В Петропавловске оштрафовали крупную торговую сеть за несоответствие ценника товара и цены на кассе

Цена бритвы, которую хотел купить горожанин, в чеке оказалась в два раза выше, чем была указана на витрине. Мужчина пожаловался на магазин в департамент торговли и защиты прав потребителей Северо-Казахстанской области.

Знать меру

Руководитель областного департамента торговли и защиты прав потребителей Канат Женисбекулы на брифинге региональной службы коммуникаций сообщил, что в этом году в их ведомство поступило 342 обращения от жителей региона. Им оказано содействие в возврате средств в размере 4 млн 486 тысяч тенге. В том числе больше 1,9 млн вернули предприятия, работающие сфере розничной торговли, 1,2 млн – в сфере электронной торговли, 1,3 млн тенге – представители сферы бытовых услуг.

– За нарушение законодательства в сфере регулирования торговой деятельности были привлечены к административной ответственности 106 субъектов предпринимательства. Из них 105 – за превышение размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары. В том числе наложено 13 взысканий в виде штрафа за совершенное субъектами бизнеса аналогичное противоправное деяние повторно в течение года. Превышение торговой надбавки прослеживается по всему перечню социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ). Согласно Закону РК «О регулировании торговой деятельности» надбавка не должна превышать 15% от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, – напомнил Канат Женисбекулы. – Данная работа проводится совместно с департаментом экономических расследований и Региональной комиссией по расследованию посреднических схем по всей цепочке ценообразования.

Заместитель руководителя департамента экономических расследований по СКО Максим Пахно, в свою очередь, рассказал, что в числе нарушителей есть как сети супермаркетов, оптовые компании, так и магазины «у дома». Нарушения выявляют по следующим видам товаров: подсолнечное масло, мука, рис, гречневая крупа, соль, яйца, куриное мясо, кефир, масло сливочное. Он отметил, что по выявленным фактам нарушения устранены, цены снижены в пределах допустимой надбавки.

– Не остается без внимания и вопрос закупа продуктов питания социальными, образовательными и медицинскими учреждениями. Департамент экономических расследований ранее выявил факты закупа детскими садами продуктов питания по завышенной цене. Проведена работа по снижению закупочной цены СЗПТ в учреждениях образования области. По результатам работы в текущем году удалось сэкономить средства из родительского фонда 17-ти тысяч родителей в 458 дошкольных учреждениях, – рассказал Максим Пахно.

"К вам едет ревизор"

Канат Женисбекулы добавил, что сейчас уполномоченный орган вправе на основании обращений физических и юридических лиц назначать внеплановые проверки по вопросам реализации товаров, которые продаются по более высокой цене, чем указана на витрине.

Так, по обращению горожанина специалисты департамента провели проверку в одном из филиалов крупной торговой сети Петропавловска.

– Потребитель хотел купить бритву «Gillette» по акционной цене 6199 тенге. Однако при оплате в кассовом чеке была указана стоимость товара 12399 тенге, которая значительно превышала цену, которая была указана на ценнике витрины... Также во время посещения объекта торговли по времени и дате размещения ярлыка цен на витрине было выявлено, что ценник был заменен продавцом только через четыре часа после совершения покупки потребителем, – подчеркнул Канат Женисбекулы. – Субъект предпринимательства был привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 193 КРКоАП. В настоящее время в доход государства в порядке сокращенного производства субъектом крупного предпринимательства оплачен штраф в размере 55 380 тенге.

Также совместным приказом Министра торговли и интеграции Республики Казахстан и заместителя премьер-министра – министра национальной экономики Республики Казахстан в июне 2024 года внесены дополнения в Проверочный лист за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. В перечень внесли ещё четыре новых требования, подлежащие проверке:

- обеспечение обмена или возврата товара, проданного с истекшим сроком годности, небезопасного и (или) некачественного товара, выпущенного с нарушением прав интеллектуальной собственности, независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение тридцати календарных дней со дня приобретения товара с возвратом потребителю денежной суммы за купленный товар;

- передача продавцом потребителю товара, в том числе при реализации товара в электронной торговле, соответствующего образцу и (или) описанию;

- устранение недостатков работы (услуги), обнаруженных в ходе ее выполнения (оказания), и недостатков выполненной работы (оказанной услуги) в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором;

- включение в договор с потребителем условий, нарушающих и (или) ущемляющих права потребителя.

Данные изменения и дополнения уже вступили в законную силу.

Так, по обращению потребителя департамент провел проверку в отношении индивидуального предпринимателя, который занимается изготовлением мебели. Горожанин пожаловался на ИП, поскольку ему не ответили на письменную претензию в установленные сроки и не приняли мер по устранению указанных недостатков изготовленной мебели.

– Субъект предпринимательства был привлечен к административной ответственности согласно подпункту 3 части 5 статьи 190 КРКоАП за неисполнение изготовителем (исполнителем) обязанностей по представлению письменного ответа на претензию потребителя в срок, установленный законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей. Также индивидуальному предпринимателю вынесено предписание об устранении недостатков изготовленной им мебели в установленные сроки, – проинформировал Канат Женисбекулы.

В заключение выступающий отметил, что в настоящее время Мажилисом Парламента Республики Казахстан в первом чтении одобрен законопроект «О защите прав потребителей», принятие которого позволит повысить уровень защищенности потребителей и ответственности субъектов бизнеса.


Александра Кондратова
газета "Неделя СК"
"Когда покупатель прав"
26.09.24

Поделиться статьёй: