В Петропавловске мужчине, которого судили за убийство с особой жестокостью четырехлетнего брата, сожительницы и ее годовалой дочки и инсценировку пожара, дали пожизненный срок

Ранее он был оправдан коллегией присяжных заседателей.

Напомним, трагедия случилась в сентябре 2023 года. Тогда при пожаре в частном доме в одном из микрорайонов Петропавловска погибли молодая женщина и двое маленьких детей: годовалая девочка и четырехлетний мальчик. Единственный выживший в пожаре мужчина утверждал, что просто не успел и не смог вытащить свою семью из огня. Сам же он, по его словам, спасся, в последний момент разбив окно.

Однако спустя месяц К. задержали по подозрению в убийстве. Под подозрение он попал после того, как были готовы результаты экспертизы трупов. Эксперты не обнаружили у детей карбоксигемоглобин, который образуется в крови при отравлении угарным газом, и пришли к выводу, что дети погибли еще до начала пожара. К тому же у годовалой девочки была обнаружена прижизненная тяжелая черепно-мозговая травма.

Выживший…

Это дело рассматривали в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Северо-Казахстанской области с участием присяжных заседателей с марта 2024 года.

По версии обвинения, вечером 25 сентября 2023 года подсудимый после работы уснул. В это время в доме находились его сожительница и ее годовалая дочь, а также четырехлетний брат подсудимого.

"Около 19 часов К. проснулся из-за того, что его разбудили громко играющие дети. Он начал ругать их, сожительница стала заступаться за детей, у них возник словесный конфликт. Подсудимый стал толкать сожительницу, при этом ее малолетняя дочь подбежала к матери и стала прижиматься к ней. Тогда К. взял девочку на руки, и, чтобы причинить ее матери особые страдания и мучения, бросил ребенка с высоты собственного роста в сторону веранды дома", - говорится в обвинительном акте.

Как следует из обвинения, девочка, ударившись головой об пол, получила серьезные травмы и скончалась на месте. После чего подсудимый в присутствии своего малолетнего брата душил сожительницу, пока та не потеряла сознание. Опасаясь, что мальчик расскажет о случившемся, задушил и его.

"После чего К., желая завуалировать совершенные им деяния под несчастный случай, снял с потерпевших одежду. Завернув детей в плед, переместил их трупы в деревянную веранду. Туда же переместил тело сожительницы, будучи уверенным в том, что она мертва. К., достоверно зная, что веранда дома построена из деревянных материалов, поджег вещи и предметы быстрого горения, отчего загорелась деревянная обшивка веранды. Когда пожар разгорелся, К. разбил ногами окно в зале и выбрался на улицу, став при этом звать соседей на помощь, тем самым обеспечив себе алиби в том, что сам является жертвой пожара", - гласит обвинение.

Как отметила на суде прокурор Роза Жолаушинова, экспертизы достоверно установили, что 21-летняя женщина погибла в результате пожара и острого отравления окисью углерода.

Установить точную причину смерти малолетнего брата подсудимого эксперты не смогли, однако сделали заключение, что признаков прижизненного нахождения ребенка в очаге пожара нет.

"Отсутствие карбоксигемоглобина в крови и продуктов горения в биологических объектах, а также отсутствие копоти в дыхательных путях свидетельствуют о том, что в момент нахождения в очаге пожара функция дыхания у ребенка отсутствовала, и он не вдыхал продукты горения. Это дает возможность высказаться о том, что до начала возгорания он был мертв", - следует из выводов экспертизы.

Что касается годовалой девочки, то эксперты установили, что у ребенка была прижизненная тяжелая черепно-мозговая травма в виде переломов костей головы и кровоизлияния, которые могли быть причиной смерти. А вот карбоксигемоглобина в крови и продуктов горения в легких девочки эксперты не обнаружили, из чего сделан вывод, что смерть ребенка наступила до возникновения пожара.

Государственный обвинитель просила суд и присяжных признать подсудимого виновным в убийстве двух и более лиц, заведомо для виновного находящихся в беспомощном состоянии, совершенном с особой жестокостью, а также в убийстве малолетних, и назначить ему пожизненное лишение свободы.

…и оправданный

Сам подсудимый вину не признал ни в ходе следствия, ни в суде.

К. рассказал, что в тот вечер его разбудила сожительница, сказав, что в доме пахнет гарью. Он открыл дверь и увидел, что на веранде горят потолок и стены. Сказав сожительнице, чтобы она быстрее брала детей и шла за ним в зал, К. выбил окно в зале. Обернувшись, он якобы увидел, что девушки и детей рядом нет. Свет погас, дышать было нечем, он лег на пол и пополз в сторону веранды.

По его показаниям, когда он дополз до веранды, услышал, как девушка сказала: "Саша, я умираю". С закрытыми из-за сильного дыма глазами он начал в темноте щупать вокруг. Нащупал волосы, и ему показалось, что они отходят от головы. Понял, что сожительница уже мертва. Начал искать руками детей. Понял, что сам задыхается, дополз до зала, и у него получилось вылезти из окна.

"Я сам чуть не сгорел… Ни мотива, ни умысла на убийство у меня не было. Я никогда не обижал девушек и детей, это мой принцип в жизни. Получается, что я виноват только в том, что выжил…" - заявлял подсудимый.

На его невиновности настаивала и его мать, потерявшая младшего сына и проходившая по делу в качестве потерпевшей. Она просила суд и присяжных вынести оправдательный приговор.

5 сентября 2024 года суд с участием коллегии присяжных заседателей признал подсудимого невиновным и оправдал за отсутствием события преступления. К. был освобожден немедленно из-под стражи в зале суда.

Отметим, что вердикт присяжных заседателей вызывал большой общественный резонанс. Многие задались вопросом – не отпустили ли на свободу виновного.

Не согласившись с оправдательным приговором, прокуратура подала апелляционное ходатайство, а потерпевшая сторона – мама погибшей девушки - апелляционную жалобу на приговор суда первой инстанции.

6 ноября 2024 года судебная коллегия по уголовным делам Северо-Казахстанского областного суда приговор в отношении оправданного К. отменила из-за допущенных нарушений при отборе присяжных заседателей и направила уголовное дело на новое судебное разбирательство.

"Жалость к палачам становится жестокостью к жертвам"

Новое разбирательство проходило также в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Северо-Казахстанской области в новом составе суда и с участием новых присяжных заседателей. К слову, суд, несмотря на ходатайство государственного обвинителя взять подсудимого под стражу, оставил его на свободе под подпиской о невыезде и надлежащем поведении.

Интересно, что на одном из заседаний были озвучены результаты проверки подсудимого на полиграфе (детекторе лжи), которую провели с добровольного согласия ее участника. При этом присяжным разъяснили, что данный метод не позволяет с абсолютной точностью определить правдивость или ложность ответов, поэтому результат не является утверждением.

Так, полиграф усмотрел признаки лжи, когда подсудимый отрицательно отвечал на вопросы об употреблении им наркотических или психотропных веществ в тот день, о нанесении телесных повреждений сожительнице и детям, о наступлении их смерти до начала возгорания и о совершении поджога.

Однако адвокат подсудимого отметил, что доверять результатам исследования нельзя, так как уже по первому вопросу возникли явные противоречия. В вечер трагедии подсудимому проводили медицинское освидетельствование, в ходе которого наркотические вещества и алкоголь в крови не обнаружены. Подсудимый же отметил, что он сам настаивал на прохождении полиграфа и на вопросы отвечал честно.

2 мая по данному делу прошли судебные прения.

Прокурор Роза Жолаушинова, обращаясь к присяжным, озвучила цитату французского писателя Ромена Роллана: "Жалость к палачам становится жестокостью к жертвам".

"Принимая решение на эмоциях и из сострадания, можно перечеркнуть ценность трех человеческих жизней. Остановлюсь на доказательствах. Версия К. о несчастном случае имела право на существование только до получения результатов экспертизы. … Все вы видели фотографии с места происшествия, и они опровергают версию подсудимого и защиты о нанесении детям телесных повреждений обрушенными конструкциями. Версия К. о его действиях не выдерживает критики и опровергается показаниями пожарных. Ни один пожарный не подтвердил, что К., как и любой человек, мог находиться в задымленном доме свыше нескольких минут. Хотя, по его словам, он возвращался в горящий дом. И как только возникли противоречия в его версии, К. воспользовался своим правом давать показания против себя", - подчеркнула прокурор Жолаушинова.

Она также обратила внимание присяжных на то, что версия защиты, что сожительница подсудимого могла взять детей и броситься к выходу сквозь пламя - нелогичная и непоследовательная. А также на то, что трупы девушки и детей лежали в неестественных для людей, убегающих от огня, позах.

Во второй части прений, которая проводится без присяжных заседателей, государственный обвинитель подчеркнула, что вина подсудимого в совершении убийства троих человек полностью доказана и попросила суд назначить подсудимому пожизненный срок.

Мать подсудимого, сам подсудимый и адвокаты продолжали настаивать на его невиновности.

"Это было недоразумение, несчастный случай, я не знаю, как назвать. Он ни разу не поднял руку ни на одну женщину, ни на одного ребенка. Если бы я знала, была бы уверена, что это сделал мой сын, я бы никогда не пошла и не заступалась за него. Мой сын не убийца. Он трус, он никогда не убьет человека", - отметила мать подсудимого.

А вот мама погибшей девушки Надежда Котяш уверена, что подсудимый виновен.

"Девочки у меня были очень хорошие. Алине всегда не везло с парнями. Не тех находила… Вот подсудимый говорит о большой любви, но какая любовь за три месяца может быть? Это способ защиты такой. Я полностью доверяю экспертизам. Верю в компетентность судей, прокуроров, в их профессионализм. Не зря же все это столько времени идет. Зачем тогда эксгумацию делали? Не давали покоя моим девочкам… Я считаю, что все доказано", - заключила Надежда Котяш.

***

12 мая суд с участием коллегии присяжных заседателей вынес новый приговор.

"Суд с участием коллегии присяжных заседателей приговорил: признать подсудимого виновным и назначить окончательно наказание в виде пожизненного лишения свободы. Местом отбывания наказания К. определить учреждение уголовно-исполнительной системы чрезвычайной безопасности. Меру пресечения в отношении К. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении заменить на содержание под стражей и взять незамедлительно под стражу в зале суда. Назначить принудительное лечение от алкоголизма по месту отбывания наказания", - зачитал приговор судья Ерлан Нуршарыпов.

После оглашения приговора осужденный заявил, что "присяжные осудили невиновного".

"Это ваше решение, но я невиновен. Вы ничего на самом деле не знаете… Я надеялся на справедливое решение", - заключил К., которому надели наручники в зале суда.

Мать и сестры осужденного на приговор суда отреагировали рыданиями и криками.

"Вы отняли у меня последнего сына. Он невиновен. Бог все видит", - выкрикнула мать К.

Потом женщине стало плохо, к зданию суда пришлось вызывать скорую помощь.

Отметим, что приговор в законную силу пока не вступил. Скорее всего, подсудимый и его родственники попробуют его обжаловать.


Елена Бережная
газета "Неделя СК"
"Вердикт – виновен"
15.05.25

Поделиться статьёй: