В Петропавловске огласили приговор бывшему борцу с организованной преступностью

Экс-заместитель руководителя УБОП ДП СКО должен провести в изоляции от общества восемь лет.

Такое решение принял Петропавловский городской суд в лице председательствующей судьи Елены Аушакимовой. Экс-заместитель начальника управления по борьбе с организованной преступностью департамента полиции Северо-Казахстанской области Ерболат Каптаев, 1989 года рождения, признан виновным в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 366, части 3, пункта 4 УК РК.

- Назначить наказание в виде 8 лет лишения свободы с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе, с отбыванием наказания в учреждении УИС средней безопасности, - огласила судья. - Лишить звания «майор полиции».

Также решено конфисковать в доход государства стоимость предмета и услуги взятки в размере 674 тысячи 990 тенге.

***

Убоповец был обвинен в связях с криминальным миром, в частности, с человеком, имя которого неоднократно мелькало в криминальных сводках и звучало в уголовных делах. Судя по материалам дела, Каптаев много раз встречался с Русланом Нагумановым, обедал с ним в кафе, был даже вхож в дом. Последний в переписке с приятелем называл полицейского хорошим парнем, братаном.

По версии следствия, «братан» был человеком чрезвычайно полезным для рецидивиста. Так, в свое время он предупредил Нагуманова о готовящемся в его доме обыске в рамках следствия по делу о вымогательстве и шантаже, возбужденному по заявлению бывшей жены Нагуманова. Предупрежденный мужчина избавился от хранившихся у него травматических пистолетов, нескольких пачек сувенирных купюр в виде долларов и евро, а еще выкинул из своего Lexus биту.

В марте 2024 года Каптаев получил от Нагуманова Iphone 15 Pro. Вещь, мягко говоря, недешевую. Потом это объяснялось тем, что Нагуманов купил его в подарок жене, но после ссоры с ней со скидкой продал «братану». Летом, находясь с семьей в Астане, где был в тот момент и Нагуманов, убоповец попросил у него на несколько дней машину, чтоб съездить на Балхаш. Нагуманов сначала предложил свой Lexus, но затем подыскал ему через приятеля машину Haval, оплатив аренду – 20 тысяч в сутки из своего кармана.

Позже Каптаев будет уверять, что все это было частью необходимой оперативной работы, позволяющей раскрывать тяжкие преступления и ловить опасных преступников. Если бы судебный процесс объявили закрытым, он бы смог раскрыть все секреты до конца. Но соответствующее ходатайство не удовлетворили, а служебная тайна и беспокойство за судьбы определенных людей не позволяют ему рассказывать о нюансах работы опера.

- Мой супруг, за плечами которого немало раскрытых дел, выполнял работу оперативного сотрудника, никому не покровительствовал и не уводил от ответственности, - сказала во время судебных прений жена подсудимого. - Прошу суд взять во внимание, что нет прямых доказательств, показания свидетелей нестабильны, что ставит их под сомнение.

- Ряд свидетелей – люди, с которыми я никогда не встречался, двое - ранее судимые, отбывали наказание с заявителем, - сказал подсудимый. – Никаких попыток его увода от ответственности я не предпринимал. …Он давал нестабильные показания, много моментов, которые он излагал, не нашли подтверждения… Мы общались только в оперативных целях, что позволило раскрыть преступления, установить нахождение преступников

***

Заявление на полицейского написал сам Нагуманов. А дело было так: вляпавшись в очередную криминальную историю, он оказался в изоляторе. Расставаться со свободой Нагуманову очень не хотелось, поэтому стал просить Каптаева, чтобы его перевели на домашний арест. Однако «братан» твердо заявил, что это невозможно.

Вот после этого отказа и было написано заявление о том, что его за деньги крышевали «менты». Несколько из упомянутых сотрудников доказали свою честность, в поле зрения силовиков остался Каптаев.

По словам адвоката подсудимого Нурума Казбекова, то, что заявивший на полицейского мужчина давал ложные показания, является очевидным фактом. И, дескать, в покровительстве замначальника УБОП он не нуждался, так как у него был… другой источник информации в ОВД.

- В отношении него дело рассматривалось в горсуде, дали ему семь лет, - сказал адвокат. - И по этому делу проходил бывший сотрудник первого горотдела полиции. Они - друзья, вместе совершили мошенничество. Зачем ему сведения от Каптаева, если у него был друг-полицейский, с которым они пошли в группе лиц? Якобы Каптаев сообщил ему о предстоящем обыске. Об этом говорит только он, заявитель, никто больше не слышал. Подумайте, Каптаев, зная, что этот человек на прослушке, предупреждает его? Где логика? Зная, что идут негласные следственные действия, открыто предупреждает? Никто не хочет в этом разбираться. …Когда тот звонил Каптаеву, мой подзащитный так ему и ответил, мол, я же тебе говорил. Ну, фактически сказал, что ничем не поможет, мол, предупреждал же: не совершай правонарушений. Когда в помощи ему было отказано, этот человек и обращается в комитет.

Адвокат подчеркнул, что изначально речь шла о статье 362 («превышение власти и должностных полномочий»), но позже дело переквалифицировали на 366 статью. Причем в отношении других сотрудников прекратили, оставив только Каптаева, который встречался с заявителем в связи с оперативными интересами. Эти сведения составляют служебную тайну, но их можно было бы запросить.

- Раньше Каптаеву верили, а одно слово заявителя – и ему уже не верят, - сказал Казбеков. – Прошу отнестись к показаниям заявителя критически. Каптаев выполнял свои служебные обязанности. Его оговорили. … Здесь выступали ранее неоднократно судимые люди, которые не работают, но катаются на дорогих машинах. Как это, никого не интересует? А им выгодно упечь полицейского. Почему заявитель не заявил ранее, а только, когда его самого задержали? Чтобы говорить, что он упек в тюрьму зама начальника УБОП, что придаст ему авторитета?

***

- Коррупция оказывает разлагающее воздействие на важнейшие сферы жизни государства и общества, обретает все более масштабные размеры, характеризуется многообразием форм, борьба с коррупцией является одним из важнейших направлений государственной политики, - сказала во время судебных прений представитель прокуратуры Роза Жолаушинова. - Рассмотрение дела в отношении Каптаева в совершении тяжких коррупционных уголовных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 366 и пунктом 4 части 3 статьи 366, подошел к завершающей стадии. Он вину не признал, что является его правом. Несмотря на это, его вина подтверждается исследованными судом доказательствами, взаимосогласующимися между собой. В частности, вина подтверждена письменным заявлением и стабильными показаниями заявителя о передаче денежных средств, а также телефона марки Айфон 15 PRO за общее покровительство, наличием переписки в отношении уголовных дел, которые расследовались в отношении заявителя, а также предоставления Каптаеву машины в августе 2024 года для поездки во время отпуска, результатами негласных следственных действий, протоколами допросов свидетелей.

По словам гособвинителя, подтверждены связь и длительное общение подсудимого с заявителем, оказание полицейским консультаций последнему по уголовному делу, связь в день задержания заявителя. Роза Жолаушинова отметила, что доказательства не вызывают сомнений, нарушений УПК не допущено. Действия подсудимого предложено окончательно квалифицировать по ст. 366, часть 3, пункт 4 («получение взятки сотрудником правоохранительных органов неоднократно». - Прим. автора).

- Смягчающими обстоятельствами считать наличие малолетних детей, отягчающими – совершение уголовного правонарушения лицом, принимавшим присягу, - сказала гособвинитель. - Назначить наказание в виде реального лишения свободы в учреждении УИС средней безопасности сроком 9 лет с пожизненным лишением права занимать должности на госслужбе, лишить звания «майор полиции».

***

Гособвинитель просила девять лет, суд назначил восемь.

- Ваша вина доказана совокупностью доказательств, - сказала во время пояснений Аушакимова. – Так, Нагуманов, приобретая Iphone 4 марта в 14 часов 9 минут, уже в 14 ч 27 минут прибыл на место и передал телефон Каптаеву. Таким образом, к доводам Каптаева, что это была законная сделка, суд отнесся критически и счел, что эта сделка не входила в рамки его оперативной деятельности. Вина по эпизоду предоставления машины также подтверждается показаниями свидетеля, стенограммами разговоров, перепиской Каптаева и Нагуманова, негласными следственными действиями. Суд учел смягчающее обстоятельство - наличие малолетних детей, отягчающее – совершение правонарушения лицом, нарушившим присягу. Статья 366 предусматривает наказание от 7 до 12 лет. Каптаеву назначено наказание ближе к минимальному. Подсудимый, вам все понятно?

- Да, - ответил Каптаев.

Приговор городского суда в законную силу не вступил, может быть обжалован.

К слову, Нагуманова из-под ареста так и не выпустили. Недавно его осудили за мошенничество, дали семь лет.


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Срок для опера"
25.09.25

Поделиться статьёй: