могла ли эксплуатироваться труба без этого ремонта – они важные, но задать их надо другим людям", - подчеркнула Наталья Джаманчалова, попросив оставить приговор суда первой инстанции в силе и в удовлетворении ходатайства прокуратуры отказать.

Об этом же попросили и другие потерпевшие – муж и мать погибшей сотрудницы станции Натальи Чефоновой.

Юрий Чефонов сам проработал на предприятии 14 лет.

"Весь ремонт проходил на моих глазах, но я не мог представить себе такого, что произойдет обрушение трубы. А тем более оказавшиеся на скамье подсудимых, они проработали всего ничего. Я считаю, что они невиновны. И очень надеюсь, что настоящие виновники трагедии все-таки понесут ответственность. Прежний директор ТЭЦ недавно умер, но остальные руководители-то живы. Почему они до сих пор не на скамье подсудимых?" – задается вопросом супруг погибшей.

Мать погибшей Татьяна Лыщевская также считает, что оправданные невиновны.

"Они только заступили на свои должности, какой с них спрос? Но обязательно нужно продолжать дальше следствие и искать действительно виновных. А не так, чтобы сделать их крайними, а те, кто виноват, будут и дальше занимать должности, рушить все дальше. Прошу справедливости - докопаться до истины и установить истинных виновных", - заключила потерпевшая.

Оставить приговор без изменения

В результате судебная коллегия по уголовным делам постановила: приговор Петропавловского городского суда оставить без изменения, апелляционное ходатайство прокурора - без удовлетворения.

"Апелляционное постановление вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть пересмотрено в конституционном порядке по мотивам ухудшения положения оправданных в течение одного года", - заключил председательствующий судья Сергей Викторенко.

Также оставлено без изменения частное постановление городского суда, вынесенное в адрес прокурора области. То есть уголовное дело будет направлено прокурору области для установления действительно виновных.


Елена Бережная
газета "Неделя СК"
"Найти не крайних, а виновных!"
16.11.23

Поделиться статьёй: