В Петропавловске обсудили причины схода автобусов с нескольких городских маршрутов

Выяснилось, что на спонтанное решение водителей повлияла усталость от жесткости карантинных требований и угрозы штрафов, размер которых подчас сопоставим с их зарплатой.

В социальной сети Фейсбук по инициативе журналистов состоялось обсуждение ЧП, произошедшего на днях в Петропавловске, когда с нескольких городских маршрутов сошли автобусы. В разговоре приняли участие представители сферы общественного транспорта, акимата города, санэпидслужбы, прокуратуры и полиции. Председатель ассоциации «Автотранспортный союз СКО» Галина Семенова подтвердила этот факт, отметив, что действия водителей были спонтанными, а простой был недолгим.

- Никто не ожидал такого, - сказала Семенова. – Утром сотрудники МПС объясняли водителям, что в автобусе не должно быть пассажиров больше, чем посадочных мест, то есть, никто стоять в салоне не должен. Они предупреждали, что это требование надо обязательно соблюдать, иначе не избежать штрафных санкций, если нарушение будет зафиксировано во время рейда. Водители самостоятельно, не уведомляя руководства своих предприятий, неожиданно сошли с маршрутов. Было практически остановлено шесть маршрутов, правда, совсем ненадолго, буквально несколько часов. К ним сразу же выехали руководители двух предприятий, которые переговорили с водителями и убедили их продолжить работу.

Что стало причиной такого поступка водителей? По мнению главы Ассоциации, это накопилась большая усталость. Труд водителей автобусов всегда был тяжелым, а сейчас стал тяжек вдвойне. Мало того, что они сами вынуждены даже в 40-градусную жару работать в масках и перчатках, так еще должны следить за соблюдением санитарных норм пассажирами.

Кроме того, их обязали не пускать в салон пассажиров больше, чем там имеется кресел, а это обернулось конфликтами, скандалами. Люди, которые спешат и не могут иначе передвигаться по городу и которым при этом не дают попасть в автобус, ведут себя зачастую крайне эмоционально. Но у водителя нет выбора, в противном случае ему грозит штраф в 83 тысячи тенге, а для некоторых это сейчас вся месячная заработная плата.

И.о. начальника местной полицейской службы департамента полиции СКО Александр Розбах пояснил, что с момента введения усиленных карантинных мер было выявлено 18 нарушений со стороны водителей и пассажиров автобусов. Пассажиры были наказаны за отсутствие защитных масок, а водители, в отношении которых собрано всего пять административных материалов, - за перегруз. Также есть возможность уменьшения суммы штрафа вдвое…

Если говорить о конкретной ситуации, то видимо сказался прессинг страха перед возможным штрафом и общее нервное напряжение. Тем более, что за последнее время число водителей общественного транспорта в Петропавловске значительно сократилось, а нагрузка на оставшихся заметно возросла.

По словам главы Ассоциации, многие ушли еще в марте, когда только все начиналось. Мужчины, чтобы прокормить семью, стали искать другую работу. Кто-то устроился водителем большегруза, кто-то - такси, кто-то ушел на стройку или уехал в другие регионы. Дефицит таких кадров в сфере общественного транспорта составляет около сотни человек (а то и все 150, при условии строгого соблюдения двух смен). Соответственно уменьшилось и число машин на линиях.

На вопрос, правда ли, что водители, несмотря ни на что, должны сдавать строго определенную сумму владельцу ТС, доход которых и сегодня неизменен, спикер ответила, что это совершенно не так. Мол, никто никакого плана сейчас не требует, лишь бы автобусы вообще выходили.

- Зарплата водителя – это не четкие оклады, она напрямую зависит от пассажиропотока, - сказала Галина Петровна. – Поэтому сейчас резко снизился и доход самих предпринимателей. Собственники автобусов несут колоссальные потери. Некоторые едва на плаву держатся. Понимаете, проблемы начались еще до пандемии, мы уже порядка двух лет испытываем трудности. Тариф в 80 тенге никак не покрывает расходы перевозчиков. Ну, то есть, отчасти покрывает, но развиваться, обновлять парк машин не дает. Сейчас ситуация усугубилась, ресурсы исчерпаны. А ведь автобус требует больших вложений, его надо обслуживать, ремонтировать, чтобы он завтра из строя не вышел.

Семенова согласилась с тем, что более ясную картину по пассажиропотоку может дать только электронное билетирование. Вероятно, после послабления карантинных мер к этому вопросу в городе вернутся. А пока, чтобы подобных остановок не повторялось, Ассоциация обратилась за помощью к властям с предложением найти консенсус.

Представители прокуратуры и акимата сообщили, что в ходе конструктивного диалога решили выделить в помощь водителям 40 волонтеров. Они сейчас на остановках общественного транспорта ведут работу с горожанами, разъясняя необходимость ношения масок и ограничении числа пассажиров числом посадочных мест. Какой эффект это даст, покажет время. Но в ходе беседы в прямом эфире было сказано, что конфликтных ситуаций стало меньше. Сейчас все автобусы на линиях.


Елена Чернышова
газета "Неделя СК"
"Остановочный эффект"
13.08.20

Поделиться статьёй: